19.07.2013

Математика комфорта

Проектируя в Невском районе Санкт-Петербурга новый жилой комплекс, архитектурное бюро «Студия 44» трактовало его как «город в городе» – самодостаточный, комфортный и наделенный всеми элементами традиционной городской среды.

информация:

Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

Участок, на котором планируется создать новый жилой кластер, расположен между Октябрьской набережной и территорией ЗАО «Пластмассы». С севера он ограничен улицей Тельмана, с юга – улицей Новоселов, которые служат своего рода границами между промышленной застройкой и жилой. Теперь город намерен сомкнуть жилую ткань, выведя производство с невского берега, а объекты индустриальной архитектуры сохранив и интегрировав в состав нового комплекса. Эта задача и была положена в основу ТЗ недавно проведенного конкурса – «Студия 44» одержала в нем победу с концепцией «Идеальный город».

Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

Работу над этим проектом команда Никиты Явейна начала с анализа озвученных заказчиком желаемых ТЭПов. Собственно, идея уподобить новое жилое образование самодостаточному городу родилась из цифр: общая площадь недвижимости порядка полумиллиона квадратных метров и население не менее 13,5 тысяч жителей – это ведь небольшой город и есть. Рыхлую и хаотичную планировочную структуру бывшей промзоны архитекторы предложили заменить классической ортогональной решеткой, на базе которой и строится «идеальный город».

Модель, вдохновлявшая многие поколения архитекторов, оказала самое существенное влияние на планировочную организацию не только Петербурга, но и ряда европейских столиц –  Рима, Парижа, Барселоны,– и Никита Явейн убежден в ее актуальности сегодня. Принятые в проекте размеры кварталов – 95 х 100 м, по его мнению, способны вернуть горожанину ощущение соразмерной человеку жилой среды (для сравнения: кварталы в центре Барселоны - 113 х 113 м). 
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

Впрочем, такой планировочный модуль наряду с четкой сеткой улиц выбраны не только в знак уважения к историческим прототипам, но, прежде всего, за свои градостроительные достоинства – именно такая планировка способна гарантировать будущему району внятную логику движения и легкость ориентации в пространстве. Дороги-меридианы, соединяя улицы Новоселов и Тельмана, будут служить для проезда транспорта, а перпендикулярные им пешеходные бульвары свяжут Дальневосточный проспект и набережную Невы.


Композиционным ядром «Идеального города» становится площадь с зеленым сквером – ее «Студия 44» задумывает как озелененное пространство, полностью освобожденное от застройки. «Это будет своего рода парк в центре нового города, – поясняет авторский замысел Никита Явейн. – Люди устали от искусственных, «оранжерейных» пространств шоппинг-моллов, так что формат лондонских squares сегодня куда нужнее и привлекательнее. А торговые площади можно рассредоточить по первым этажам жилых зданий». «Зеленая» тема центральной площади будет поддержана несколькими пешеходными бульварами шириной 25 м, внутренними дворами жилых зданий, озелененными территориями школ и детских садов и парком вдоль Октябрьской набережной в северо-западной части участка.
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

Габариты планировочного модуля предопределяют тип застройки, при которой каждый отдельно взятый квартал занят одним жилым комплексом. Это не только обещает придать структуре всего района максимальную понятность, но и является оптимальной схемой с точки зрения очередности строительства и последующей эксплуатации зданий.  
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

В «клеточки» своей математически выверенной решетки архитекторы вписывают два вида комплексов, чередуя их в шахматном порядке, – для семей и для молодых пар. Первый представляет собой дом-квартал с замкнутым периметром и внутренним двором, второй – 4 «точечных» объема, фиксирующих углы квартала и объединенных общим подиумом. «Они совершенно различны по своему характеру, – поясняет Никита Явейн. – Дом для семейных – интроверт, тогда как дом, предназначенный для молодых пар и студентов, фактически представляет собой четыре независимых друг от друга объема, что подчеркивает и индивидуальность его обитателей, и их открытость внешнему миру».
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

Впрочем, архитектурно оба типа комплекса решены практически одинаково: и там, и там преобладает кирпич (где-то красный, где-то почти бежевый), дополнительную тектонику фасадам придают многочисленные эркеры, а силуэтам в целом – верхние этажи, которые сделаны мансардными и украшены характерными прямоугольными скобами оконных проемов. Понятно, что сама эта стилистика «а ля лофт» выбрана не случайно – авторы стремятся подчеркнуть промышленное «происхождение» участка и создать достойное обрамление для сохраняемых здесь объектов индустриальной архитектуры. Последних, кстати, немало: отреставрировать и приспособить под новые функции планируется как минимум 6 зданий, в том числе главный фабричный корпус с водонапорной башней, бутовую кладовую, пожарный сарай и бывший производственный корпус фабрики Товарищества шерстяных изделий «Торнтон».
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

Большинство новых домов архитекторы сознательно проектируют менее высокими, чем это позволяет зональный регламент (9-13 этажей вместо допустимых 17). Исключение составляют две жилые башни высотой порядка 70 метров на южной границе участка: подхватывая высотный строй проектируемых по соседству зданий, они играют роль пространственных ориентиров и своего рода въездных «пропилеев».

По южному фронту застройки, параллельно улице Новоселов, архитекторы располагают восемь вытянутых в строчку домов. Объединенные общей перголой и «футляром» из тонких колонн, они образуют своего рода ограду нового района, одновременно и достаточно проницаемую, и вполне осязаемую. А перед ними выставлены «форпосты» – две высотные башни с молодежными квартирами-студиями, фланкирующие въезд в квартал. И если в облике основного массива застройки без труда угадывается влияние промышленной архитектуры, то башни с их вертикальным членением и довольно массивным основанием отсылают, скорее, к модернистской застройке, преобладающей в прилегающих районах, а заключенный в частокол опор «буфер» и внешне играет роль переходной структуры, визуально отделяющей выразительную среднеэтажную застройку из добротного кирпича от довольно унылой и однообразной среды советского города 1970-х годов. Впрочем, эту границу архитекторы сознательно делают более чем условной – свой «Идеальный город» они видят неотъемлемой частью современного Петербурга и надеются, что реализация этого проекта повлечет за собой позитивные изменения и в облике прилегающих районов.
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»
Конкурсный проект «Идеальный город» © Архитектурное бюро «Студия 44»

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Сенкевич
  • Иван Рубежанский
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Чобан
  • Антон Бондаренко
  • Антон Надточий
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Попов
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Левон Айрапетов
  • Карен Сапричян
  • Зураб Басария
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Юрий Сафронов
  • Владимир Плоткин
  • Александр Скокан
  • Юлий Борисов
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Александра Кузьмина
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Орешкин
  • Наталия Зайченко
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Марк Сафронов
  • Даниил Лоренц
  • Михаил Канунников
  • Вера Бутко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Анатолий Столярчук
  • Юлия Тряскина
  • Илья Машков
  • Владимир Ковалёв
  • Рустам Керимов
  • Александр Асадов
  • Василий Крапивин
  • Олег Шапиро
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Васильев
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерия Преображенская
  • Павел Андреев
  • Николай Миловидов
  • Александр Бровкин
  • Олег Карлсон
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка
  • Театр «Практика»
  • Микродом
  • Благоустройство парка Зеленая Роща
  • Центр документального кино

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи