Охотничий камуфляж для жилого комплекса

Простых архитектурных задач не бывает, но бывают простые решения. На грани гениальности.

Автор текста:
Алла Павликова

11 Ноября 2014
mainImg
Мастерская:
АБ Остоженка
Проект:
Жилой комплекс в Апрелевке
Россия

Авторский коллектив:
А. Скокан, В. Каняшин, А. Бутусов, М. Дехтяр, П. Журавлёв, М. Кудряшов, М. Матвеенко, Г. Пронякин, О. Пономаренко, М. Скороход, В. Сергеева
 

2011 – 2012

ОАО «ОПИН»
Проезжая по Киевскому шоссе мимо подмосковного города Апрелевка теперь уже сложно не заметить расставленные вдоль трассы гигантские, светящиеся ночью буквы Vesna – это риелторское название нового района, построенного по проекту бюро «Остоженка». Он расположился к югу от шоссе, среди дач на бывшем поле, – городская же, застроенная в основном пятиэтажками часть Апрелевки находится с противоположной стороны трассы, – впрочем сейчас, после установки высоких шумозащитных экранов ее почти не видно, машины едут в подобии туннеля, не замечая города. А между тем вновь построенный район – крупный шаг подмосковного города в область «дачной» зоны.

Впрочем здесь не всегда планировался городской район: «Остоженка» занимается проектом с 2009 года и тогда, в самый разгар финансового кризиса, инвестор выкупил этот участок планируя построить крупный коттеджный поселок. Но границы Москвы изменились. Изменился и генеральный план города: теперь на этом месте должно было появиться многоквартирное жилье.
 
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка

Перед архитекторами встала непростая задача: с одной стороны, на тридцати двух гектарах нужно было создать плотную городскую застройку с большим количеством жилых домов и всей сопутствующей инфраструктурой, с другой – следовало считаться с местоположением участка: фактически за чертой города, без какой-либо транспортной, уличной, визуальной и т.п. связи с ним. По сути, еще один город без города: вокруг поля, овраги и дачные постройки…
 
Жилой комплекс в Апрелевке. Генплан © АБ Остоженка

Но в кризисной ситуации все действуют по-разному: одни замирают и ждут, «когда начнется нормальная жизнь», другие – трудятся не покладая рук, не отвлекаясь на нытье и стараясь не обращать ни на что внимания. «Остоженка» – из последних. В результате: кризис – не кризис, изменились границы города – не изменились, но в течение двух месяцев родилась концепция, понравившаяся и авторам, и заказчику, и городу – она получилась родственной «духу места».

Восемь пар жилых корпусов переменной этажности – от шести до девяти этажей, свободно расставлены по участку. Из-за полного изначального отсутствия улиц, они следуют не геометрическим линиям «построения транспортной сети», а движению солнца, и напоминают пары танцоров, занявших свои позиции посреди большой и светлой залы и готовых вот-вот начать вальсировать. Каждая пара, составленная из двух протяженных Г-образных корпусов, образует почти замкнутый внутренний двор, свободный от машин и насыщенный зеленью. В логике квартального проектирования – это пространство «для своих». Пробелы между «парами» заполняет обустроенное и логично организованное общественное пространство с системой пешеходных маршрутов, зеленых скверов, спортивных и игровых площадок. И это – место «для всех».

Одна из главных идей проекта – разделение жилой и общественной зоны. Именно поэтому на территории комплекса так тихо: нет никакой суеты, паркующихся или проносящихся мимо автомобилей, снующих жителей, наскоро делающих покупки. «Чужие здесь не ходят» – вся активная общественная общегородская жизнь выведена на внешнюю границу. Школы, детские сады, непременный пассаж общественно-торгового центра и автостоянки вынесены на периметр участка, к новой кольцевой улице. Именно она позволяет избежать транзитного движения машин по территории. Один из авторов проекта Валерий Каняшин утверждает, что «это кольцо, равноудаленное от каждого жилого дома и связывающее новый район с городом, и было градостроительной основой проекта, формирующего полу-городскую, полу-загородную среду, утопающую в зелени».
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке. Дворовая часть © АБ Остоженка

Вполне вписывается в эту концепцию и решение фасадов. Для отделки использовали российский кирпич двух оттенков – темно-коричневый и светлая охра. Рисунок стен крупными пятнами, плавно перетекающими одно в другое, как будто результат диффузионного смешения частиц, чем-то очень напоминает охотничью амуницию – сливается с красками свежевскопанного красноватого грунта и пастельного осеннего леса. А еще можно вспомнить деревянные дома, неравномерно высыхающие на солнышке после дождя, и весенние проталины, и свежесложенные поленницы.
Жилой комплекс в Апрелевке. Фасад © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке. Фасад © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке. Фрагмент фасада © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке © АБ Остоженка

Следующий элемент, отличающий здания комплекса от конструктора из стандартных жилых домов, – ежеквартирные трапециевидные в плане стеклянные эркеры. Реминисценция на тему классического стеклянного эркера-фонаря. Заменившие то ли подлежащие немедленному остеклению «на свой вкус и цвет» лоджии – то ли террасы дачных домов, они выступают из всех наружных стен ровными вертикальными линиями-«градусниками». Квартиры разные, а эркеры всегда одинаковые – «в эркере все равны!». Стеклянные от пола до потолка, в помещениях они становятся главным выразительным акцентом, наполняя интерьеры светом, проникающим внутрь под разными углами. Снаружи их объемные выступы превращают простую плоскую стену в непрерывное, динамичное, волнообразное полотно, отражающее синее небо и умножающее солнечные лучи. И только торцевые стены «танцующих в паре» корпусов, лишены стеклянных поверхностей. Здесь ничто не разрушает мимикрирующий охотничий рисунок. Такое гигантское пятнистое «панно» могло бы показаться несколько тяжеловесным, однако вся эта массивная торцевая часть, нарушая законы притяжения, поднята над землей на уровень первого этажа и поставлена на металлическую V-образную опору.
Жилой комплекс в Апрелевке. Приподнятая на v-образной опоре торцевая часть жилого корпуса © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке. 7-й корпус. План 1-го этажа © АБ Остоженка
Жилой комплекс в Апрелевке. 7-й корпус. План 3-6-го этажа © АБ Остоженка

И надо честно признать, что при взгляде на панораму недавно выстроенного района не возникает ощущения его инородности в этом не то полу-городе, не то полу-загороде. Появись на этом месте вереница белокирпичных башен – монументальных и далеких от мимикрии живой природы – и впечатление было бы совсем иным.

Мастерская:
АБ Остоженка
Проект:
Жилой комплекс в Апрелевке
Россия

Авторский коллектив:
А. Скокан, В. Каняшин, А. Бутусов, М. Дехтяр, П. Журавлёв, М. Кудряшов, М. Матвеенко, Г. Пронякин, О. Пономаренко, М. Скороход, В. Сергеева
 

2011 – 2012

ОАО «ОПИН»

11 Ноября 2014

Автор текста:

Алла Павликова
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.