Небоскребы вместо мельниц

ЖК в Мукомольном проезде не только прибавит Москве несколько сотен тысяч квадратных метров жилья, но и превратит заброшенную промзону у Шелепихинской набережной в органичную и обжитую часть города, полностью изменив семантику места.

Автор текста:
Наталья Леонова

12 Декабря 2016
mainImg
Архитектор:
Валерий Каняшин
Мастерская:
АБ Остоженка
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде
Россия, Москва, Мукомольный проезд, вл. 6, Шмитовский проезд, вл. 39

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В.В. Каняшин
Авторы проекта: О. Климачева, Д. Воронкова, Т. Лапина, М. Матвеенко, В. Сергеева, И. Розина, А. Федорова, Н. Шевякова,
при участии: О. Пономаренко, М. Воронков, Н. Тонкая
Главный инженер бюро: А.А. Конарев

2016

Заказчик: Капитал Груп
Вид Мукомольного проезда уже более полувека не радует глаз. В шестидесятых здесь возвели Мелькомбинат №4. Серая бетонная громада исправно работала, но со временем пришла в упадок – последние запасы зерна вывезли четыре года назад. С тех пор территория, опутанная ржавеющими железнодорожными путями, пустовала, отдельные корпуса сдавали в случайную аренду, и казалось, атмосфера безысходности воцарилась здесь надолго.

При этом участок входит в район «Большого сити» и обладает прекрасной инфраструктурой. От небоскребов Делового центра его отделяет Третье транспортное кольцо, в 600 метрах откроется станция метро «Шелепиха», а совсем рядом находятся одноимённая остановка МЦК и железнодорожная платформа Тестовская, от которой можно за семь минут доехать до площади Тверской заставы. До набережной Москвы-реки тоже рукой подать: достаточно пройти через пару рядов пяти- и девятиэтажных домов. Между ними, у самой кромки воды, стоит старая башня. Это техническое сооружение, которое было необходимо для того, чтобы разгружать баржи и транспортировать зерно на элеватор. Его решено было не сносить, а сохранить в качестве своего рода обелиска прошлому Мукомольного проезда. Башня останется единственным напоминанием о промзоне. Всю территорию, где прежде находился Мелькомбинат, займёт новый квартал.
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Вид с ТТК. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Фотовстройка. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Расположение в городе. Проект, 2016 © Остоженка

Условно участок поделили на три большие части. Южную отдадут под муниципальное жильё: сюда планируется переселить людей из ветхих домов района Камушки, который почти вплотную примыкает к Москва-сити. Квартиры в двух остальных будут выставлены на продажу, причём среди них будут совсем небольшие по площади – от 28 м2. Сейчас идёт строительство первой очереди, в которой будут располагаться примерно 77 тысяч квадратных метров жилья. Но, если проект будет утвержден полностью в его нынешнем виде, то в конечном счёте эта цифра увеличится более, чем в три раза.

«Задание мы получили уже в готовом виде. Было известно, что это жильё. Было известно, что частью этого жилья станут переселенческие объекты для жителей квартала Камушки. Площадь уже была прописана в документе правительства Москвы. Перед нами стояла задача – воплотить всё это в конкретные пространственные решения», – объясняет главный архитектор проекта Валерий Каняшин.
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Общая схема. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Ситуационный план. Проект, 2016 © Остоженка

От идеи застроить участок одинаковыми небоскребами отказались сразу. Объект, выстроенный в единой архитектурной тематике, выглядел бы слишком монументально и разрушил бы доминирование комплекса Москва-сити. К тому же такой вариант не подходил из-за норм инсоляции: стена высоток перекрыла бы доступ солнечного света к девяти- и пятиэтажным домам на набережной и по Шмитовскому проезду. В итоге силуэт комплекса получился сложным и на первый взгляд абсолютно спонтанным: с высокими и низкими частями, разрывами, различными фасадными решениями и высотой домов в диапазоне от 11 до 175 метров. Это позволило не только соблюсти наилучший режим инсоляции и естественного освещения, но и создать интересную среду, напоминающую сложившийся жилой район, который застраивался не одномоментно, а десятилетиями. Эту игру поддерживают материалы фасадов. Они контрастные, с разной фактурой: клинкерный кирпич, керамические плиты, стеклофибробетон, никелированные листы, стальные панели, витражные конструкции – разнообразие подчеркивает индивидуальность каждого здания.

«Дома разные, и при этом ни один из них не является революционным: где-то мы уже всё это видели, что-то знакомо. Благодаря этому человек попадает не в новые обстоятельства, а в нормальные, спокойные и уже пережитые. Это и даёт возможность создать атмосферу места, которое уже имеет историю», – рассказывает Валерий Каняшин.
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Вид с Фили. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Вид со стороны реки. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка

Характерная особенность застройки – жилые дворы, поднятые над землёй на высоту этажа, благодаря чему подчеркивается приватность жилых пространств. На уровне жилых дворов расположены придомовые территории с детскими садами и площадками. Хотя высота стилобатов значительная, около четырёх метров, она не будет ощущаться как препятствие. Дворы планируют благоустроить и озеленить так, что они станут неотличимы от обычных, а попасть в них можно будет легко: на эскалаторе или лифте через сквозные вестибюли, но при этом транзитные пешеходы в них едва ли окажутся. Для прохожих факт наличия таких стилобатов никак не ощущается. Они воспринимают плоскости фасадов: где-то одноуровневые, а где-то и выше 50 этажей.
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Проект, 2016 © Остоженка

Ещё одно непростое обстоятельство – очень высокая плотность застройки. Однако у каждого небоскреба есть выделенная нижняя часть в два этажа, которая с высоты человеческого роста воспринимается как обычные городские фасады – это офисные помещения, магазины и входные группы жилых секций, где в качестве отделки будут использованы витражные конструкции и высококачественные керамические плиты. По диагонали, берущей начало у метро, жилой комплекс прорежет бульвар: он протянется поверх подземной трассы строящегося метро, от станции «Шелепиха» вглубь квартала. Бульвар плавно перетекает в небольшую площадь с невысоким общественным зданием, которое, отдавая дань прошлому места, проектировщики условно назвали Мулен Руж – Красной мельницей. Оно должно стать своего рода точкой притяжения квартала: здесь можно обустроить кафе, разместить клубы по интересам, а в тёплое время года оборудовать террасу со столиками. Таким образом, траектория движения по жилому комплексу полностью повторяет логику перемещения в естественной городской среде. Пропорция жилых площадей и торговых помещений точно соблюдена, поэтому ничто не должно пустовать: по мере отдаления от центра – которым в данном случае можно считать станцию метро – число магазинов будет постепенно уменьшаться ровно так же, как это происходит на улицах старых европейских городов. Именно благодаря деталям среда жилого комплекса в Мукомольном проезде спроектирована так, чтобы быть интуитивно понятной и соразмерной человеку, даже несмотря на высоту зданий и небольшую территорию.
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Фотовстройка с Шелепихинского моста. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. План -1 этажа. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. План 1 этажа. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. План 3 (типового) этажа. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Схема стилобата. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Схема расположения коммерческих помещений. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Генеральный план. Проект, 2016 © Остоженка
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде. Транспортная схема. Проект, 2016 © Остоженка


Архитектор:
Валерий Каняшин
Мастерская:
АБ Остоженка
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс в Мукомольном проезде
Россия, Москва, Мукомольный проезд, вл. 6, Шмитовский проезд, вл. 39

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В.В. Каняшин
Авторы проекта: О. Климачева, Д. Воронкова, Т. Лапина, М. Матвеенко, В. Сергеева, И. Розина, А. Федорова, Н. Шевякова,
при участии: О. Пономаренко, М. Воронков, Н. Тонкая
Главный инженер бюро: А.А. Конарев

2016

Заказчик: Капитал Груп

12 Декабря 2016

Автор текста:

Наталья Леонова
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.