На конкурс было представлено три проекта: бюро Асадова, ABD architects и проект авторов предшествующей версии – Архитектурно-инженерная компания «АСП», сделанный ими совместно с «ТПС Недвижимость». В голосовании участвовали, т.е., фактически составили жюри конкурса, члены архсовета: архитекторы Андрей Боков, Сергей Кузнецов, Владимир Плоткин, Сергей Чобан, Николай Шумаков, Ханс Штиманн, а также зампредседателя Москомнаследия Алексей Емельянов и начальник управления жилых и гражданских зданий Мосгосэкспертизы Елена Антипова. За проект АСП не было подано ни одного голоса, в отношении двух других проектов голоса разделились поровну: четыре к четырем. Было решено принять в расчет мнение заказчика и выбрать проект бюро Асадова, но при этом позаимствовать транспортную схему из проекта бюро ABD architects. А также разместить внутри ТЦ большой аквариум (эта деталь присутствует в проекте «АСП»).
Напомним, что в апреле этого года предшествующий проект компании «АСП» был отвергнут архсоветом; тогда же Сергей Кузнецов предложил провести конкурс на (буквально) «архитектурные решения и организацию общественного пространства многофункционального общественного центра по адресу: Славянский бульвар, вл. 3».
Первое место. Архитектурное бюро Асадова
А.Асадов, Е.Дидоренко, И.Шевченко
Авторское описание проекта:
«Близость к мемориальному комплексу Парка Победы обязывает к сдержанному, простому и спокойному решению фасада, выходящего к Кутузовскому проспекту и Давыдковской улице. Завершение осей Славянского бульвара и Рублевского шоссе в зоне входной группы предполагает наличие зрительного акцента.
Масштаб
Контрастные внешние условия формируют различный масштаб фасадов. Фасад, соответствующий масштабу столичного проспекта – спокойные горизонтальные членения, тянутые пропорции, чистая цельная форма. Фасад, соответствующий масштабу городской улицы – Славянского бульвара – наполнен коммерческой активностью в уровне пешехода.
Проницаемость
Контрастная внешняя среда и внутренняя структура комплекса формируют различное остекление со стороны проспекта и внутреннего бульвара. Раскрытие здания витринами наружу в уровне пешехода (входы, террасы кафе, въезды, загрузка), за исключением фасада вдоль Кутузовского проспекта с шумным и пыльным автомобильным потоком, идущим вдоль проспекта, эстакады и Староможайского шоссе. Зона общепита, раскрытая витринами в сторону центра, главного входа и Кутузовского проспекта.
Материал фасада
Вариант 1: Перфорированные панели – простое решение, формирующее эффектную «кожу» фасада, особенно в вечернее время, благодаря задней подсветке. Возможно использование как простой, так и объемной перфорации (путем отгибания пробитых элементов).
Вариант 2: Рельефные металлические кассеты – другой простой, но эффектный способ облицовки. В сочетании с двумя оттенками металла на разных гранях кассеты они создадут ту же «суперграфику» древесных разводов на фасаде. В выступающих гранях кассет возможна встроенная подсветка.»
АBD architects
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, А.Феоктистова, Т.Скордули, Д.Потрясаев
Авторское описание проекта:
«В основе конкурсного проектного предложения лежат идеи о необходимости уменьшения масштаба комплекса архитектурными средствами и приведения в «технологический порядок» транспортно-пересадочного узла на данном участке.
Уменьшение масштаба достигается путем разделения объема комплекса по горизонтали на «тяжелую» (нижняя часть фасадов до отметки 18.00) и «легкую» (верхнюю часть фасадов до отметки 30.00). «Тяжелая» часть выполняется в непрозрачных материалах (перфорированная медь, алюминий или натуральный камень), а «легкая» – из постоянно подсвечиваемого стеклопрофилита. Кроме того «легкая» верхняя часть комплекса дробится на несколько объемов, обеспечивая необходимое ощущение легкости.
В то же время на фасаде, обращенном к существующему жилому дому, расположены озелененные террасы, зрительно расширяющие пространство между сооружениями. Часть кровли комплекса со стороны жилого дома представляет собой парк с растительными насаждениями, что улучшает вид из окон соседнего жилого дома.
Второй задачей стала переработка ТПУ «автобус – метро – маршрутное такси – пешеходы», продиктованная необходимостью формирования площади достаточного размера перед главным входом в комплекс и большим количеством транзитных путей движения пешеходов.
В новом варианте схемы движения транспорта и пешеходов предлагается:
- на месте съезда на Староможайское шоссе сформировать двухполосный рефьюз для остановок автобусов и в этой же зоне, со стороны Cлавянского бульвара, сделать остановки маршрутного такси, а пространство между ними перекрыть стеклянным навесом.
- съезд на Староможайское шоссе с Кутузовского проспекта перенести дальше, под эстакаду.
Таким образом перед входом в МФК формируется пространство, свободное от движения транспорта – площадь достаточного размера, соединенная системой подземных переходов с вестибюлем метрополитена.
Для большей архитектурной выразительности и удобства пешеходов и посетителей комплекса площадь накрывается медиа-навесом.»
АСП + ТПС Недвижимость
Э.Онджуоглу, А.Абдуллина, Е.Громыхина, И.Хатипоглу