Мельничный лофт купца Зарывного

T+T architects завершили в Оренбурге реконструкцию офисного здания, которая стала первым примером «офиса в духе лофта» в этом, далеком от столиц, городе.

Автор текста:
Анна Городинская

02 Сентября 2014
mainImg

Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр
Россия, Оренбург

Авторский коллектив:
Т+Т Architects (Труханов Сергей, Воеводина Полина, Моисеев Антон) в соавторстве c Mealhouse Concept Design (Бочаров Василий, Воронин Алексей, Поляков Алексей)

– 2014
Превращение вышедшего из обихода объекта в современный офисный центр – задача непростая, но в наши дни достаточно обычная. Необычно в данном случае только то, что предмет реконструкции – построенная в 1894 году мельница купца Зарывного – образец провинциального российского кирпичного стиля, находится в Оренбурге. И его не просто «превратили». Это первый для города опыт реконструкции в столь популярном сегодня стиле лофт. И этот первый опыт оказался успешным: работа бюро Т+Т Architects в соавторстве c Mealhouse Concept Design сразу стала обладателем премии International (Europe & Africa) Commercial Property Awards 2010 (London), победив в категории лучший архитектурный объект (офисное здание).

Когда-то, в 1940-е годы, родоначальниками процесса превращения заброшенных промышленных объектов в жилье были американцы. Они же сформировали внутрипроцессуальные моду и стиль. Постепенно появившаяся на Манхэттене мода переоборудовать пустующие чердаки прома – те самые лофты (от английского loft, чердак) – под квартиры-студии, переросла в моду на полную реконструкцию промзданий под жилые дома. Но архитектурные и конструктивные особенности оригинала диктовали свои условия, и идея преобразования фабричных построек в квартирное жилье со временем трансформировалась в идею реконструкции под квартиры с офисами. Следующим логичным шагом, естественно, стала реконструкция устаревших заводов и фабрик под бизнес-центры.

Мода менялась, а вот стиль, основанный на непременной идее внедрения аутентичных деталей объекта реконструкции в контекст нового архитектурного решения развивался, оставаясь в своей основе неизменным. Фабричные трубы, лестницы, подъемники и даже некоторые фрагменты производства архитекторы делали неотъемлемыми элементами нового, реконструированного здания.

Именно так, скрупулезно следуя всем законам жанра, и поступили авторы превращения мельницы, а точнее, красно-кирпичного здания мукомольного завода купца Зарывного 1894 года постройки в офисный центр класса «В» для компании «Руссоль», создав в провинциальном Оренбурге канонический образец стиля (работа началась в 2010, закончилась в 2014 году). С одной стороны – памятник архитектуры, бережная консервативная, вызывающая восхищение вниманием к деталям, реконструкция – почти реставрация с сохранением всего, что можно и должно было сохранить: от размера и ритма полу-подвальных окон до кладки арок на фронтонах главного фасада. С другой – устройство пространства openspace за гигантским стеклом над пристройкой бывшей котельной, выставочная зона на антресолях пятого этажа, обязательные meeting point для неформального общения на каждом уровне и нарисованная с истинно столичным шиком стойка ресепшена, удивительно похожая на емкость для выпаривания соли. Ведь недаром заказчик – крупнейший частный производитель соли в стране.
Авторы также предложили проект офисных интерьеров: в спокойных светлых тонах с жизнерадостными цветовыми акцентами и цветовой кодировкой этажей. 
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design

Устройство открытого для посещений шоу-рума не на первом, а на последнем этаже, а вернее даже над ним, точно так же как расположение кафе в цоколе – традиционное и совершенно точное решение в стиле лофт: посетитель просто обязан увидеть все возможности реконструированного пространства – от открытых фундаментов до стропильных балок крыши.

Отдельного упоминания в данном проекте требуют металлические детали фасада. Присутствие металлических элементов – тех самых лестниц, подъемников или конструктивных элементов – одно из основополагающих правил лофта. Но традиционная краснокирпичная архитектура чаще всего не имеет ни металлических колонн, ни ферм перекрытий, ни ограждений подъемников, ни всего прочего металлического арсенала, который можно было бы использовать на благо стиля. И не пытаясь ничего имитировать в интерьерах, где исключение составляет только ведущая на антресольный уровень металлическая лестница, авторы придумали остроумную инверсию, выведя на прозрачный боковой фасад пристройки вертикальные металлические фермы. На них опирается четырехэтажная стеклянная стена, единственное назначение которой – быть рекламным щитом для размещения логотипа компании. По такому принципу строят обычно театральные декорации.
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design

Но если фермы бокового фасада – это совершенно очевидный элемент декорации, то металл главного фасада – это серьезная реставрационная работа, основанная на почти точном воспроизведении исторических аналогов. Здесь металлическую тему продолжает череда настенных светильников, надоконных элементов, за которыми скрываются жалюзи окон первого этажа, лестничных перил и козырьков. Последняя точка этого металлического окружения – пожарная лестница заднего фасада – точная копия своих нью-йоркских прародителей, некогда и сформировавших этот краснокирпичный стиль.

Обращает на себя внимание и то, что, несмотря на абсолютную самодостаточность объекта, авторы никогда не рассматривали его как одиночное здание в окружении деградированной застройки городского хлебокомбината. Судя по генплану, решенному в духе Либескинда, реконструированная мельница должна была стать отправной точкой создания здесь многофункционального жилого комплекса со своим спортивным ядром, гостиницей, детским образовательным центром и системой площадей, объединенных проходящей через всю территорию пешеходной структурой. Но это пока, к сожалению, только проект. Сегодня удивительную для российской глубинки картину лофт-мира завершает отреставрированная труба котельной, призванная, по идее авторов, «поддерживать дух лофта», и сохранившееся рядом здание зернового элеватора, которое со временем будет превращено в гостинично-развлекательный комплекс, создав еще один образец для многих себе подобных. 
 
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
План 1 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
zooming
План 2 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
zooming
План 3 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
zooming
План 4 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design


Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр
Россия, Оренбург

Авторский коллектив:
Т+Т Architects (Труханов Сергей, Воеводина Полина, Моисеев Антон) в соавторстве c Mealhouse Concept Design (Бочаров Василий, Воронин Алексей, Поляков Алексей)

– 2014

02 Сентября 2014

Автор текста:

Анна Городинская

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.