Проектируя в Невском районе Санкт-Петербурга новый жилой комплекс, архитектурное бюро «Студия 44» трактовало его как «город в городе» – самодостаточный, комфортный и наделенный всеми элементами традиционной городской среды.
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Участок, на котором планируется создать новый жилой кластер, расположен между Октябрьской набережной и территорией ЗАО «Пластмассы». С севера он ограничен улицей Тельмана, с юга – улицей Новоселов, которые служат своего рода границами между промышленной застройкой и жилой. Теперь город намерен сомкнуть жилую ткань, выведя производство с невского берега, а объекты индустриальной архитектуры сохранив и интегрировав в состав нового комплекса. Эта задача и была положена в основу ТЗ недавно проведенного конкурса – «Студия 44» одержала в нем победу с концепцией «Идеальный город».
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Работу над этим проектом команда Никиты Явейна начала с анализа озвученных заказчиком желаемых ТЭПов. Собственно, идея уподобить новое жилое образование самодостаточному городу родилась из цифр: общая площадь недвижимости порядка полумиллиона квадратных метров и население не менее 13,5 тысяч жителей – это ведь небольшой город и есть. Рыхлую и хаотичную планировочную структуру бывшей промзоны архитекторы предложили заменить классической ортогональной решеткой, на базе которой и строится «идеальный город».
Модель, вдохновлявшая многие поколения архитекторов, оказала самое существенное влияние на планировочную организацию не только Петербурга, но и ряда европейских столиц – Рима, Парижа, Барселоны,– и Никита Явейн убежден в ее актуальности сегодня. Принятые в проекте размеры кварталов – 95 х 100 м, по его мнению, способны вернуть горожанину ощущение соразмерной человеку жилой среды (для сравнения: кварталы в центре Барселоны - 113 х 113 м).
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Впрочем, такой планировочный модуль наряду с четкой сеткой улиц выбраны не только в знак уважения к историческим прототипам, но, прежде всего, за свои градостроительные достоинства – именно такая планировка способна гарантировать будущему району внятную логику движения и легкость ориентации в пространстве. Дороги-меридианы, соединяя улицы Новоселов и Тельмана, будут служить для проезда транспорта, а перпендикулярные им пешеходные бульвары свяжут Дальневосточный проспект и набережную Невы.
Композиционным ядром «Идеального города» становится площадь с зеленым сквером – ее «Студия 44» задумывает как озелененное пространство, полностью освобожденное от застройки. «Это будет своего рода парк в центре нового города, – поясняет авторский замысел Никита Явейн. – Люди устали от искусственных, «оранжерейных» пространств шоппинг-моллов, так что формат лондонских squares сегодня куда нужнее и привлекательнее. А торговые площади можно рассредоточить по первым этажам жилых зданий». «Зеленая» тема центральной площади будет поддержана несколькими пешеходными бульварами шириной 25 м, внутренними дворами жилых зданий, озелененными территориями школ и детских садов и парком вдоль Октябрьской набережной в северо-западной части участка.
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Габариты планировочного модуля предопределяют тип застройки, при которой каждый отдельно взятый квартал занят одним жилым комплексом. Это не только обещает придать структуре всего района максимальную понятность, но и является оптимальной схемой с точки зрения очередности строительства и последующей эксплуатации зданий.
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
В «клеточки» своей математически выверенной решетки архитекторы вписывают два вида комплексов, чередуя их в шахматном порядке, – для семей и для молодых пар. Первый представляет собой дом-квартал с замкнутым периметром и внутренним двором, второй – 4 «точечных» объема, фиксирующих углы квартала и объединенных общим подиумом. «Они совершенно различны по своему характеру, – поясняет Никита Явейн. – Дом для семейных – интроверт, тогда как дом, предназначенный для молодых пар и студентов, фактически представляет собой четыре независимых друг от друга объема, что подчеркивает и индивидуальность его обитателей, и их открытость внешнему миру».
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Впрочем, архитектурно оба типа комплекса решены практически одинаково: и там, и там преобладает кирпич (где-то красный, где-то почти бежевый), дополнительную тектонику фасадам придают многочисленные эркеры, а силуэтам в целом – верхние этажи, которые сделаны мансардными и украшены характерными прямоугольными скобами оконных проемов. Понятно, что сама эта стилистика «а ля лофт» выбрана не случайно – авторы стремятся подчеркнуть промышленное «происхождение» участка и создать достойное обрамление для сохраняемых здесь объектов индустриальной архитектуры. Последних, кстати, немало: отреставрировать и приспособить под новые функции планируется как минимум 6 зданий, в том числе главный фабричный корпус с водонапорной башней, бутовую кладовую, пожарный сарай и бывший производственный корпус фабрики Товарищества шерстяных изделий «Торнтон».
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Большинство новых домов архитекторы сознательно проектируют менее высокими, чем это позволяет зональный регламент (9-13 этажей вместо допустимых 17). Исключение составляют две жилые башни высотой порядка 70 метров на южной границе участка: подхватывая высотный строй проектируемых по соседству зданий, они играют роль пространственных ориентиров и своего рода въездных «пропилеев».
По южному фронту застройки, параллельно улице Новоселов, архитекторы располагают восемь вытянутых в строчку домов. Объединенные общей перголой и «футляром» из тонких колонн, они образуют своего рода ограду нового района, одновременно и достаточно проницаемую, и вполне осязаемую. А перед ними выставлены «форпосты» – две высотные башни с молодежными квартирами-студиями, фланкирующие въезд в квартал. И если в облике основного массива застройки без труда угадывается влияние промышленной архитектуры, то башни с их вертикальным членением и довольно массивным основанием отсылают, скорее, к модернистской застройке, преобладающей в прилегающих районах, а заключенный в частокол опор «буфер» и внешне играет роль переходной структуры, визуально отделяющей выразительную среднеэтажную застройку из добротного кирпича от довольно унылой и однообразной среды советского города 1970-х годов. Впрочем, эту границу архитекторы сознательно делают более чем условной – свой «Идеальный город» они видят неотъемлемой частью современного Петербурга и надеются, что реализация этого проекта повлечет за собой позитивные изменения и в облике прилегающих районов.
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город»© Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
Конкурсный проект «Идеальный город» © Студия 44
|