Итоги 2016: что говорят архитекторы

Руководители архитектурных бюро – о важных событиях прошедшего года: в масштабе мастерской и всего мира.

mainImg
Мы задали три вопроса: чем был примечателен 2016 год для их бюро, для российской и для глобальной архитектуры.

Юлий Борисов,
UNK project
zooming
Для бюро:
«Три события:
  • Мы достроили Сколково.
  • Мы начали вовсю строить Лужники.
  • Мы начали проектировать Росатом.
И самое главное, у нас прибавилось ещё около 25 новых замечательных специалистов».
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10 © UNK project
zooming
Дворец водных видов спорта «Лужники», проект
© UNK project
Павильон «Росатома» на ВДНХ
© UNK project

Для российской архитектуры:
«Если говорить про отрасль, то достаточно неожиданно со всех сторон, и даже с самого высокого уровня, прозвучало, что всё: нормы, подходы к проектированию и строительству, к градостроительству, – никуда не годится. Это хороший знак. В головах не только архитекторов, но и власть предержащих стала созревать мысль, что нельзя строить так, как мы строили последние 50 лет».

Для мировой архитектуры:
«Был достроен практически без купюр капмус Apple. Это не глобальная вещь, не сверхвыдающаяся по архитектуре, но с точки зрения идеологической – мега проект. Он – как появление электрических автомобилей или автомобилей Tesla. Это новый шаг».
Штаб-квартира компании Apple. Проект Foster + Partners. © Foster + Partners
***
Антон Надточий
Атриум
zooming
Для бюро:
«Этот год был очень насыщенным для нашей компании. Самым значимым для нас проектом стал высотный жилой комплекс вблизи площади Гагарина. В активной фазе строительства находится жилой квартал «Символ» на территории завода «Серп и Молот», где мы проектируем также образовательный центр, парк, мост – целый микрогород со своей средой. В этом году мы участвовали во многих конкурсах и занимались проектированием нового офиса, в который планируем переехать после Нового года».
Многофункциональный комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 © Атриум

Для российской архитектуры:
«Можно сказать, что сейчас уже сформировался устойчивый запрос на индивидуальную архитектуру и понимание того, что она даёт существенное конкурентное преимущество. Всё чаще ставится задача создания уникальных объектов. Наконец-то заказчик стал заинтересован в том, чтобы результат соответствовал проектным решениям».

Для мировой архитектуры:
«Венецианская биеннале этого года, на наш взгляд, особенно очевидно продемонстрировала происходящий раскол внутри мирового архитектурного сообщества. Социальная архитектура и урбанизм уверенно берут верх над персонифицированной архитектурой, общественное мнение превалирует над авторской позицией. Не умаляя значимость первого, мы с нетерпением ждём, когда чаша весов опять качнётся в другую сторону. Из увиденного – наибольшее впечатление произвёл Конфлуэнс-музей Coop Himmelb(l)au в Лионе».
Музей Конфлуанс. Лион, Франция. Фотография © Антон Надточий
***
Евгений Герасимов,
«Евгений Герасимов и партнеры»
zooming
Для бюро:
«Главное – что мы продолжаем развиваться. Кроме того, важное событие – выход проекта Судейского квартала, над которым мы работаем совместно с бюро SPEECH, из экспертизы. В этом году нашей мастерской исполнилось 25 лет. К этому событию мы приурочили выход каталога всех наших проектов и построек. Прошла персональная выставка работ мастерской в Российском Этнографическом музее».
Открытие выставки к 25-летнему юбилею бюро «Евгений Герасимов и партнеры». Санкт-Петербург, 11.10.2016. Фотография © Иван Костин

Для российской архитектуры:
«Юбилеи: 25 лет ЕГП, 10 лет бюро SPEECH».

Для мировой архитектуры:
«Умерла Заха Хадид – это большая потеря для мировой архитектуры».
***
Николай Переслегин
Kleinewelt Architekten
zooming
Для бюро:
«За этот год количество сотрудников в нашем бюро стало ровно в три раза больше, чем год назад. В работе, в разной стадии проработки, находятся 
проекты более чем на миллион квадратных метров. Кроме того, мы победили в нескольких закрытых конкурсах, которые проводились на крупные коммерческие объекты и мы конкурировали в них с очень сильными бюро. Эти победы для нас – серьёзный профессиональный зачёт».

Для российской архитектуры:
«Уходит эпоха безудержного потребления. Меняется отношение к 
тому, что такое деньги, что такое затраты на жизнь, затраты на содержание архитектуры. Умение экономить, знать цену деньгам, совершать только важные покупки – это хорошие навыки, которые транслируются и на архитектуру. В архитектурно-строительной отрасли стали более внимательно 
относиться ко всем проектным решениям, влияющим на экономику, на то, как здание функционирует, из каких материалов оно построено. В жилье растет спрос на небольшие квартиры. И наша задача сделать так, чтобы даже в квартире площадью 30 м2 семье было комфортно и приятно жить. Особое значение в этой ситуации приобретает дополнительная среда, 
какие-то общественные пространства, компенсирующие небольшую площадь квартиры. В результате общее качество жизни улучшается».

Для мировой архитектуры:
«Прошедшая биеннале показалась мне странной. Не с точки зрения каких-то отдельных павильонов, и даже не с точки зрения заявленной темы, а в целом, по ощущению – как будто потерян какой-то важный смысл этого события, который почти всегда раньше был ему присущ. В этой связи, как ни парадоксально, отдельным открытием, конечно, стала фигура куратора – Алехандро Аравена, и это позитивное открытие».
Экспозиция BeL Sozietät für Architektur © Jacopo Salvi
***
Наталия Сидорова, 
ДНК аг
zooming
Для бюро:
«Начало строительства нашего большого градостроительного проекта «Горки» (ЖК «Май»), в котором мы разработали и планировочные решения, и отдельные здания. У нас получился современный гибрид «города-деревни». Кроме того, здесь мы отработали общие, актуальные, на наш взгляд, принципы привлекательной жилой застройки, среди которых: связь с ландшафтом и контекстом; малоэтажное жильё; квартальная застройка с дворами без машин; активное благоустройство...»
Жилой район Горки. Тип домов 1. Проект, 2015 © ДНК аг
Жилой район Горки. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2015 © ДНК аг

Для российской архитектуры:
«Как тенденцию можно выделить растущее внимания девелоперов к качеству архитектуры в массовой жилой застройке, и как следствие, привлечение ведущих архитекторов к проектированию таких проектов. Наглядный пример – ЗИЛАРТ. Над проектами его жилых кварталов трудятся более 20 команд, в том числе и наша группа ДНК. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, веянием времени, а с другой – поддержкой главного архитектора города».

Для мировой архитектуры:
«Возможность широкого использования интерактивных инструментов в работе над градостроительными проектами. Например, сервис Google Earth Timelapse очень удобен для архитекторов и урбанистов. Timelapse – интервальная съёмка с 1984-го по 2016-й. Сервис позволяет выбрать для просмотра любую точку на планете. И, как на машине времени, отправиться в своеобразное путешествие в пространстве и времени, смотреть с какой динамикой, в каком направлении менялся любой город за последние 30 лет: его границы, плотность застройки, ландшафт...».
***
 
Александр Скокан,
«Остоженка»
zooming
Для бюро:
«Наиболее значимым стало возвращение Андрея Гнездилова».

Для российской архитектуры:
«Дискредитация отечественного урбанизма на примере московского благоустройства».

Для мировой архитектуры:
«Смерть Захи Хадид. Хотя я не был её поклонником. Это не только эмоциональное событие: она была одним из главных законодателей архитектурной моды».
***
 
Сергей Скуратов,
Sergey Skuratov Architects
zooming
Для бюро:
«Долгожданный переезд в собственный, новый и просторный офис. Эмоционально – это самое важное событие в жизни мастерской. Кто уже побывал в нём, меня поймет. Мы получаем совершенно другие ощущения от работы. Кроме того, наконец сбылась моя мечта спроектировать и построить театр. Огромное спасибо ЛСР и лично Андрею Молчанову».

Для российской архитектуры: 
«Вместе с Юрием Григоряном, Александром Цимайло, Николаем Ляшенко, Владимиром Плоткиным и ещё с десятком талантливых молодых архитектурных команд мы работаем над проектом застройки второй и третьей очереди ЗИЛАРТ. Эта совместная работа, надеюсь, будет иметь резонанс, как минимум, в масштабах отрасли».
Визуализация застройки ЖК «ЗИЛАРТ»
Визуализация застройки ЖК «ЗИЛАРТ»

Для мировой архитектуры:
«Венецианская биеннале. Хотя я на неё так и не попал. Неожиданная смерть Захи Хадид. Это огромная потеря для нашего цеха. Завершение двух долгожданных построек Herzog&de Meuron: Филармонии в Гамбурге и башни Тейт Модерн в Лондоне».
Корпус Блаватник-билдинг (бывший Switch House) Галереи Тейт Модерн
Фото © Hayes Davidson + Herzog & de Meuron
***
 
Владимир Плоткин,
ТПО «Резерв»
zooming
Для бюро:
«Самым значимым событием для меня стало приглашение выступить с лекцией в Страсбурге в здании Совета Европы. Мне кажется, факт приглашения российского архитектора важен не только лично для меня. Я был удивлен тёплым приемом и вниманием, которые мне были оказаны.

Кроме того должен сказать, что мне понравилось, как получился в итоге наш дом на улице Красина. Он вызвал разные отклики, но я им доволен. Я удовлетворен нашей работой над конкурсом на «Серый пояс Санкт-Петербурга» и получившимся проектом. Впрочем не могу сказать, что мне удалось понять, каковы были реальные цели этого конкурса. Мне кажется, это был конкурс-исследование и поэтому не были присуждены премии за работу над основной задачей. Ведь в конечном счете награды присудили только за решение отдельных, сравнительно небольших, фрагментов рассмотренных территорий».
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»

Для российской архитектуры: 
«Я бы сказал, что ничего не могу выделить. Не было громких конкурсов. Главная особенность этого года – всё было тихо и стабильно. В чём нет ничего плохого».

Для мировой архитектуры:
«Много было построено красивых домов, но я бы назвал башню «432 Park Avenue» в Нью-Йорке по проекту Рафаэля Виньоли. Супер-элегантная, супер-тонкая башня. Невероятной красоты. Она обогатила силуэт Нью-Йорка и стала новым ориентиром. Выглядит потрясающе».
Небоскреб 432 Park Avenue © dbox for CIM Group & Macklowe Properties
***
 
Сергей Чобан,
SPEECH
zooming
Для бюро:
«Для нашего бюро наиболее важным событием года стала выставка «Проект SPEECH» в московском Мультимедиа арт музее (МАММ), рассказывающая о работе нашего офиса за прошедшие десять лет».
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Для российской архитектуры:
«Появление большого числа молодых перспективных архитектурных бюро, особенно в Москве».

Для мировой архитектуры:
«Открытие филармонии на Эльбе».
Здание Гамбургской филармонии Elbphilarmonie. Фотография © Maxim Schulz
***
 
Олег Шапиро,
«Wowhaus»
zooming
Для бюро:
«У нас год отмечен работой над большим проектом по реконструкции Политехнического музея и создания Музейного парка; это главная для нас работа. Её начало теряется во времени и пока трудно предсказать её окончание. Комплексная работа включает и новое проектирование, и приспособление, и реставрацию, и выставочный дизайн, и ландшафтный. Мы работаем над проектом вместе с большой командой, в том числе вместе с большими проектными институтами, инженерами, реставраторами и экспертами по охране памятников. В рамках проекта Музейного парка мы сотрудничаем с автором концепции Дзюнья Исигами».
«Музейный парк». Благоустройство пешеходной зоны и территории, прилегающей к Политехническому музею. Проект, 2016
WOWHAUS
«Музейный парк». Благоустройство пешеходной зоны и территории, прилегающей к Политехническому музею. Проект, 2016
WOWHAUS
«Музейный парк». Благоустройство пешеходной зоны и территории, прилегающей к Политехническому музею. Проект, 2016
WOWHAUS

Для российской архитектуры:
«Я бы выделил государственную программу благоустройства российских городов и моногородов. Это важное событие. И мы рады, что стояли у истоков этого движения, своими проектами повлияв на формирование таких решений. Чем в большем количестве городов будет создана нормальная среда, тем лучше. Понятно, что в каждом городе будут свои проблемы. Все боятся регламентов. Но регламенты – это защита от дурака. Они помогут городам стать лучше и поднимут профессионализм специалистов на местах».

Для мировой архитектуры:
«Я бы выделил тенденцию развития культурных, в первую очередь музейных проектов за пределами центров исторических и деловых городов. Крупнейшие музеи мира, такие как Лувр, Музей Виктории и Альберта открывают свои филиалы или здания для фондов на периферии, на окраинах, в новых районах. Ломается тенденция сосредоточения культуры в центре. И для России это также актуально. Например, на территории ЗИЛАРТ строится филиал Эрмитажа. Для Москвы, которая на 80% состоит из периферии, выдвижение культуры за пределы ТТК – очень важная тенденция».
***

29 Декабря 2016

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.