Чувство льда

Запущен в эксплуатацию флагманский объект масштабного спортивного кластера на территории бывшего ЗиЛ – «ВТБ Ледовый дворец». Бюро SPEECH разработало генеральную концепцию и передний фасад дворца, определившие градостроительную структуру и знаковую систему главной площади комплекса «Парк легенд».

Автор текста:
Лилия Аронова

10 Августа 2015
mainImg

Мастерская:

SPEECH

Проект:

ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2013 – 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 
Самый масштабный из всех московских проектов реконструкции промышленных зон – комплексное освоение территории Завода имени Лихачева – постепенно набирает обороты. Раскачать такую махину, разумеется, непросто: площадь застройки огромная, планы самые амбициозные, функциональный разброс – от сохранения автомобильного производства до, к примеру, открытия филиала Эрмитажа. Тем не менее очертания начальной очереди редевелопмента – спортивно-развлекательного квартала «Парк легенд» – уже вполне оформились, а его первый и главный объект введен в строй и активно функционирует.

Еще в апреле в многофункциональном спортивном комплексе «ВТБ Ледовый дворец» прошли первые матчи турнира на Кубок легенд, а в следующем году он готовится принять Чемпионат мира по хоккею. Этот вид спорта для Ледового дворца базовый, он станет домашней ареной московского «Динамо», но, конечно, три его катка прекрасно подходят и для фигурного катания, а благодаря технологиям быстрой трансформации обе главные арены (на 12 000 и 3 500 мест) можно переоборудовать под соревнования по другим видам спорта, а также шоу и концертные программы.
ЦСКА АРЕНА
© «Айкью Фасад» Фасадные системы
ЦСКА АРЕНА
© Илья Иванов
ЦСКА АРЕНА
© Илья Иванов
ЦСКА АРЕНА. Интерьер
© Илья Иванов

Авторство генеральной концепции здания принадлежит бюро SPEECH. Ледовых арен в портфолио мастерской раньше не было, хотя это далеко не первый их объект спортивного назначения: у всех на слуху Дворец водных видов спорта в Казани, идет комплексная реконструкция территории стадиона «Динамо» («ВТБ Арена Парк»). В данном случае Сергей Чобан разработал технологию и основные параметры дворца, после чего занимались только оформлением главного фасада.

Постройка представляет собой два объединенных общим фасадом разновысоких параллелепипеда – один заключает в себе основную арену, второй малую и тренировочную. Достаточно лаконичная форма выбрана не только из практических соображений – хотя и бюджет, и беспрецедентно сжатые сроки, отведенные на строительство, взывали к прагматичности. Гораздо важнее тот факт, что дворец задуман как первый и ключевой элемент архитектурного комплекса центральной площади «Парка легенд», которая по окончании строительства соединит выход к Третьему кольцу со средней частью реконструируемой территории. Вдоль длинной стороны этого вытянутого прямоугольного пространства, напротив ледовой арены, вырастет Комплекс водных видов спорта, справа площадь украшает здание заводоуправления АМО, построенное Константином Мельниковым перед революцией, в 1916–1917 годах, в стиле неоампир (сейчас его реставрируют для размещения Музея хоккея, а раннее, во времена завода, здесь находился музей ЗиЛа); с южной стороны площади должна появиться пирамида музея Олимпийского комитета России. И если о том, как сложится фронтальное противостояние дворца и строящегося водного стадиона, пока можно только догадываться, то взаимоотношения ледовой арены и исторического здания будущего Музея хоккея уже вполне прояснились. Расположение объектов таково, что со стороны площади с музеем взаимодействует главный фасад дворца, а со стороны Третьего кольца – боковой, с огромным светодиодным медиаэкраном, перед которым обустроена фан-зона. «Во многом еще и из этих соображений предпочтение было отдано прямоугольной форме Ледового дворца, – комментирует Сергей Чобан. – Характерной пластике исторического объема мы хотели противопоставить вытянутую горизонтальную поверхность главного фасада, подчеркнуто лаконичную по своей форме и геометрии». Не менее драматично взаимодействуют цвета и фактуры – плотный красный цвет фасадов бывшего заводоуправления и кристальная голубизна отполированного стекла ледовой арены. Любопытное и в чем-то очень московское сочетание.
ЦСКА АРЕНА
© Илья Иванов

На фоне архитектурной сдержанности главную образную нагрузку берет на себя фасад. Соблазнительно проследить преемственность между ледовой ареной и построенным несколько лет назад казанским Дворцом водных видов спорта – там внешний облик здания не менее внятно сообщал о его функциональном предназначении. Теперь же вода изменила свое агрегатное состояние: застыла ледяной глыбой, круги и блики на поверхности водной глади замерзли в голубовато-сером градиенте выровненного к соревнованиям катка.
ЦСКА АРЕНА
© Илья Иванов
ЦСКА АРЕНА
© Илья Иванов

SPEECH верен себе – и в тщательной работе с поверхностью, и в скрупулезном внимании к деталям, и в любви к стеклу, уникальному материалу, современному, экономичному и обладающему немалыми декоративными возможностями. Методом многоплоскостной печати на «лед» фасада в хаотичном порядке нанесены белые росчерки, словно оставленные коньками спортсменов; впрочем, на фоне московского неба, отражающегося в стекле, эти штрихи напоминают и инверсионные следы пролетевшего самолета (художественная концепция оформления фасадов разработана совместно с берлинским офисом немецкого бюро nps tchoban voss). Тему подхватывают перила маршевых лестниц, каждая из которых ведет в одну из входных зон, – на них методом перфорации нанесен тот же штриховой мотив, а сами динамичные марши вызывают ассоциации с лезвиями коньков. К слову, фасад будущего водного комплекса, если верить его опубликованным визуализациям, будет покрыт рисунком, напоминающим рябь на воде. Все три здания на еще неокончательно оформленной площади оказываются, каждый по своему, «говорящими» и символичными: в одной стороны вода, с другой – лёд, а неоампирное здание, парадоксальным образом построенное по раннему проекту будущего великого авагардиста, но на фоне стеклянных гигантов – подчеркнуто-классицистическое, воплощает теперь тему музейной истории.
ЦСКА АРЕНА
© Илья Иванов
ЦСКА АРЕНА. Лестница
© Илья Иванов

На территории «Полуострова ЗиЛ» появится еще немало разнообразных чудес – и технологических, и культурных, и прочих. Хорошей современной архитектуры здесь также будет много. Тем почетнее и ответственнее миссия быть первым, выпавшая на долю «Ледового дворца».
ЦСКА АРЕНА. Интерьер
© Park Legend
ЦСКА АРЕНА. Схема фасадов
© nps tchoban voss
ЦСКА АРЕНА. Схема фасадов
© nps tchoban voss
ЦСКА АРЕНА. План
© SPEECH


Поставщики, технологии

ООО «Айкью Фасад» Фасадные системы

Мастерская:

SPEECH

Проект:

ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2013 – 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 

10 Августа 2015

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.