Цвет памяти

Дизайн пространства выставки Яна Ванрита «Теряя лицо» создали архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

09 Февраля 2015
mainImg
Выставка, открытая с 27 января в Еврейском музее и центре толерантности, проходит в рамках проекта «Человек и катастрофа», приуроченного к семидесятилетию со дня освобождения узников концентрационного лагеря Освенцим. Для одного из самых известных художников современной Бельгии Яна Ванрита эта тема является глубоко личной: многие члены его семьи пережили репрессии. В частности, родные мать и дядя художника, как участники движения Сопротивления, прошли через лагеря. И если молодой девушке удалось выжить, то ее брат-близнец вскоре после освобождения из концлагеря скончался: на память о нем осталось несколько фотографий и семейная легенда о том, как мальчиком он обожал играть на аккордеоне. Для художника образ маминого брата навсегда слился с этим музыкальным инструментом – одной из самых известных картин Ванрита является «Портрет дяди», где вместо лица изображен аккордеон. В его растянутые меха «вмонтированы» безликие барачные окна, лестница, истоптанная тысячами ног, и труба, густой дым из которой не оставляет надежд. Сейчас это полотно можно увидеть в Москве, а для авторов экспозиции – архитекторов Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой – оно стало отправной точкой при разработке дизайна выставки.
 
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов

Сорок живописных портретов – часть грандиозной серии «Теряя лицо», созданной Ванритом по черно-белым протокольным снимкам узников, – размещены в глухом интровертном объеме, внутренние стены которого выкрашены в темно-серый цвет, а внешние испещрены именами жертв казармы Доссин. Основной массив имен нанесен светло-серой краской, и лишь единицы выделены более темным шрифтом – смысл этого послания архитекторов очевиден: в Катастрофе сгинули миллионы, и только о некоторых из жертв сохранились хоть какие-то сведения.
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов

В плане экспозиционное пространство представляет собой трапецию – ее боковые стороны собраны гармошкой, «складки» которой стягиваются к узкому торцу с «Портретом дяди», делая это полотно смысловым эпицентром всей экспозиции. Впрочем, был у подобного композиционного решения и другой, не менее важный прообраз: «План самого Бахметьевского гаража, в котором расположен Еврейский музей, основан на схожем принципе гребенки, и для нас было очень важно отдать своим проектом дань архитектуре Константина Мельникова», – говорит Сергей Чобан.
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов

«Кроме того, подобная форма – идеальное средство усиления перспективы и невероятно интересный прием для экспонирования картин, – продолжает архитектор. – Заходя на выставку, посетитель сначала невольно полностью заинтригован именно центральным полотном, а расположенные по бокам лица видит лишь частично и как бы мельком. Однако по мере продвижения вдоль стен портреты постепенно раскрываются, и когда ты оказываешься внутри инсталляции, все эти лица смотрят на тебя, рассказывая каждое свою трагическую историю». Оптимально найдена авторами экспозиции и высота стен – четырехметровые ограждения визуально полностью изолируют выставку от пространства музея, многократно усиливая эффект погружения в историю, рассказываемую Ванритом.
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов

Заключительным и, пожалуй, самым сокрушительным в смысле эмоционального воздействия аккордом становятся два детских портрета, которые архитекторы разместили на заднем торце созданного ими зала. Это гораздо более масштабные полотна (1х2 метра, тогда как все взрослые портреты выполнены в формате 40х50 см), и над экспозицией в прямом смысле доминируют. И если все лица взрослых узников – это, по большому счету, воплощенные в цвете шаблонные снимки «голова на белом фоне», то здесь запечатлены два мальчика в полный рост. Один из них – Херманн, которому от силы пять лет, – нарядный ребенок, которого привели в фотоателье, посадили на стул, дали игрушку. Лишь отсутствие вокруг него взрослых (а на полотне безошибочно угадывается, что на фотографии они изначально были) способно заронить в эту идиллическую картину нотку тревоги. Второй – его ровесник Самуил, – и его портрет также написан с фото из повседневной жизни, только изображен на нем маленький узник концлагеря. Разницу между двумя детьми посетитель улавливает с первого взгляда, буквально за долю секунды, и в этом мгновении – пропасть, отделяющая жизнь от жизни в шаге от смерти.

Выставка «Теряя лицо» продлится до 1 марта 2015 года.
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо». Фото: Данила Ремизов


09 Февраля 2015

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.