05.11.2013

Пастель и стекло

В Санкт-Петербурге уже два месяца работает «Академия танца Бориса Эйфмана», уникальное здание которой спроектировала «Студия 44».

информация:

Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Главный фасад
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Главный фасадоткрыть большое изображение

О проекте этого здания Архи.ру писал три года назад – тогда «Студия 44» выиграла конкурс по выбору генерального проектировщика «Академии танца», и с тех пор работа не останавливалась ни на день. Сама стройка продолжалась два года, что для объекта подобной сложности совсем немного. Впрочем, не только сжатые сроки реализации проекта стали бесспорным достижением триады «заказчик-архитектор-девелопер»: главное – то, какого качества строительства удалось добиться этой команде. По большому счету, это и есть счастливая судьба архитектурного проекта – когда воплощенное здание почти ни в чем не уступает первоначальному замыслу.

«Академия танца», общая площадь которой составляет 12 тысяч кв.м, построена на месте бывшего кинематографа «Ассамблея» на улице Лизы Чайкиной, где на протяжении многих лет размещалась репетиционная база эйфмановского театра. Это здание формально памятником не являлось (после реконструкции 1958-го года в нем были заменены все конструкции и перекрытия). Однако архитекторы решили сохранить его главный фасад – во-первых, чтобы не нарушать фронт застройки всей улицы, а во-вторых, чтобы, руководствуясь авторским замыслом 1911 года, восстановить эффектную входную нишу-экседру с кессонированным полукуполом. Античное происхождение этого декоративного элемента как нельзя лучше подчеркивает значение традиции для развития искусства балета: без безупречного владения техникой хореографические эксперименты невозможны. «Фоном» для ниши служат глухие фасады новых корпусов школы (эти объемы отодвинуты вглубь квартала и словно слегка расступаются, выглядывая из-за «спины» «Ассамблеи»), правда, их поверхность архитекторы несколько усложняют, выкладывая из кирпича QR-коды знаменитых высказываний о балете. В общем, классика и современность неразрывно сплетены на главном фасаде академии, символизируя ее прочную связь с лучшими традициями русской балетной школы и открытость новому. 
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, «Студия 44».
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, «Студия 44».открыть большое изображение

Кстати, о кирпиче. Здесь использован светло-бежевый финский кирпич, предпочтение которому было отдано, в первую очередь, именно из-за цвета, идеально сочетавшегося с восстановленным фасадом «Ассамблеи». Уже в процессе работы выяснилось, что финские нормы допускают гораздо большие отклонения по размеру и ровности кирпича, чем российские. «Местами кладка выглядела откровенно неровной и неопрятной, и мы с заказчиком и подрядчиком не поленились эти участки разобрать и вручную выровнять и перемерить линейкой каждый кирпичик, – рассказывает Явейн. – Результатом очень гордимся: это едва ли не самая лучшая кладка в городе среди всех новых объектов из кирпича».
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана © Студия 44
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана © Студия 44открыть большое изображение

Здание школы возведено на очень стесненном участке, и самым сложным для архитекторов было в этих условиях соблюсти все строгие нормы проектирования учебных заведений. «Нормы пройдены на пределе», – признается Явейн, показывая то скромное дворовое пространство, в которое «Студии 44» все-таки удалось вписать два четырехэтажных корпуса – учебный и жилой, соединенные атриумом. Функциональная программа «Академии» действительно очень насыщенна: она представляет собой полный пансион, причем ученики здесь не только живут и учатся, но и тренируются, а при необходимости наблюдаются у всех необходимых врачей (медицинский центр занимает отдельный этаж). Впрочем, меньше всего архитекторы хотели просто распределить все необходимые помещения по двум «коробочкам» – это было бы скучно и вряд ли способствовало созданию творческой атмосферы, – поэтому определению «два корпуса и атриум» они предпочитают формулировку «система корпусов». Посредством атриума, а также многочисленных переходов, консолей и лестниц здания ведут между собой увлекательный и напряженный диалог.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение

Главное общественное пространство «Академии танца» буквально залито светом и в первый момент даже обескураживает своими масштабами и своей планировочной сложностью. Архитекторы блестяще сработали на контрасте: начиная знакомство со зданием с его такого сдержанного, застегнутого на все пуговицы главного фасада, никак не ожидаешь обнаружить за ним многоуровневый лабиринт со стенами из стекла. В основу внутренней планировки школы положен «принцип аквариума»: преподаватели всегда смогут проследить путь ребенка от общежития до класса или зала, тогда как от взглядов посторонних все тонкости учебного процесса будут скрыты.

Общий цвет «аквариума» – светло-фисташковый, и подбирался он мучительно долго: при создании детского учреждения архитекторы стремились как можно дальше уйти от «ощущения поликлиники», то есть интерьеров светлых и чистеньких, но безликих. Мягкость и выразительность выбранного тона подчеркивают полы и лестницы из доски натурального дерева, а также разноцветные порталы танцевальных залов. За пределами атриума палитра интерьеров Академии ощутимо усложняется: стены ее классов и залов окрашены в пастельные тона десятков оттенков, причем залы для малышей декорированы более ярко, а игровые комнаты в жилом блоке и вовсе решены в ярко-желтом цвете. Архитекторы признаются, что таким образом они стремились компенсировать дефицит солнечных дней в питерских широтах.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение

Всего в «Академии танца» 14 балетных залов, в том числе один размером со сцену в императорском театре (там же предусмотрены порядка ста стульев для родителей) и актовый зал, совмещенный с рекреацией. Последним «Студия 44» особенно гордится: он возник все по той же причине изначальной крайней стесненности, но получилось эффектно – часть широких ступеней парадной лестницы отделяются белым экраном, превращаясь в амфитеатр, видимый практически из любого помещения школы.

Сотрудничество «Студии 44» с Борисом Эйфманом и созданной им школы не закончилось на создании учебно-жилого комплекса на улице Лизы Чайкиной. Соседнее с бывшим синематографом здание – деревянный особняк Добберт-Штейкмана также скоро станет частью учебного заведения. В нем планируется разместить дирекцию, библио- и видеотеку, а также несколько номеров для приглашенных педагогов и гостей Академии. «Студия 44» полностью сохраняет его, отдавая дань уважения уникальности чудом дошедшей до наших дней деревянной постройки.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение

поставщики, технологии:


другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Николай Миловидов
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Магда Чихонь
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Георгий Трофимов
  • Николай Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Шимон Матковски
  • Александр Попов
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Лукаш Качмарчик
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Александра Кузьмина
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Иванов
  • Дмитрий Ликин
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Полина Воеводина
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Мединский
  • Александр Бровкин
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Переслегин
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Петр Фонфара
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Константин Ходнев
  • Юлий Борисов
  • Никита Токарев
  • Андрей Асадов
  • Илья Машков
  • Никита Явейн
  • Алексей Гинзбург
  • Станислав Белых
  • Арсений Леонович
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Анатолий Столярчук
  • Роман Леонидов
  • Сергей Труханов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Скуратов
  • Олег Карлсон
  • Даниил Лоренц
  • Магда Кмита
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Скокан
  • Антон Надточий
  • Александр Асадов
  • Екатерина Грень

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной
  • ЖК «Царская столица»
  • Детский хоспис «Дом с маяком»
  • Жилой комплекс «Александровский»
  • Проект реконструкции Тульской набережной
  • Дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi на территории ЗИЛ

Технологии:

18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
03.10.2017

Низкие потолки: как слабые стороны помещения можно превратить в преимущество?

Что делать с низким потолком? Компания Paper Design®, предлагает рассмотреть варианты решений оформления низких потолков.
Paper Design®
другие статьи