Математика комфорта

Проектируя в Невском районе Санкт-Петербурга новый жилой комплекс, архитектурное бюро «Студия 44» трактовало его как «город в городе» – самодостаточный, комфортный и наделенный всеми элементами традиционной городской среды.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg

Архитектор:

Никита Явейн

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Конкурсный проект «Идеальный город»
Россия, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, 54

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, Я. В. Смолина, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, О. Е. Окладникова, А. А. Патрикеев, А. А. Руденко, М. Н. Соколова

2013

Заказчик конкурса: ЗАО «БФА-Девелопмент». Организатор конкурса: ООО «Дом на набережной»

Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Участок, на котором планируется создать новый жилой кластер, расположен между Октябрьской набережной и территорией ЗАО «Пластмассы». С севера он ограничен улицей Тельмана, с юга – улицей Новоселов, которые служат своего рода границами между промышленной застройкой и жилой. Теперь город намерен сомкнуть жилую ткань, выведя производство с невского берега, а объекты индустриальной архитектуры сохранив и интегрировав в состав нового комплекса. Эта задача и была положена в основу ТЗ недавно проведенного конкурса – «Студия 44» одержала в нем победу с концепцией «Идеальный город».

Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Работу над этим проектом команда Никиты Явейна начала с анализа озвученных заказчиком желаемых ТЭПов. Собственно, идея уподобить новое жилое образование самодостаточному городу родилась из цифр: общая площадь недвижимости порядка полумиллиона квадратных метров и население не менее 13,5 тысяч жителей – это ведь небольшой город и есть. Рыхлую и хаотичную планировочную структуру бывшей промзоны архитекторы предложили заменить классической ортогональной решеткой, на базе которой и строится «идеальный город».

Модель, вдохновлявшая многие поколения архитекторов, оказала самое существенное влияние на планировочную организацию не только Петербурга, но и ряда европейских столиц –  Рима, Парижа, Барселоны,– и Никита Явейн убежден в ее актуальности сегодня. Принятые в проекте размеры кварталов – 95 х 100 м, по его мнению, способны вернуть горожанину ощущение соразмерной человеку жилой среды (для сравнения: кварталы в центре Барселоны - 113 х 113 м). 
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Впрочем, такой планировочный модуль наряду с четкой сеткой улиц выбраны не только в знак уважения к историческим прототипам, но, прежде всего, за свои градостроительные достоинства – именно такая планировка способна гарантировать будущему району внятную логику движения и легкость ориентации в пространстве. Дороги-меридианы, соединяя улицы Новоселов и Тельмана, будут служить для проезда транспорта, а перпендикулярные им пешеходные бульвары свяжут Дальневосточный проспект и набережную Невы.


Композиционным ядром «Идеального города» становится площадь с зеленым сквером – ее «Студия 44» задумывает как озелененное пространство, полностью освобожденное от застройки. «Это будет своего рода парк в центре нового города, – поясняет авторский замысел Никита Явейн. – Люди устали от искусственных, «оранжерейных» пространств шоппинг-моллов, так что формат лондонских squares сегодня куда нужнее и привлекательнее. А торговые площади можно рассредоточить по первым этажам жилых зданий». «Зеленая» тема центральной площади будет поддержана несколькими пешеходными бульварами шириной 25 м, внутренними дворами жилых зданий, озелененными территориями школ и детских садов и парком вдоль Октябрьской набережной в северо-западной части участка.
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Габариты планировочного модуля предопределяют тип застройки, при которой каждый отдельно взятый квартал занят одним жилым комплексом. Это не только обещает придать структуре всего района максимальную понятность, но и является оптимальной схемой с точки зрения очередности строительства и последующей эксплуатации зданий.  
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

В «клеточки» своей математически выверенной решетки архитекторы вписывают два вида комплексов, чередуя их в шахматном порядке, – для семей и для молодых пар. Первый представляет собой дом-квартал с замкнутым периметром и внутренним двором, второй – 4 «точечных» объема, фиксирующих углы квартала и объединенных общим подиумом. «Они совершенно различны по своему характеру, – поясняет Никита Явейн. – Дом для семейных – интроверт, тогда как дом, предназначенный для молодых пар и студентов, фактически представляет собой четыре независимых друг от друга объема, что подчеркивает и индивидуальность его обитателей, и их открытость внешнему миру».
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Впрочем, архитектурно оба типа комплекса решены практически одинаково: и там, и там преобладает кирпич (где-то красный, где-то почти бежевый), дополнительную тектонику фасадам придают многочисленные эркеры, а силуэтам в целом – верхние этажи, которые сделаны мансардными и украшены характерными прямоугольными скобами оконных проемов. Понятно, что сама эта стилистика «а ля лофт» выбрана не случайно – авторы стремятся подчеркнуть промышленное «происхождение» участка и создать достойное обрамление для сохраняемых здесь объектов индустриальной архитектуры. Последних, кстати, немало: отреставрировать и приспособить под новые функции планируется как минимум 6 зданий, в том числе главный фабричный корпус с водонапорной башней, бутовую кладовую, пожарный сарай и бывший производственный корпус фабрики Товарищества шерстяных изделий «Торнтон».
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Большинство новых домов архитекторы сознательно проектируют менее высокими, чем это позволяет зональный регламент (9-13 этажей вместо допустимых 17). Исключение составляют две жилые башни высотой порядка 70 метров на южной границе участка: подхватывая высотный строй проектируемых по соседству зданий, они играют роль пространственных ориентиров и своего рода въездных «пропилеев».

По южному фронту застройки, параллельно улице Новоселов, архитекторы располагают восемь вытянутых в строчку домов. Объединенные общей перголой и «футляром» из тонких колонн, они образуют своего рода ограду нового района, одновременно и достаточно проницаемую, и вполне осязаемую. А перед ними выставлены «форпосты» – две высотные башни с молодежными квартирами-студиями, фланкирующие въезд в квартал. И если в облике основного массива застройки без труда угадывается влияние промышленной архитектуры, то башни с их вертикальным членением и довольно массивным основанием отсылают, скорее, к модернистской застройке, преобладающей в прилегающих районах, а заключенный в частокол опор «буфер» и внешне играет роль переходной структуры, визуально отделяющей выразительную среднеэтажную застройку из добротного кирпича от довольно унылой и однообразной среды советского города 1970-х годов. Впрочем, эту границу архитекторы сознательно делают более чем условной – свой «Идеальный город» они видят неотъемлемой частью современного Петербурга и надеются, что реализация этого проекта повлечет за собой позитивные изменения и в облике прилегающих районов.
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44


Архитектор:

Никита Явейн

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Конкурсный проект «Идеальный город»
Россия, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, 54

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, Я. В. Смолина, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, О. Е. Окладникова, А. А. Патрикеев, А. А. Руденко, М. Н. Соколова

2013

Заказчик конкурса: ЗАО «БФА-Девелопмент». Организатор конкурса: ООО «Дом на набережной»

19 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.