English version

Городские сады

В проекте реновации кварталов в районе Хорошево-Мневники архитекторы UNK project использовали принцип подобия, в меньшем масштабе повторяя композиционное и функциональное построение, характерное для всей Москвы

mainImg
Каким должен быть современный город? Этот вопрос как никогда актуален для крупнейших российских городов. Коммерческая застройка не смогла предложить адекватной замены критически устаревшему формату советских микрорайонов. Удачные эксперименты по разработке проектов планировки для крупных многофункциональных комплексов, в том числе на месте бывших промзон, такие как проект ЗИЛАРТ и «Символ», показали, что необходимо полностью пересмотреть подходы к структуре и форматам городской ткани. Необходимы комплексные решения, отвечающие не только современным требованиям, но и учитывающие перспективное планирование. Поиск этих решений стал предметом нескольких громких конкурсов. В этом году на первой российской молодежной архитектурной биеннале свое видение комфортной городской застройки представили молодые архитекторы. Теперь пришел черед «тяжелой артиллерии» – в конкурсе на градостроительные концепции реновации пятиэтажного жилого фонда в Москве участвуют ведущие российские и мировые бюро.
Конкурс на реновацию районов «пятиэтажек» можно назвать «творческим» достаточно условно. Конкурсанты работали с массивами данных, функциональным зонированием, нормативными требованиями и программированием развития территории, в том числе увязывая ее с экономикой и графиком волнового переселения. Результатом конкурса должны стать ПЗЗ* для стартовых районов программы реновации, на основе которых будут определяться ГПЗУ и затем разрабатываться проекты отдельных зданий и комплексов с участием различных архитектурных бюро.

Для конкурса было разработано более чем подробное задание, в котором определялись основные параметры и принципы застройки. Доскональная проработка и конкретизация ожидаемых решений автоматически, гарантировала сходность получаемых решений. Вариабельность и авторское видение предполагалось лишь в отдельных аспектах проекта, таких как: расстановка композиционных акцентов при помощи повышения этажности или включения в застройку оригинальных общественных сооружений; выстраивание пространственных связей с теми или иными объектами, расположенными по соседству и добавление к программе каких-то «бонусов» для придания застройке индивидуальности.

Представленные на конкурс проекты интересны своими нюансами и акцентами, на которые решили сделать ставку авторы, а также тем набором оригинальных решений, которые каждая команда сумела встроить в жестко регламентированную систему конкурсного задания.

Одним из наглядных примеров симбиоза регламента и творчества, математики и эмоций может служить проект консорциума под руководством бюро UNK project. Для того, чтобы разобраться в его особенностях, мы попросили главного архитектора бюро Юлия Борисова прокомментировать проект и сам конкурс.
 
Фрагмент новой «зеленой оси», связывающей основные центры притяжения в единую коммуникационную систему. © UNK project
zooming

Юлий Борисов,
соучредитель и главный архитектор бюро UNK project:
 
«Есть конкурсы творческие, где нужен полет фантазии, а есть конкурсы, ориентированные, скорее, на технический результат. И в данном случае, я думаю, это именно второй тип конкурса. Была поставлена четкая задача, во многом определявшая результат и не предполагавшая каких-то радикальных открытий. Но было очень интересно посмотреть, какие методы, какие приемы возобладают. Как сработают наши вечные качели. Где мы? Одной ногой в Европе, другой – в Азии. И конкурс явно показал, что мы не совсем Европа, но мы и точно не Азия. Нагляднее всего это проявилось в заданных показателях высотности застройки. Выше чем в старой доброй Европе, но значительно ниже застройки азиатских мегаполисов.

Так же произошло и со вторым ключевым аспектом программы. Есть мнение, что Москва – это деревня с точки зрения архитектуры. Потому что у нас все домики ставятся в окружении палисадников. Такое деревенское строительство. А Санкт-Петербург – это Европа, потому что там изначально дома ставились по европейскому образу, вдоль красных линий и так далее. И вот этот баланс между усадебной застройкой и регулярной европейской, он тоже прослеживается в работах».
***

Территория
Консорциум в составе российского бюро UNK project, японской компании Nikkei Sekkei Ltd., а также Drees&Sommer и Sinergy project, разработал проект для района Хорошево-Мневники. Это активно развивающийся район города, на территории которого уже есть примеры нового строительства на месте старых пятиэтажек. Здесь активно возводятся новые дома, что говорит о популярности этой части города, что не удивительно. Здесь развита социальная инфраструктура, есть большая зеленая зона вдоль Карамышевской набережной, требующая благоустройства, неплохо развит общественный транспорт. Местным жителям не хватает парковок, рекреационной инфраструктуры и дополнительных пешеходных связей с окрестными точками притяжения. Кроме того, практически отсутствует общественная функция, и почти нет рабочих мест в самом районе. Есть проблемы связности одного из фрагментов застройки, района №77, образующего треугольный клин, ограниченный улицами Мневники, Демьяна Бедного и внутриквартальным проездом, который, словно барьер, отделяет северную часть района от южной, граничащей с прибрежной зоной отдыха.
Существующее положение территории. Связи. © UNK project
Существующее положение территории. Монофункция. © UNK project


Концептуальный подход. «Мини-Москва»
Среди характеристик, заданных конкурсным ТЗ – одно из базовых, кроме квартальной системы – многофункциональность создаваемой застройки. Этот принцип – создание рабочих мест на периферии для снижения нагрузки на транспортную инфраструктуру – применяется сейчас во всех проектах комплексной застройки. Помимо нежилых первых этажей, приветствовалось создание общественных центров, включающих деловую, торговую и культурную функцию. Все конкурсанты учли это правило. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, кому-то общественные и деловые функции помогают решать композиционную и планировочную задачи, кто-то находит для них более концептуальное или литературное обоснование.

Юлий Борисов:
«Наш проект базируется на следующем принципе: мы считаем, что в Москве эволюционно сформировалась своя структура или каноническая схема, своего рода пространственная ДНК, в которой вокруг главного общественного центра – «Красной Площади», формируются остальные функциональные зоны: деловой центр – «Сити», зоны отдыха – парки и жилые кварталы. И мы считаем, что это самая естественная и эффективная система для развития города – использовать ту же структуру, ту же ДНК, но в меньшем масштабе в периферийных районах. Это одновременно и математический, и биологический подход. Мы повторяем эту схему в нашем районе, создавая в нем центр, природную зону, свой Сити и так далее. Мы постарались в радиусе пешеходной доступности вокруг проектируемой станции метро «Хорошевская» сделать такие мини-Москвы, небольшие, но насыщенные разными функциями центры».
Принцип принцип подобия, повторяющий в меньшем масштабе композиционное и функциональное построение характерное для всей Москвы © UNK project


Мини-Сити
Общественный центр расположен в треугольнике рядом с метро, раньше разделявшем территорию – в своем новом качестве он способен, наоборот, стать шарниром, узлом, объединяющим северную и южную часть застройки и местом, где сходятся главные коммуникационные каналы. В общественном центре, ядре новой «Мини-Москвы», будет расположен транспортный хаб, деловой центр, состоящий из нескольких башен, стилобат и нижние этажи которых отданы под бизнес-центры, а верхние уровни – под жилье, а также учебный центр со спортивными учреждениями.
Формирование новой коммуникационной оси © UNK project

Один из новых коммуникационных каналов пересекает северную часть и ведет, через систему пешеходных бульваров, в направлении Серебряного Бора. Второй, также следующий от одной зеленой зоны к другой, вытянулся на юг, к Карамышевской набережной и дальше, через Москва-реку, через которую, по мнению авторов, в этом месте необходимо построить подвесной мост, соединяющий Мневники с районом Фили.
Создание «зеленой улицы» – пешеходного крытого моста с развитой сервисной и торговой функциями © UNK project

Часть Г-образной оси решена как пешеходный мост с развитой коммерческой функцией. Этот пешеходный променад связывает две части района, предоставляя возможность жителям проделать часть пути от метро до дома в комфорте и с пользой благодаря многочисленным магазинам и кафе.
Зона в радиусе 500 метров от новой станции метро станет главным общественным центром территории © UNK project


Система площадей
Вдоль коммуникационной Г-образной оси выстроилась система из нескольких общественных пространств – площадей, бульваров и зон отдыха и общения, для которых авторы проекта придумали свои уникальные функции. Такая дифференциация позволит жителям района использовать их специфику в зависимости от своих увлечений и способов времяпрепровождения, избегая концентрации в одной единственной рекреационной зоне. Система городских площадей состоит из «Площади семьи», «Площади сакуры» с декоративным садом, центральной площади для городских мероприятий круглогодичного использования, «Зеленой площади» – пространства для игр и активного отдыха, «Площади на воде», соединенной с благоустроенной набережной и зоной отдыха вдоль Москвы-реки.
Центральная площадь – место проведения городских мероприятий круглогодичного использования. © UNK project
«Зеленая площадь» – место для игр и активного отдыха. © UNK project
«Площадь на воде» соединена с благоустроенной набережной и зоной отдыха вдоль Москва-реки. © UNK project


Цветущие сады 
Реконструируемые районы «пятиэтажек» любимы многими их обитателями в первую очередь за большое количество зелени. За прошедшее с середины прошлого века время во дворах выросли деревья, посаженные еще первыми новоселами. Для жителей этих районов обилие растительности – необходимость и важный элемент комфортной городской среды. Другое дело, что большая часть зеленых насаждений во дворах никак не обслуживается. Без надлежащего ухода скверы превращаются в запущенные пространства с вытоптанной землей и чахлой растительностью. Жители хотят сохранить зелень, но она должна быть качественно иной. Проектировщики предложили сократить площади зеленых зон, но за счет дополнительного финансирования повысить качество благоустройства, превратив их в настоящие ландшафтные достопримечательности района.
Одна из новых площадей – «Площадь сакуры» с декоративным садом. © UNK project


Юлий Борисов:
«Для нас было крайне важно включить в проект эмоциональную составляющую. Градостроительство – жесткая наука, но как люди творческие мы решили внести в математику поэзию и чувства. Вместе с нашими японскими партнерами, мы решили использовать сады и различные цветущие деревья для придания нашим кварталам индивидуальности за счет запахов и цвета. Те, кто живет в районе МГУ, знают, как по-разному цветут плодовые деревья: яблони, вишни, груши и черешни. Высаживая разные по составу деревьев сады, мы программируем самобытность каждого дома или каждого блока. Прекрасно, если будущие жители смогут говорить «я живу в вишневом саду» или «в яблоневом», или «в черешневом».

Площадь семьи
Согласно правилам программы реновации, сносу подлежат далеко не все здания, расположенные в пределах отведенной для реконструкции территории. Как быть с остающимися зданиями – отдельный вопрос, решение которого также давало возможность конкурсантам проявить свое авторское видение. И в некоторых случаях проблемные объекты давали повод для нетривиального и яркого развития проекта.
Например, в данном случае, в северо-западном районе, на первых этажах двух девятиэтажных башен расположен ЗАГС. Вместо тихого двора обитатели этих башен живут в состоянии хаоса: праздничные автомобили паркуются как придется и шумят. Убрать ЗАГС нельзя, да и для жителей всего района он стал достопримечательностью, ведь многие оформляли брак именно здесь. Решать проблему пришлось градостроительными методами.
«Площадь семьи» – подарок архитекторов жителям района и дань уважения их традициям. © UNK project


Юлий Борисов:
«Мы решили не разрушать сложившуюся традицию, а улучшить ситуацию вокруг ЗАГСа. Увеличили площадь, сделали там специальную системы заезда и парковки свадебных кортежей, чтобы они меньше беспокоили жителей. Затем добавили ресторан, чтобы желающие могли здесь же отметить это знаменательное событие».

Жилая застройка
Жилая застройка разрабатывалась на основе заданного конкурсным ТЗ квартального принципа. В некоторых случаях закладывались замкнутые кварталы, в некоторых – незамкнутые. Отдельно команда подготовила несколько вариантов для интеграции сохраняемых зданий в систему квартальной застройки для того, чтобы обеспечить единую систему деления на приватные и общественные пространства, при возможности использовать старые дома для формирования новых урбан-блоков, а также создания более плотной градостроительной структуры.
Концепция реновации района Хорошево-Мневники © UNK project


Юлий Борисов:
«Мы сделали ставку на разнообразие типологий жилой застройки. Если человек хочет жить хорошо в Мневниках, он может жить либо в сохраняющихся девятиэтажках, может жить в башнях: рядом есть как советские, так и новые коммерческие комплексы, а может жить в наших кварталах. Пропорция получается примерно равная. В этом есть гармоничность. Люди смогут выбирать, где и как они хотят жить. Я уверен, что программа реновации – это не кабала. Человек может получить одну квартиру, потом поменять ее на другую. Важно, чтобы был выбор типов жилья».
Один из вариантов интеграции новой застройки с сохраняемыми жилыми домами. © UNK project

Планировочные и архитектурные решения квартальной застройки максимально эффективны и лаконичны. Более подробно здания будут разрабатываться на следующих этапах программы реновации, вероятнее всего, с участием других проектных компаний. В конкурсном проекте проработана последовательность строительства и сноса жилых зданий на территории района.

Юлий Борисов:
«Одна из важнейших наших задач – оптимизировать график реновации и систему переселения людей. По базовым прикидкам получалось, что понадобится не меньше двух десятков лет на то, чтобы построить новое жилье и переселить всех жителей сносимых пятиэтажек. Только представьте, что за 20 лет вырастет поколение детей, которые будут жить в стройке, в окружении заборов, котлованов, теплотрасс... Это крайне некомфортно. Мы постарались организовать наше проектное предложение таким образом, чтобы каждый блок был независимым и самодостаточным, позволяя вносить в проект корректировки, после реализации каждого отдельного этапа в зависимости от развития экономической ситуации. Это гарантирует устойчивость проекта».

Новое качество среды
Конкурс на концепции реновации ставил перед собой цель – выявить новые методы и форматы создания комфортной и эстетичной городской среды, определить, каким может быть город, чтобы в нем было максимально удобно и приятно жить. Но речь не идет об идеальных фантазийных городах, как их представляют в утопических романах и фильмах. Все намного приземленнее и прагматичнее. И это скорее плюс программы, чем ее недостаток. Люди будут жить в многоквартирных домах, по улицам будут ездить автомобили, в парках и скверах будут отдыхать родители с детьми. Набор составных элементов останется прежним, да и облик их не изменится кардинально в течение ближайших лет пятидесяти как минимум. Так за счет чего может и должна изменится городская среда? Что и почему придет на смену нашим пресловутым спальным микрорайонам? Ответы можно найти в каждом конкурсном проекте.

Юлий Борисов:
«Качество городской среды в новых проектах возрастает, в первую очередь, за счет правильной структуризации пространства. На первый взгляд может показаться, что ничего нового в проектах нет. Те же дома, улицы, площади и скверы. Набор элементов не меняется. Меняется соотношение пространств и взаимосвязь между ними. В микрорайонах все пространство было открыто для использования. Любой человек мог ходить, где хотел. Любой алкаш мог сидеть на детской площадке. Парковаться можно было, где придется. Эта ситуация не устраивала людей и началось огораживание. Зеленые дворы, за которыми никто не ухаживал, вырождались. Поэтому вроде все было хорошо, а на самом деле – плохо. Мы используем все те же приемы. Те же «кирпичики», только мы их ставим в другом порядке, в соответствии с изменившейся, как нам кажется, жизнью людей. Четкое деление на публичные и приватные пространства сделают дворы безопасными, подземные парковки и дворы без машин уберут машины с пешеходных проходов, парки станут меньше, но их качество и уход за ними станут лучше. Мы меняем пространство, используя простые, понятные и доступные, в плане экономики, способы, помня о том, что финансируется программа реновации из бюджета города, а значит и из наших с вами денег».
 
В расчете на увеличившееся количество жителей запроектированы новые школы и детские сады. Причем согласно графику реализации проекта, сначала должны строиться соц. объекты, а потом жилые дома. © UNK project
Организация подземных паркингов и свободных от автомобилей дворов. © UNK project

19 Декабря 2017

Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.