Дети в городе

Нужно ли множество нормативов и требований или они губят развитие детского пространства? Чего не хватает детским площадкам и должны ли они быть яркими? – архитекторы, психологи, чиновники и предприниматели обсудили это на круглом столе 14 мая.

mainImg
Дискуссия на тему «Детское пространство в городской среде» состоялась 14 мая и была инициирована бюро UNK project, в чьей практике пространства для детей занимают далеко не последнее место. К примеру, архитекторы этой мастерской во главе с Юлией Тряскиной были соавторами новых интерьеров одного из знаковых московских зданий – «Центрального детского магазина» на Лубянке. Организацией мероприятия занимался и журнал speech:, очередной номер которого посвящен теме «Архитектура для детей». Детская тема в последние дни стала очень популярной – напомним, что недавно мы рассказывали об эталонных школах Финляндии. Но обо всем по порядку.

zooming
Детское пространство в городской среде. Из презентации Анна Мартовицкой и журнала Speech
zooming
Круглый стол на тему «Детское пространство в городской среде». Фотография предоставлена UNK project

Модератором дискуссии выступила Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:. Она подчеркнула широту «детской» типологии в современной архитектуре и объяснила, что для обсуждения из всего многообразия построек для детей были выбраны именно уличные и внеуличные игровые площадки как пространства наиболее массовые и востребованные в любом мегаполисе.
zooming
Парк Teardrop в Нью-Йорке. Из презентации Анны Мартовицкой

Вводная презентация Анны Мартовицкой была посвящена примерам оформления детских игровых зон в мировой практике, способным дать ответ на вопрос, каким должен быть город, удобный для детей. Среди удачных оказались парк Teardrop в Нью-Йорке, чье достоинство – в разнообразии сценариев активных игр и развития ребенка и игровая площадка Interlace бюро Carve в Сингапуре. Мировая практика предлагает решения, нацеленные на вовлечение детей в социальные и фантазийные игры, создающие благодатную почву для развития мышления и активной «авторской» позиции. В России же типологический набор этого жанра пока что весьма ограничен. Яркие детские зоны, возникающие при торговых центрах, фитнес-клубах, больницах и кафе, способны развлечь детей, пока заняты их родители, но насколько в них учитываются интересы и возрастные особенности ребенка? Эти, как впрочем и другие проблемы детских пространств Анна Мартовицкая предложила обсудить участникам встречи.
zooming
Игровая площадка Interlace. Архитектура комплекса – OMA, архитектура площадки – Carve. Из презентации Анны Мартовицкой и журнала Speech


Добровольная сертификация и ее стандарты
zooming
Елена Семенкова, заместитель начальника Управления архитектурно-художественного облика города Москомархитектуры. Фотография предоставлена UNK project

Первой из приглашенных гостей слово взяла Елена Семенкова, заместитель начальника Управления архитектурно-художественного облика города Москомархитектуры. Она рассказала, что обязательная сертификация всего оборудования для спортивных и игровых зон появилась лишь в начале 2000-х годов. Постепенно ведомство сформировало классификацию оборудования для различных возрастных категорий: от предназначенного для активных развлечений до предполагающих более спокойное времяпрепровождение и даже с образовательным уклоном. Разработчики постарались учесть не только физические особенности ребенка определенного возраста – скажем, размер руки, от которой зависит толщина поручней – но и его психологию и интересы. Особенное внимание при разработке классификации чиновники уделяли безопасности детей – просчитывали надежность конструкций, высоту ступенек, и даже скорость скольжения ребенка определенной массы с горки.

По словам Елены Семенковой, если СНИПы скорее ограничивали развитие типологии детской игровой площадки, то добровольная сертификация, которую сейчас использует большинство производителей, – напротив, открыла новые возможности.
 
Среди минусов добровольной сертификации Елена Семенкова назвала рекомендательный характер всех замечаний, касающихся внешнего облика площадок – обязательны только их пользовательские характеристики.


Сейчас проектировщик самостоятельно определяет набор элементов, цвет и конфигурацию объемов. И ответственность за безопасность несет также проектировщик, – не считая, конечно, эксплуатирующей организации.

Поэтому – так завершила свой рассказ представитель управления, – пока не удается регулировать архитектурный облик детских пространств, исключая разве что знаковые участки города. Застройщик чаще всего делает выбор в пользу чрезмерно ярких, кричащих цветов и форм, и в пространстве парков они выглядят как инородные предметы.


Потребность в игре
zooming
Популярность игровых объектов на площадке. График, составленный по результатам исследования детских площадок Волхонки. Из презентации психолога Марии Соколовой

На вопрос, насколько оправданы такие яркие цветовые решения, постаралась ответить Мария Соколова, психолог и сотрудник центра экспертизы игр и игрушек МГППУ. Она напомнила, что основная потребность ребенка – это игра. На улице дети должны не только гулять и активно двигаться, как думает большинство родителей. Пространство города должно предоставлять маленькому жителю разнообразные возможности для игры – деятельности, благодаря которой он может развиваться и познавать мир.
zooming
Точки интереса детей в городе. Из презентации психолога Марии Соколовой

Небольшой ручеёк, где можно пускать бумажные кораблики, по словам докладчика, принесет больше пользы и радости, нежели яркие и громоздкие конструкции. Изучению востребованности тех или иных игровых элементов детьми было посвящено исследование детских площадок в районе Волхонки. Мария Соколова рассказала, как в течение двух месяцев осуществлялось наблюдение за основными площадками этого района, и в результате была составлена статистика их популярности, согласно которой три из них оказались постоянно пустующими, еще несколько пользовались спросом, в основном, у взрослых людей и студентов, и лишь отдельные площадки привлекали детей.
zooming
Пример детского городка со слишком ярким и закрытыми объектами. Из презентации психолога Марии Соколовой

Что касается оборудования игровых зон, исследование показало, что и сегодня ему не хватает разнообразия.
 
Потребность детей в игре сейчас обеспечивается менее чем на 40% – и то такими элементами, как домик или песочница.


Функционально закрытые объекты не позволяют ребенку создавать собственный сценарий игры, преобразовывать окружение, делать его «своим». Отсутствие хоть какого-то ландшафта также существенно ограничивает возможности детей. Ко всему этому добавляются некачественные материалы, из которых изготавливается оборудование, обилие непрочного пластика, множество сенсорных раздражителей, к которым можно отнести и сочетания ярких цветов. На самом деле, ребенок, по словам психолога, в этих цветах не нуждается, он всегда найдет детский городок, даже если тот будет сливаться с деревьями в парке. Более того, яркие объекты могут быть даже опасны, поскольку провоцируют ошибки в движениях.
zooming
Игровой комплекс Эко-деревня в олимпийском Сочи-Парке. Из презентации психолога Марии Соколовой

Мария Соколова предложила, обратив внимание на все перечисленные ошибки и заблуждения взрослых, создать некую модель грамотно организованного пространства для детей. В ней сочетаются возможности для движения, творчества, общения, эксперимента, исследования и риска. Зоны отдыха соседствуют с зонами уединения. Объекты выполнены максимально открытыми и разнообразными, а пространства лишены видимых ограждений. На площадке учитываются интересы и самых маленьких посетителей, и подростков, и их родителей. Последние должны быть не безучастными наблюдателями, а полноценными участниками игрового процесса: для этого необходимо создавать объекты для совместной деятельности взрослого и ребенка. Из наиболее удачных примеров из собственной практики Соколова привела Эко-деревню в олимпийском Сочи-парке, где авторы постарались создать очень вариативную игровую среду.


Примеры
zooming
Юлия Тряскина, cоучредитель бюро UNK project. Фотография предоставлена UNK project

От теории дискуссия плавно перешла к практике. Соучредитель бюро UNK project архитектор Юлия Тряскина рассказала сразу о нескольких проектах для юных «пользователей». Самым крупным и важным по праву можно назвать обновление интерьеров «Центрального детского магазина» на Лубянке, открытия которого много лет с волнением ждали все москвичи. Выступив соавторами интерьеров, они постарались максимально сохранить их исторический облик. Пространство, созданное по проекту Алексея Душкина, оживает при входе в зал – та же площадь, те же часы… – сказала Юлия Тряскина, – но чем выше, тем заметнее меняется интерьер, приобретая современные черты. В этом, по словам Тряскиной, и состоял замысел. Ближе к куполу, в новых атриумах расположились интерактивные зоны, где можно играть и рисовать мультфильмы. Рядом – большая библиотека. Чуть в стороне – космический фудкорт под красочными витражами. Есть и детский кинотеатр, и места для совместного творчества детей и их родителей. Правда, как призналась Юлия, концепция пребывания детей в магазине ещё не доработана до конца, но будет развиваться дальше с учетом выявляемых интересов и запросов детей.
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина

Другой реализованный проект, созданный UNK – детский фудкорт в торговом центре «Град» в Воронеже. Магазин построен достаточно давно и первоначально не предусматривал отдельного помещения для пребывания детей, но владелец обратился в архитектурное бюро с просьбой дополнить взрослые интерьеры детскими. Архитекторы предложили весьма нетрадиционное решение – сказочный фудкорт, предлагающий исключительно детское питание. Его центральная стойка внешне напоминает карусель – яркую и цветную, заметную уже с первого этажа. Зоны, расположенные вокруг, решены в природных, более сдержанных тонах. Главным акцентом служит сказочное дерево, широко раскинувшее свои ветви, а под ними разместились столики причудливой формы, маленькие домики, где можно спрятаться, и даже мини-театр.
zooming
Детский фудкорт в ТЦ «Град» в Воронеже © UNK project
zooming
Детский фудкорт в ТЦ «Град» в Воронеже © UNK project
zooming
Детский развлекательный центр в Рязани. Иннопарк © UNK project

Еще один детский проект UNK делают в Рязани – семейно-развлекательный центр в Рязани учитывает интересы детей разных возрастов и не забывает про их родителей. Юлия Тряскина отметила, что создание непересекающихся зон для малышей и подростков было одной из главных задач проекта. Так, внутри комплекса появились Панда-парк, боулинг, скалодром и особая гордость проекта – научно-познавательный центр «Иннопарк».
zooming
Детский развлекательный центр в Рязани © UNK project
zooming
Детский развлекательный центр в Рязани © UNK project
zooming
Виталий Сурвилло, основатель проекта «Мастерславль». Фотография предоставлена UNK project

Необычный во всех смыслах проект для детей представили основатель проекта «Мастерславль» Виталий Сурвилло и исполнительный директор компании PRIDEX Сергей Кудрявцев, занимавшейся реализацией замысла. «Мастерславль» или Город мастеров – это 7 тысяч м2 площадей для обучения и развития детей. В Москве это первый подобный проект, и, как подчеркивает его основатель, он имеет в первую очередь образовательную функцию, хоть и позиционируется как центр развлечений. Внешне все двухуровневое пространство центра напоминает фрагмент небольшого исторического европейского города с извилистыми улочками, фасадами домов, городской площадью, мостами, деревянными скамейками и уличными фонарями. Пространство воссоздано удивительно точно, оно не похоже на бутафорию. Для достоверности застройщик использовал исключительно натуральные, очень качественные материалы, стремился к высокому уровню детализации, избегал типовых решений: каждый павильон получил свой индивидуальный дизайн. Внутри павильонов ребенку представляются самые разные игровые сценарии и задачи, способствующие его развитию. Набор мастерских довольно велик, поэтому каждый может найти себе занятие по душе и даже определиться с выбором профессии.
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group

Центр функционирует уже полгода и за это время стал довольно популярен. Но, как рассказал Виталий Сурвилло, за это время обнажились главные трудности, с которыми сталкиваются все детские пространства в России. Первое препятствие связано с особым климатом. Постоянный холод и осадки не позволяют круглогодично использовать открытые площадки. Именно поэтому уже на начальном этапе проектирования «Мастерславля» было принято решение спрятать это пространство под крышей. Однако площадок на открытом воздухе, куда можно было бы беспрепятственно выйти в случае солнечной погоды, теперь заметно не хватает. Еще одна проблема – создание одинаково комфортных условий для детей разных возрастов. Разновозрастные дети не смешиваются между собой, они стараются общаться исключительно со сверстниками. Обеспечить каждой отдельной группе интересное и удобное пребывание – это, как отмечает Виталий, чрезвычайно сложная задача. Кроме того, среда должна быть безопасной и вандалоустойчивой. Но все-таки самая главная проблема, по его мнению – это родители, которые или не знают, чем себя занять, пока их ребенок играет, или мешают ему, или вовсе снимают с себя ответственность за ребенка, полностью перекладывая ее на педагогов.
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group

Резюмируя выступление Виталий Сурвилло сказал,

что правила и требования ужесточаются с каждым годом и на самом деле губят детские пространства.

Задумываться, по словам предпринимателя, следует о насущном. А в вопросе регулирования было бы неплохо обратиться к западному опыту, где сам ребенок определяет качество той или иной среды: на неинтересную площадку он попросту не пойдет.
zooming
Новые общественные пространства в Сити. Реконструкция набережных. Из презентации Антона Гречко

Антон Гречко, главный архитектор архитектурно-дизайнерского бюро «СИТИ», по его собственному признанию, пришел на встречу скорее с вопросами, нежели с ответами. До сегодняшнего дня в ММДЦ не было места для детей: ведь даже полноценных общественных территорий проект не предусматривал. При этом потребности сотрудников офисов и жителей Сити в них огромна. Согласно озвученной Антоном Гречко цифре, в настоящее время количество людей с детьми в возрасте до 6 лет, работающих и живущих на территории «Москва-Сити», составляет 8 000 человек. Сити с каждым годом меняется, теперь дело дошло, наконец, и до благоустройства. По словам докладчика, сейчас разрабатывается проект освоения набережных, создания новых зеленых зон, рассматривается возможность связать комплекс с парком на Красной Пресне. Также планируется создание детского развивающего центра формата day care в одной из башен ММДЦ.
zooming
Новые общественные пространства в Сити. Реконструкция набережных. Из презентации Антона Гречко

Под занавес обсуждения выступили представители компании «Группа ПСН». Они рассказали об уже реализованном проекте подобного детского центра, встроенного в сердце крупного делового квартала «Новоспасский двор». Проведя маркетинговое исследование, владельцы комплекса пришли к выводу, что сотрудники остро нуждаются в детском садике прямо на территории квартала. Надо отдать должное компании – на казалось бы неприспособленной территории им удалось создать вполне комфортное пространство для дневного пребывания детей, включая собственную прогулочную зону и спорткомплекс.

21 Мая 2015

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.