Мельничный лофт купца Зарывного

T+T architects завершили в Оренбурге реконструкцию офисного здания, которая стала первым примером «офиса в духе лофта» в этом, далеком от столиц, городе.

Автор текста:
Анна Городинская

02 Сентября 2014
mainImg

Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр
Россия, Оренбург

Авторский коллектив:
Т+Т Architects (Труханов Сергей, Воеводина Полина, Моисеев Антон) в соавторстве c Mealhouse Concept Design (Бочаров Василий, Воронин Алексей, Поляков Алексей)

– 2014
Превращение вышедшего из обихода объекта в современный офисный центр – задача непростая, но в наши дни достаточно обычная. Необычно в данном случае только то, что предмет реконструкции – построенная в 1894 году мельница купца Зарывного – образец провинциального российского кирпичного стиля, находится в Оренбурге. И его не просто «превратили». Это первый для города опыт реконструкции в столь популярном сегодня стиле лофт. И этот первый опыт оказался успешным: работа бюро Т+Т Architects в соавторстве c Mealhouse Concept Design сразу стала обладателем премии International (Europe & Africa) Commercial Property Awards 2010 (London), победив в категории лучший архитектурный объект (офисное здание).

Когда-то, в 1940-е годы, родоначальниками процесса превращения заброшенных промышленных объектов в жилье были американцы. Они же сформировали внутрипроцессуальные моду и стиль. Постепенно появившаяся на Манхэттене мода переоборудовать пустующие чердаки прома – те самые лофты (от английского loft, чердак) – под квартиры-студии, переросла в моду на полную реконструкцию промзданий под жилые дома. Но архитектурные и конструктивные особенности оригинала диктовали свои условия, и идея преобразования фабричных построек в квартирное жилье со временем трансформировалась в идею реконструкции под квартиры с офисами. Следующим логичным шагом, естественно, стала реконструкция устаревших заводов и фабрик под бизнес-центры.

Мода менялась, а вот стиль, основанный на непременной идее внедрения аутентичных деталей объекта реконструкции в контекст нового архитектурного решения развивался, оставаясь в своей основе неизменным. Фабричные трубы, лестницы, подъемники и даже некоторые фрагменты производства архитекторы делали неотъемлемыми элементами нового, реконструированного здания.

Именно так, скрупулезно следуя всем законам жанра, и поступили авторы превращения мельницы, а точнее, красно-кирпичного здания мукомольного завода купца Зарывного 1894 года постройки в офисный центр класса «В» для компании «Руссоль», создав в провинциальном Оренбурге канонический образец стиля (работа началась в 2010, закончилась в 2014 году). С одной стороны – памятник архитектуры, бережная консервативная, вызывающая восхищение вниманием к деталям, реконструкция – почти реставрация с сохранением всего, что можно и должно было сохранить: от размера и ритма полу-подвальных окон до кладки арок на фронтонах главного фасада. С другой – устройство пространства openspace за гигантским стеклом над пристройкой бывшей котельной, выставочная зона на антресолях пятого этажа, обязательные meeting point для неформального общения на каждом уровне и нарисованная с истинно столичным шиком стойка ресепшена, удивительно похожая на емкость для выпаривания соли. Ведь недаром заказчик – крупнейший частный производитель соли в стране.
Авторы также предложили проект офисных интерьеров: в спокойных светлых тонах с жизнерадостными цветовыми акцентами и цветовой кодировкой этажей. 
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design

Устройство открытого для посещений шоу-рума не на первом, а на последнем этаже, а вернее даже над ним, точно так же как расположение кафе в цоколе – традиционное и совершенно точное решение в стиле лофт: посетитель просто обязан увидеть все возможности реконструированного пространства – от открытых фундаментов до стропильных балок крыши.

Отдельного упоминания в данном проекте требуют металлические детали фасада. Присутствие металлических элементов – тех самых лестниц, подъемников или конструктивных элементов – одно из основополагающих правил лофта. Но традиционная краснокирпичная архитектура чаще всего не имеет ни металлических колонн, ни ферм перекрытий, ни ограждений подъемников, ни всего прочего металлического арсенала, который можно было бы использовать на благо стиля. И не пытаясь ничего имитировать в интерьерах, где исключение составляет только ведущая на антресольный уровень металлическая лестница, авторы придумали остроумную инверсию, выведя на прозрачный боковой фасад пристройки вертикальные металлические фермы. На них опирается четырехэтажная стеклянная стена, единственное назначение которой – быть рекламным щитом для размещения логотипа компании. По такому принципу строят обычно театральные декорации.
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design

Но если фермы бокового фасада – это совершенно очевидный элемент декорации, то металл главного фасада – это серьезная реставрационная работа, основанная на почти точном воспроизведении исторических аналогов. Здесь металлическую тему продолжает череда настенных светильников, надоконных элементов, за которыми скрываются жалюзи окон первого этажа, лестничных перил и козырьков. Последняя точка этого металлического окружения – пожарная лестница заднего фасада – точная копия своих нью-йоркских прародителей, некогда и сформировавших этот краснокирпичный стиль.

Обращает на себя внимание и то, что, несмотря на абсолютную самодостаточность объекта, авторы никогда не рассматривали его как одиночное здание в окружении деградированной застройки городского хлебокомбината. Судя по генплану, решенному в духе Либескинда, реконструированная мельница должна была стать отправной точкой создания здесь многофункционального жилого комплекса со своим спортивным ядром, гостиницей, детским образовательным центром и системой площадей, объединенных проходящей через всю территорию пешеходной структурой. Но это пока, к сожалению, только проект. Сегодня удивительную для российской глубинки картину лофт-мира завершает отреставрированная труба котельной, призванная, по идее авторов, «поддерживать дух лофта», и сохранившееся рядом здание зернового элеватора, которое со временем будет превращено в гостинично-развлекательный комплекс, создав еще один образец для многих себе подобных. 
 
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
План 1 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
zooming
План 2 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
zooming
План 3 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
zooming
План 4 этажа. Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр © Т+Т Architects, Mealhouse Concept Design


0

Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр
Россия, Оренбург

Авторский коллектив:
Т+Т Architects (Труханов Сергей, Воеводина Полина, Моисеев Антон) в соавторстве c Mealhouse Concept Design (Бочаров Василий, Воронин Алексей, Поляков Алексей)

– 2014

02 Сентября 2014

Автор текста:

Анна Городинская

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.