Модератором дискуссии выступила Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:. Она подчеркнула широту «детской» типологии в современной архитектуре и объяснила, что для обсуждения из всего многообразия построек для детей были выбраны именно уличные и внеуличные игровые площадки как пространства наиболее массовые и востребованные в любом мегаполисе.
Вводная презентация Анны Мартовицкой была посвящена примерам оформления детских игровых зон в мировой практике, способным дать ответ на вопрос, каким должен быть город, удобный для детей. Среди удачных оказались парк Teardrop в Нью-Йорке, чье достоинство – в разнообразии сценариев активных игр и развития ребенка и игровая площадка Interlace бюро Carve в Сингапуре. Мировая практика предлагает решения, нацеленные на вовлечение детей в социальные и фантазийные игры, создающие благодатную почву для развития мышления и активной «авторской» позиции. В России же типологический набор этого жанра пока что весьма ограничен. Яркие детские зоны, возникающие при торговых центрах, фитнес-клубах, больницах и кафе, способны развлечь детей, пока заняты их родители, но насколько в них учитываются интересы и возрастные особенности ребенка? Эти, как впрочем и другие проблемы детских пространств Анна Мартовицкая предложила обсудить участникам встречи.
Добровольная сертификация и ее стандарты
Первой из приглашенных гостей слово взяла Елена Семенкова, заместитель начальника Управления архитектурно-художественного облика города Москомархитектуры. Она рассказала, что обязательная сертификация всего оборудования для спортивных и игровых зон появилась лишь в начале 2000-х годов. Постепенно ведомство сформировало классификацию оборудования для различных возрастных категорий: от предназначенного для активных развлечений до предполагающих более спокойное времяпрепровождение и даже с образовательным уклоном. Разработчики постарались учесть не только физические особенности ребенка определенного возраста – скажем, размер руки, от которой зависит толщина поручней – но и его психологию и интересы. Особенное внимание при разработке классификации чиновники уделяли безопасности детей – просчитывали надежность конструкций, высоту ступенек, и даже скорость скольжения ребенка определенной массы с горки.
По словам Елены Семенковой, если СНИПы скорее ограничивали развитие типологии детской игровой площадки, то добровольная сертификация, которую сейчас использует большинство производителей, – напротив, открыла новые возможности.
Среди минусов добровольной сертификации Елена Семенкова назвала рекомендательный характер всех замечаний, касающихся внешнего облика площадок – обязательны только их пользовательские характеристики.
Сейчас проектировщик самостоятельно определяет набор элементов, цвет и конфигурацию объемов. И ответственность за безопасность несет также проектировщик, – не считая, конечно, эксплуатирующей организации.
Поэтому – так завершила свой рассказ представитель управления, – пока не удается регулировать архитектурный облик детских пространств, исключая разве что знаковые участки города. Застройщик чаще всего делает выбор в пользу чрезмерно ярких, кричащих цветов и форм, и в пространстве парков они выглядят как инородные предметы.
Потребность в игре
На вопрос, насколько оправданы такие яркие цветовые решения, постаралась ответить Мария Соколова, психолог и сотрудник центра экспертизы игр и игрушек МГППУ. Она напомнила, что основная потребность ребенка – это игра. На улице дети должны не только гулять и активно двигаться, как думает большинство родителей. Пространство города должно предоставлять маленькому жителю разнообразные возможности для игры – деятельности, благодаря которой он может развиваться и познавать мир.
Небольшой ручеёк, где можно пускать бумажные кораблики, по словам докладчика, принесет больше пользы и радости, нежели яркие и громоздкие конструкции. Изучению востребованности тех или иных игровых элементов детьми было посвящено исследование детских площадок в районе Волхонки. Мария Соколова рассказала, как в течение двух месяцев осуществлялось наблюдение за основными площадками этого района, и в результате была составлена статистика их популярности, согласно которой три из них оказались постоянно пустующими, еще несколько пользовались спросом, в основном, у взрослых людей и студентов, и лишь отдельные площадки привлекали детей.
Что касается оборудования игровых зон, исследование показало, что и сегодня ему не хватает разнообразия.
Потребность детей в игре сейчас обеспечивается менее чем на 40% – и то такими элементами, как домик или песочница.
Функционально закрытые объекты не позволяют ребенку создавать собственный сценарий игры, преобразовывать окружение, делать его «своим». Отсутствие хоть какого-то ландшафта также существенно ограничивает возможности детей. Ко всему этому добавляются некачественные материалы, из которых изготавливается оборудование, обилие непрочного пластика, множество сенсорных раздражителей, к которым можно отнести и сочетания ярких цветов. На самом деле, ребенок, по словам психолога, в этих цветах не нуждается, он всегда найдет детский городок, даже если тот будет сливаться с деревьями в парке. Более того, яркие объекты могут быть даже опасны, поскольку провоцируют ошибки в движениях.
Мария Соколова предложила, обратив внимание на все перечисленные ошибки и заблуждения взрослых, создать некую модель грамотно организованного пространства для детей. В ней сочетаются возможности для движения, творчества, общения, эксперимента, исследования и риска. Зоны отдыха соседствуют с зонами уединения. Объекты выполнены максимально открытыми и разнообразными, а пространства лишены видимых ограждений. На площадке учитываются интересы и самых маленьких посетителей, и подростков, и их родителей. Последние должны быть не безучастными наблюдателями, а полноценными участниками игрового процесса: для этого необходимо создавать объекты для совместной деятельности взрослого и ребенка. Из наиболее удачных примеров из собственной практики Соколова привела Эко-деревню в олимпийском Сочи-парке, где авторы постарались создать очень вариативную игровую среду.
Примеры
От теории дискуссия плавно перешла к практике. Соучредитель бюро UNK project архитектор Юлия Тряскина рассказала сразу о нескольких проектах для юных «пользователей». Самым крупным и важным по праву можно назвать обновление интерьеров «Центрального детского магазина» на Лубянке, открытия которого много лет с волнением ждали все москвичи. Выступив соавторами интерьеров, они постарались максимально сохранить их исторический облик. Пространство, созданное по проекту Алексея Душкина, оживает при входе в зал – та же площадь, те же часы… – сказала Юлия Тряскина, – но чем выше, тем заметнее меняется интерьер, приобретая современные черты. В этом, по словам Тряскиной, и состоял замысел. Ближе к куполу, в новых атриумах расположились интерактивные зоны, где можно играть и рисовать мультфильмы. Рядом – большая библиотека. Чуть в стороне – космический фудкорт под красочными витражами. Есть и детский кинотеатр, и места для совместного творчества детей и их родителей. Правда, как призналась Юлия, концепция пребывания детей в магазине ещё не доработана до конца, но будет развиваться дальше с учетом выявляемых интересов и запросов детей.
Другой реализованный проект, созданный UNK – детский фудкорт в торговом центре «Град» в Воронеже. Магазин построен достаточно давно и первоначально не предусматривал отдельного помещения для пребывания детей, но владелец обратился в архитектурное бюро с просьбой дополнить взрослые интерьеры детскими. Архитекторы предложили весьма нетрадиционное решение – сказочный фудкорт, предлагающий исключительно детское питание. Его центральная стойка внешне напоминает карусель – яркую и цветную, заметную уже с первого этажа. Зоны, расположенные вокруг, решены в природных, более сдержанных тонах. Главным акцентом служит сказочное дерево, широко раскинувшее свои ветви, а под ними разместились столики причудливой формы, маленькие домики, где можно спрятаться, и даже мини-театр.
Еще один детский проект UNK делают в Рязани – семейно-развлекательный центр в Рязани учитывает интересы детей разных возрастов и не забывает про их родителей. Юлия Тряскина отметила, что создание непересекающихся зон для малышей и подростков было одной из главных задач проекта. Так, внутри комплекса появились Панда-парк, боулинг, скалодром и особая гордость проекта – научно-познавательный центр «Иннопарк».
Необычный во всех смыслах проект для детей представили основатель проекта «Мастерславль» Виталий Сурвилло и исполнительный директор компании PRIDEX Сергей Кудрявцев, занимавшейся реализацией замысла. «Мастерславль» или Город мастеров – это 7 тысяч м2 площадей для обучения и развития детей. В Москве это первый подобный проект, и, как подчеркивает его основатель, он имеет в первую очередь образовательную функцию, хоть и позиционируется как центр развлечений. Внешне все двухуровневое пространство центра напоминает фрагмент небольшого исторического европейского города с извилистыми улочками, фасадами домов, городской площадью, мостами, деревянными скамейками и уличными фонарями. Пространство воссоздано удивительно точно, оно не похоже на бутафорию. Для достоверности застройщик использовал исключительно натуральные, очень качественные материалы, стремился к высокому уровню детализации, избегал типовых решений: каждый павильон получил свой индивидуальный дизайн. Внутри павильонов ребенку представляются самые разные игровые сценарии и задачи, способствующие его развитию. Набор мастерских довольно велик, поэтому каждый может найти себе занятие по душе и даже определиться с выбором профессии.
Центр функционирует уже полгода и за это время стал довольно популярен. Но, как рассказал Виталий Сурвилло, за это время обнажились главные трудности, с которыми сталкиваются все детские пространства в России. Первое препятствие связано с особым климатом. Постоянный холод и осадки не позволяют круглогодично использовать открытые площадки. Именно поэтому уже на начальном этапе проектирования «Мастерславля» было принято решение спрятать это пространство под крышей. Однако площадок на открытом воздухе, куда можно было бы беспрепятственно выйти в случае солнечной погоды, теперь заметно не хватает. Еще одна проблема – создание одинаково комфортных условий для детей разных возрастов. Разновозрастные дети не смешиваются между собой, они стараются общаться исключительно со сверстниками. Обеспечить каждой отдельной группе интересное и удобное пребывание – это, как отмечает Виталий, чрезвычайно сложная задача. Кроме того, среда должна быть безопасной и вандалоустойчивой. Но все-таки самая главная проблема, по его мнению – это родители, которые или не знают, чем себя занять, пока их ребенок играет, или мешают ему, или вовсе снимают с себя ответственность за ребенка, полностью перекладывая ее на педагогов.
Резюмируя выступление Виталий Сурвилло сказал,
что правила и требования ужесточаются с каждым годом и на самом деле губят детские пространства.
Задумываться, по словам предпринимателя, следует о насущном. А в вопросе регулирования было бы неплохо обратиться к западному опыту, где сам ребенок определяет качество той или иной среды: на неинтересную площадку он попросту не пойдет.
Антон Гречко, главный архитектор архитектурно-дизайнерского бюро «СИТИ», по его собственному признанию, пришел на встречу скорее с вопросами, нежели с ответами. До сегодняшнего дня в ММДЦ не было места для детей: ведь даже полноценных общественных территорий проект не предусматривал. При этом потребности сотрудников офисов и жителей Сити в них огромна. Согласно озвученной Антоном Гречко цифре, в настоящее время количество людей с детьми в возрасте до 6 лет, работающих и живущих на территории «Москва-Сити», составляет 8 000 человек. Сити с каждым годом меняется, теперь дело дошло, наконец, и до благоустройства. По словам докладчика, сейчас разрабатывается проект освоения набережных, создания новых зеленых зон, рассматривается возможность связать комплекс с парком на Красной Пресне. Также планируется создание детского развивающего центра формата day care в одной из башен ММДЦ.
Под занавес обсуждения выступили представители компании «Группа ПСН». Они рассказали об уже реализованном проекте подобного детского центра, встроенного в сердце крупного делового квартала «Новоспасский двор». Проведя маркетинговое исследование, владельцы комплекса пришли к выводу, что сотрудники остро нуждаются в детском садике прямо на территории квартала. Надо отдать должное компании – на казалось бы неприспособленной территории им удалось создать вполне комфортное пространство для дневного пребывания детей, включая собственную прогулочную зону и спорткомплекс.