О конкурсах снова замолвили слово

29 ноября на медийной площадке Roof Point состоялся круглый стол, посвященный конкурсной политике и практике Москвы.

mainImg
Roof Point – площадка, созданная чуть больше года назад молодыми мастерскими T+T Architects и К.S. Buro для проведения профессиональных, но неформальных дискуссий. Как говорят сами архитекторы, это место, «где не действуют правила корпоративной культуры, нет дресс-кода и иерархии». Иными словами, оппоненты приходят сюда без галстуков и высказываются настолько прямо, насколько умеют. Итоги первого года работы этого медиа-пространства его основатели решили подвести дискуссией под названием «Конкурсная политика Москвы», участники которой обсудили плюсы и минусы ставшей столь востребованной сегодня практики проведения архитектурных состязаний.

Выбор повестки дня вряд ли кого-то удивил: конкурсы – едва ли не самая «раскрученная» архитектурная тема уходящего 2013-го года. С подачи главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова об их преимуществах знают, кажется, все: помогают найти наиболее оптимальный для города и площадки проект, повышают качество архитектуры в целом, привносят в профессиональное сообщество искру здоровой конкуренции. Впрочем, система регулярного проведения конкурсов сегодня лишь проходит обкатку, и определенные сбои и недоработки в ней неизбежны и естественны. Существующие болевые точки и попытались выявить участники дискуссии – архитекторы, «профильные» журналисты, девелоперы и представители Москомархитектуры. 
Дискуссия в Roof Point. Фото предоставлено T+T Architects
Сергей Труханов. Фото предоставлено T+T Architects

Руководитель T+T Architects и соведущий дискуссии Сергей Труханов сразу поставил вопрос ребром: если конкурсы так нужны и прекрасны, то почему они так мало дают собственно городу, их проводящему? И привел в качестве примера конкурс на новое здание ГЦСИ: к самому состязанию нет никаких претензий, но построить новый музей предполагается на задворках огромного торгового центра, и архитектор искренне недоумевает: зачем там музей и что его появление в зоне загрузки ТЦ даст городу? Основным «ответчиком» (как, впрочем, и по большинству других острых вопросов, озвученных в ходе дискуссии) стала Евгения Муринец, заместитель начальника управления Архитектурного совета Москомархитектуры. Она объяснила, что участок на Ходынском поле стал компромиссом, завершившим череду долгих и сложных поисков: первоначальная площадка была слишком тесной для масштабного комплекса ГЦСИ, а мест, относительно близких к центру и при этом не застроенных сверхплотно, в городе осталось не так уж и много. Да, близость к моллу, возможно, несколько осложнит жизнь музея, но ведь с другой его стороны будет парк, напомнила Евгения Муринец, причем парк, на проект которого сейчас также проводится международный конкурс, и, по расчетам МКА, финал этого состязания состоится уже после того, как будет выбран проект-победитель ГЦСИ. Иными словами, концепция парка будет разрабатываться с учетом музея, и комплексное развитие этого «природно-культурного кластера» должно компенсировать соседство с ТЦ.
Евгения Муринец. Фото предоставлено T+T Architects

«А почему на выбор самой площадки для музея не был объявлен конкурс?» – последовал вполне логичный вопрос. «А кто в таком конкурсе должен был бы участвовать?» – задала встречный вопрос Евгения Муринец. И пояснила, что инвесторам, владеющим различными участками в городе, строить масштабный культурный центр совсем не интересно, так что при попытке переговоров с ними начинались неизбежные торги, которые заводили МКА во вполне понятный тупик. Интересно, что чиновники рассматривали даже возможность строительства нового музея на месте комплекса «Царев сад», но договориться с тамошним инвестором им не удалось.

Упоминание комплекса «Царев сад» всколыхнуло аудиторию. На сегодня это, пожалуй, конкурс с самым парадоксальным результатом: в нем победило сразу три проекта, которые сегодня «сводятся» в один. «Имеет ли вообще смысл проводить конкурс на лучший проект, если он потом все равно в корне изменится?» – сомневается Сергей Труханов. «Фактически жюри становится соавтором проекта», – подтвердила Наталья Сидорова из архитектурной группы ДНК, отметив, что зачастую аналогичную роль берет на себя Архитектурный совет Москвы, подводя итоги более локальных конкурсов. На это Евгения Муринец лишь развела руками: консультации с профессиональными экспертами по поводу будущего той или иной площадки могут приобретать разные формы, и это в любом случае лучше, чем ничего, что же касается комплекса  «Царев сад», то этот конкурс изначально проводился на условии, что ООО «МАО – Среда», занимавшееся его обликом ранее, в любом случае сохранит за собой функцию генпроектировщика. 

Пожалуй, главная проблема складывающейся конкурсной практики в Москве – это отсутствие каких-либо регламентов. Сегодня нет даже обязательной процедуры предварительного согласования ТЗ, хотя, казалось бы, всем очевидно, что даже самый идеально организованный конкурс не спасет ситуацию, если его участники получили невнятное или неправильно просчитанное ТЗ. Именно поэтому, кстати, девелоперы все чаще проводят некие абстрактные состязания на концепции развития участка «в целом». Евгении Муринец был задан вполне закономерный вопрос: «Поддерживает ли Москомархитектура подобные конкурсы? Ведь, по идее, это тоже лучше, чем ничего?» Муринец ответила: нет. «Потому что это по большому счету не конкурс, а схема определения ТЭПов, – предельно честно пояснила она позицию МКА. Иными словами, инвестор собирает банк идей, чтобы потом сесть и подумать, что же можно на участке строить и, главное, в каком объеме. Именно таким был конкурс на Бережковскую набережную – заказчик хотел прикинуть, можно ли в бывшей промзоне построить «город в городе», и при этом ему даже в голову не пришло сначала просчитать транспорт и функциональные потребности района. Ну, в общем, и итог у конкурса соответствующий: победившая в нем команда («Проект Меганом») в итоге не занимается участком – после некоторых раздумий заказчик обратился к авторам более «прорисованной» концепции.
Фото предоставлено T+T Architects

В ходе дискуссии участники изобрели формулировку: «конкурс – это легитимизация намерений девелопера, попытка сделать их публичными». Евгения Муринец пояснила, что МКА всячески пытается перевести эти намерения в практическую и, что самое главное, выгодную для города плоскость: в частности, поддержка оказывается конкурсам, которым предшествует серьезная аналитика, а главным аргументом в пользу проведения состязаний становится упрощение процедуры согласования выбранных с их помощью проектов.

Жаркие споры вызвала и тема состава жюри. Как и кто его формирует? И нужно ли ограничивать количество представителей заказчика для того, чтобы результат конкурса устраивал не только девелопера, но и город? Евгения Муринец озвучила позицию МКА: представители заказчика должны составлять не больше трети от всего состава жюри. Елена Мандрыко, директор по развитию ЗАО «Рублево-Архангельское» подтвердила, что это даже многовато: так, из 14 членов жюри конкурса на Международный финансовый центр было всего 2 представителя Сбербанка, и «больше вряд ли нужно». А Елена Косоренкова, советник Главного архитектора Московской области, предложила, что заказчик вообще не должен сам «жюрить», делегировав право выбора и оценки проектов сертифицированному эксперту. 
Юлий Борисов. Фото предоставлено T+T Architects

Итог дискуссии подвел архитектор Юлий Борисов, один из руководителей бюро UNK project, ставшего за последний год очень известным именно благодаря участию и победам в конкурсах. По его словам, с экономической точки зрения участие в конкурсах это «гарантированный минус», но с профессиональной – безусловный плюс. И дело даже не в пиаре, как ему тут же стали подсказывать из аудитории, а в том, что конкурс – идеальная возможность для тренировки архитекторов. Именно поэтому UNK project старается участвовать в конкурсах как можно чаще, и, как показывает практика, делает это не зря.

18 Декабря 2013

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.