Парк имени советской промышленности

Девять участников конкурса «Серый пояс. Преобразования» предложили создать на индустриальных окраинах Петербурга парковую зону.

mainImg
Выставка «Серый пояс. Преобразования» открылась в эрмитажном корпусе Генштаба 26 сентября. В небольшую экспозицию вошли конкурсные проекты российских и зарубежных мастерских, посвященные градостроительному переосмыслению бывших промышленных территорий на юге Петербурга. Открытие прошло в рамках II международного «Форума пространственного развития», в программу которого входило множество докладов и пленарных заседаний, посвященных модной ныне теме «комфортной городской среды». Ученые-урбанисты, архитекторы, философы и государственные чиновники два дня усиленно обсуждали судьбу и «глобальную миссию» российских городов. Выставка «Серый пояс. Преобразования» стала одним из мероприятий форума, далеко не центральным. Только визит губернатора Георгия Полтавченко и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского придал мероприятию особый вес.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

Проблема «серого пояса» давно обсуждается в городе. Рабочие окраины начала XX века, превратившиеся после революции в гигантские промышленные районы, ставят серьезные вопросы перед властями. Не совсем понятно, что делать с целыми кварталами цехов, складов, проектных институтов и прочим наследием ленинградской промышленности.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

КГА объявил закрытый конкурс в мае этого года. Авторы должны были «предложить концепцию пространственного развития территории в границах около 4000 га на западе от реки Екатерингофки и до Невы на востоке, от Обводного канала на севере и до кварталов жилых районов на юге, а также проиллюстрировать возможности выполнения концепции на примере преобразования одной из «пилотных» территорий». Между архитектурными бюро, отобранными жюри по портфолио, с помощью жребия распределили задачи. Пилотные проекты для территории «Волковская» согласно жеребьевке проектировали финкое «Helin&Co», «Студия 44», голландцы MLA+ и петербургская «Студия 44». «Екатерингоф» достался москвичам: ТПО «Резерв», «Рождественке» и «Яузапроекту». А территорию «Французского ковша» отдали норвежской Transborder Studio, бюро Земцов-Кондиайн и группе Евгения Герасимова и Сергея Чобана.

Французский ковш
Чобан & Герасимов / Петербург-Москва
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss

Консорциум Евгения Герасимова и Сергея Чобана разработал проект, согласно которому около половины территории должны занять парки городского и районного значения. Непосредственные авторы проекта Анна Кутилина и Анастасия Лакрисенко сообщили: их основной идеей было создание «второго легкого» для Санкт-Петербурга, призванного дополнить Крестовский остров. Следовательно, архитекторы предложили озеленить бывшие промышленные территории на юге города. Проект предполагает также вынесение в преобразованный «серый пояс» городских больниц, которые сейчас занимают исторические здания в центре города. Освобожденные здания можно было бы отдать под гостиницы – считают авторы. Вдоль Обводного канала мог бы раскинуться ансамбль «музейного ожерелья». Архитекторы также предложили обустроить на реконструируемой территории новый зоопарк, а на месте Кировского завода – инновационный центр.
Концепция преобразования «Серого пояса». Консорциум трех архитектурных мастерских © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
Концепция преобразования «Серого пояса». Консорциум трех архитектурных мастерских © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
zooming
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss


Земцов, Кондиайн и партнёры / Петербург
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры

Предложили создать в «сером поясе» новый бизнес-район, который мог бы сократить пульсирующую миграцию. Создание «промежуточного» пояса бизнес-активности между центром и спальными районами юга укоротит ежедневное движение горожан и разгрузит транспортную систему. Результатом должна стать новая для петербургской агломерации «полицентрическая модель развития», которая бы сделала города-спутники и спальные районы «самодостаточными центрами цивилизации».
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Земцов, Кондиайн и партнёры


Transborder Studio / Норвегия
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio

Цель проекта – использование в качестве инструментов устойчивого развития существующих ресурсов «серого» пояса, а именно зеленых и синих (водных) элементов ландшафта, индустриального наследия и существующих систем общественной инфраструктуры. Концепция Transborder Studio включает в себя ландшафтную стратегию создания высокоэффективных экосистем, стратегию обустройства экологичных производственных территорий вдоль транспортных коридоров и стратегию хабов – эпицентров повышенной плотности вокруг станций метрополитена. Эти стратегии закладывают фундамент для «зеленого» будущего не только «серого» пояса, но и всего Санкт-Петербурга.

Ландшафтная стратегия проекта – «Четыре больших парка» (Приморский парк Екатерингоф, Линейный парк, парк реки Волковки и парк Невской набережной): их экосистемы дадут городу очищение воздуха и почвы, сбор и фильтрацию дождевой воды, рост биоразнообразия и производство энергии.

«Буфер продуктивности» – это стратегия расположения индустриальных зон «серого» пояса, включающих крупные производства, зоны логистики и ремонта в соответствии с принципами устойчивого развития. Стратегия направлена на активную эксплуатацию пространств вокруг загрязненных строений и элементов инфраструктуры и предусматривает их превращение в эффективные промышленные зоны и инновационные ландшафты.

«Десять историй «серого» пояса» – стратегия, направленная на устройство десяти центров с плотной застройкой смешанной функции. Эти хабы включают в себя офисы для «интеллектуального» бизнеса, культурно-образовательные, торговые и общественные учреждения, жилье. Авторы проекта предлагают сконцентрировать рост вокруг существующих и планируемых станций метро «cерого» пояса, чтобы развивать там «транзит-ориентированную» застройку и инфраструктуру.
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет, пересъемка Ивана Костина, 2016
***

Екатерингоф
ТПО «Резерв» / Москва

ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»

Московское бюро также предлагает превратить «серый пояс» в зелёный, впрочем, создав в новых районах ограниченные кластеры комфортной застройки. Отличительная черта проекта – концепция «островов»: обособленных прямоугольных кварталов, размещённых в озеленённом пространстве. Их соединяет продуманная транспортная система, состоящая из больших магистралей и нескольких развязок районного масштаба. Пилотный проект Екатерингофского парка предполагает умеренную трансформацию его в более комфортный и крупный центр городского досуга.
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © ТПО «Резерв»


«Яуза-проект» / Москва
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект

Также сфокусировались на садово-парковой теме, но с сильным туристическим уклоном, предлагая вынести «Адмиралтейские верфи» и создать единую большую набережную от Летнего сада до парка «Екатерингоф». В остальном, по проекту бюро, в «серый пояс» умеренно вкрапляются парки, жилые и деловые зоны. «Яуза-проект» предлагает одно из самых лёгких, по сравнению с коллегами, вторжений в сложившуюся застройку района.
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
zooming
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Яузапроект


«Рождественка» / Москва
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка

Проект предусматривает поэтапное расширение Обводного канала – архитекторы предложили сделать его судоходным и превратить в рекреационную зону. Также преложено развитие легкорельсового транспорта на основе железнодорожных путей: в частности, запуск экспресса от Пулково до Балтийского вокзала. Планируется транспортный хаб по дороге из Москвы в Хельсинки. На месте Кировского завода появляется петербургский «Сити».
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © АБ Рождественка
***

Волковская
Helin & Co. / Финляндия

Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co

Также развивает экологическую тему, но делает акцент на деревянной архитектуре. На месте бывших фабрик и железных дорог возникает полноценный эко-город. Застройка – смешанная, сочетает жилые и деловые кварталы. Доминировать же будет озелененное пространство. Только Кировский завод в проекте сохраняется – как важный промышленный объект.
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
zooming
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
zooming
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет, пересъемка Ивана Костина, 2016


«Студия 44» / Петербург
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44

Проект мастерской «Студия 44» Никиты Явейна в наибольшей степени предлагает развитие того, что уже имеется на территории. Вдоль существующей железной дороги южного полукольца возникает автомагистраль, попутно создаются «зелёные пути» для пешеходов, велосипедистов и альтернативных видов транспорта. Как сообщил сам архитектор, «основной идеологией» проекта является «преобразование» индустриального района – проект «не предусматривает выселение промышленности и её уничтожение». Впрочем, к уже существующим промышленным постройкам примкнут и жилые кварталы различного класса.
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Студия 44


MLA+ / Нидерланды
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+

Близок к подходу «Студии 44» проект «Maccreanor Lavington Architects – MLA+», который также нацелен на сохранение промышленного наследия. Впрочем, делается это с полной утратой изначальной индустриальной функции: фабрики и железнодорожные развязки сохраняются, но в виде лофтов или общественных пространств. Перед нами типичная «джентрификация» в стиле западных мегаполисов.
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © MLA+
***

Победителей не будет. Ответственный секретарь Анна Катханова назвала конкурс «набором предложений», на основе которых архитектурные власти будут разрабатывать окончательный план. В руководстве города довольны работами конкурсантов, которые, по словами Катхановой, «погрузились» в проблематику и продемонстрировали вовсе не «формальное» отношение к конкурсу. «Серый пояс» положил «начало диалога» по данной градостроительной проблеме и власти города рассчитывают на то, что идеи архитекторов помогут выработать единую стратегию развития данной территории.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

«Серый пояс. Преобразования» демонстрирует важные тенденции в современной российской градостроительной практике, а также культурные и социальные сдвиги в обществе. Кажется, что о промышленном будущем российских городов больше стараются не думать. Петербург будущего – зелёный, постиндустриальный город. За исключением Никиты Явейна ни одно другое бюро не видит в городе серьезного индустриального потенциала. Экономика преобразованного «серого пояса», согласно большинству проектов, представляет собой довольно размытый набор «постиндустриальных» и «инновационных» бизнес-проектов, культурных центров и музеев.

Движение мысли архитекторов вполне определенно. Но вот возможна ли такая «зелёная» среда в рамках существующей пост-советской экономики? Конкурсные проекты, безусловно, открыли дискуссию о судьбе «серого пояса» Петербурга, но она еще далека от завершения. Задача заключается в том, чтобы соблюсти баланс между старым и новым, индустриальным и постиндустриальным, деловым, жилым и общественным. Иначе есть риски, что на месте «серого пояса» будет всего лишь громадный безлюдный парк. Парк имени советской промышленности. 

30 Сентября 2016

Похожие статьи
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Пресса: Серый пояс и синее море
Худшее в этом конкурсе – заседание жюри“, – сказал мне Барт Голдхоорн (Bart Goldhoorn), основатель журналов “Проект Россия” и “Проект Балтия” на вечеринке, которая прошла в фойе Новой сцены Александринки в честь этого самого заседания. Точнее – на галерее, прямо над пространством, где экспонировались работы архитектурных мастерских, приглашенных выразить свою точку зрения на развитие одной из трех территорий так называемого “серого пояса”.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.