English version

Математика комфорта

Проектируя в Невском районе Санкт-Петербурга новый жилой комплекс, архитектурное бюро «Студия 44» трактовало его как «город в городе» – самодостаточный, комфортный и наделенный всеми элементами традиционной городской среды.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

19 Июля 2013
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Конкурсный проект «Идеальный город»
Россия, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, 54

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, Я. В. Смолина, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, О. Е. Окладникова, А. А. Патрикеев, А. А. Руденко, М. Н. Соколова

2013

Заказчик конкурса: ЗАО «БФА-Девелопмент». Организатор конкурса: ООО «Дом на набережной»

Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Участок, на котором планируется создать новый жилой кластер, расположен между Октябрьской набережной и территорией ЗАО «Пластмассы». С севера он ограничен улицей Тельмана, с юга – улицей Новоселов, которые служат своего рода границами между промышленной застройкой и жилой. Теперь город намерен сомкнуть жилую ткань, выведя производство с невского берега, а объекты индустриальной архитектуры сохранив и интегрировав в состав нового комплекса. Эта задача и была положена в основу ТЗ недавно проведенного конкурса – «Студия 44» одержала в нем победу с концепцией «Идеальный город».

Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Работу над этим проектом команда Никиты Явейна начала с анализа озвученных заказчиком желаемых ТЭПов. Собственно, идея уподобить новое жилое образование самодостаточному городу родилась из цифр: общая площадь недвижимости порядка полумиллиона квадратных метров и население не менее 13,5 тысяч жителей – это ведь небольшой город и есть. Рыхлую и хаотичную планировочную структуру бывшей промзоны архитекторы предложили заменить классической ортогональной решеткой, на базе которой и строится «идеальный город».

Модель, вдохновлявшая многие поколения архитекторов, оказала самое существенное влияние на планировочную организацию не только Петербурга, но и ряда европейских столиц –  Рима, Парижа, Барселоны,– и Никита Явейн убежден в ее актуальности сегодня. Принятые в проекте размеры кварталов – 95 х 100 м, по его мнению, способны вернуть горожанину ощущение соразмерной человеку жилой среды (для сравнения: кварталы в центре Барселоны - 113 х 113 м). 
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Впрочем, такой планировочный модуль наряду с четкой сеткой улиц выбраны не только в знак уважения к историческим прототипам, но, прежде всего, за свои градостроительные достоинства – именно такая планировка способна гарантировать будущему району внятную логику движения и легкость ориентации в пространстве. Дороги-меридианы, соединяя улицы Новоселов и Тельмана, будут служить для проезда транспорта, а перпендикулярные им пешеходные бульвары свяжут Дальневосточный проспект и набережную Невы.


Композиционным ядром «Идеального города» становится площадь с зеленым сквером – ее «Студия 44» задумывает как озелененное пространство, полностью освобожденное от застройки. «Это будет своего рода парк в центре нового города, – поясняет авторский замысел Никита Явейн. – Люди устали от искусственных, «оранжерейных» пространств шоппинг-моллов, так что формат лондонских squares сегодня куда нужнее и привлекательнее. А торговые площади можно рассредоточить по первым этажам жилых зданий». «Зеленая» тема центральной площади будет поддержана несколькими пешеходными бульварами шириной 25 м, внутренними дворами жилых зданий, озелененными территориями школ и детских садов и парком вдоль Октябрьской набережной в северо-западной части участка.
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Габариты планировочного модуля предопределяют тип застройки, при которой каждый отдельно взятый квартал занят одним жилым комплексом. Это не только обещает придать структуре всего района максимальную понятность, но и является оптимальной схемой с точки зрения очередности строительства и последующей эксплуатации зданий.  
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

В «клеточки» своей математически выверенной решетки архитекторы вписывают два вида комплексов, чередуя их в шахматном порядке, – для семей и для молодых пар. Первый представляет собой дом-квартал с замкнутым периметром и внутренним двором, второй – 4 «точечных» объема, фиксирующих углы квартала и объединенных общим подиумом. «Они совершенно различны по своему характеру, – поясняет Никита Явейн. – Дом для семейных – интроверт, тогда как дом, предназначенный для молодых пар и студентов, фактически представляет собой четыре независимых друг от друга объема, что подчеркивает и индивидуальность его обитателей, и их открытость внешнему миру».
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Впрочем, архитектурно оба типа комплекса решены практически одинаково: и там, и там преобладает кирпич (где-то красный, где-то почти бежевый), дополнительную тектонику фасадам придают многочисленные эркеры, а силуэтам в целом – верхние этажи, которые сделаны мансардными и украшены характерными прямоугольными скобами оконных проемов. Понятно, что сама эта стилистика «а ля лофт» выбрана не случайно – авторы стремятся подчеркнуть промышленное «происхождение» участка и создать достойное обрамление для сохраняемых здесь объектов индустриальной архитектуры. Последних, кстати, немало: отреставрировать и приспособить под новые функции планируется как минимум 6 зданий, в том числе главный фабричный корпус с водонапорной башней, бутовую кладовую, пожарный сарай и бывший производственный корпус фабрики Товарищества шерстяных изделий «Торнтон».
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44

Большинство новых домов архитекторы сознательно проектируют менее высокими, чем это позволяет зональный регламент (9-13 этажей вместо допустимых 17). Исключение составляют две жилые башни высотой порядка 70 метров на южной границе участка: подхватывая высотный строй проектируемых по соседству зданий, они играют роль пространственных ориентиров и своего рода въездных «пропилеев».

По южному фронту застройки, параллельно улице Новоселов, архитекторы располагают восемь вытянутых в строчку домов. Объединенные общей перголой и «футляром» из тонких колонн, они образуют своего рода ограду нового района, одновременно и достаточно проницаемую, и вполне осязаемую. А перед ними выставлены «форпосты» – две высотные башни с молодежными квартирами-студиями, фланкирующие въезд в квартал. И если в облике основного массива застройки без труда угадывается влияние промышленной архитектуры, то башни с их вертикальным членением и довольно массивным основанием отсылают, скорее, к модернистской застройке, преобладающей в прилегающих районах, а заключенный в частокол опор «буфер» и внешне играет роль переходной структуры, визуально отделяющей выразительную среднеэтажную застройку из добротного кирпича от довольно унылой и однообразной среды советского города 1970-х годов. Впрочем, эту границу архитекторы сознательно делают более чем условной – свой «Идеальный город» они видят неотъемлемой частью современного Петербурга и надеются, что реализация этого проекта повлечет за собой позитивные изменения и в облике прилегающих районов.
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»
© Студия 44


Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Конкурсный проект «Идеальный город»
Россия, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, 54

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, Я. В. Смолина, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, О. Е. Окладникова, А. А. Патрикеев, А. А. Руденко, М. Н. Соколова

2013

Заказчик конкурса: ЗАО «БФА-Девелопмент». Организатор конкурса: ООО «Дом на набережной»

19 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.