Пресса: 3–7 июня

О том, почему модернистские здания не подходят для России, о метаморфозе «Арх Москвы», готовящемся урбанистическом убийстве в столице и не только – в новом обзоре прессы.

Автор текста:
Мария Гончарова

mainImg
На этой неделе сразу несколько изданий разместили интервью с Сергеем Чобаном. В разговоре с «Экспертом» архитектор высказал мнение, что модернистские здания для России не подходят. Этому виной суровый климат и низкое качество строительства, из-за чего минималистичные постройки у нас смотрятся плохо и быстро стареют. Выход Чобан видит в следующем: «в России не стоит делать плоские фасады – нужна глубина, рельеф». Также, по его мнению, следует развивать местную строительную индустрию. А архитекторам «нужно забыть о том, что подумают о нас иностранцы и что подумают о нас наши собственные модернистские части нашего мозга. <...> Выход в том, чтобы придумывать свою архитектуру, а не на Запад смотреть».

В Interview Russia Чобан рассказал о российской архитектурной традиции, о специфике работы с российским заказчиком и о том, почему наша страна совсем не подходит для архитектурных звёзд.

На страницах портала «Город 812» архитектурный критик Михаил Золотоносов поговорил с Сергеем Чобаном о том, как примирить современную архитектуру с Петербургом. Главное, по мнению Чобана, создать для исторического центра дизайн-код, в котором были бы прописаны такие параметры, как допустимая высотность зданий, процент остекления, материал и не только: «Если законодательство предпишет мне, что делать в центре города и в его обозреваемом окружении, то это всем нам развяжет руки и избавит от дискуссий, насколько высоко или низко наше здание, есть у нас совесть или нет, обратит нас к тому, на что и нужно обращать наше, архитекторов, внимание, – мастерство».

Тем временем, по следам выставки «Арх Москва», прошедшей в Москве в конце мая, на этой неделе в прессе появилось сразу несколько статей. «Эксперт» заметил, что в этом году выставка перестала быть оппозиционной, поскольку архвласти приняли в ней самое живое участие: главный архитектор города представил программу повышения качества московской архитектуры, а также совместную с Сергеем Чобаном выставку архитектурного рисунка.

На страницах «Огонька» Григорий Ревзин также задумался, но уже с чувством «некоторого раздвоения» над неожиданно произошедшей метаморфозой с характером выставки, ставшей официозной. Тем не менее, выставку он похвалил, заявив, что она «задалась» впервые за последние годы. По мнению критика, «Арх Москва» прояснила несколько важных фактов: «мы можем строить качественные сложные здания современной архитектуры, <...> у нас есть архитекторы, способные работать на мировом уровне, <...> мы строим общественные здания и дома для среднего класса, и это вполне выходит».

В разговоре с «Коммерсантом» куратор «Арх Москвы» Барт Голдхоорн также отметил, что с приходом нового главного архитектора характер выставки кардинально изменился: «Одно дело, когда ты рассказываешь что-то человеку, который никак не реагирует и просто мило улыбается. Другое дело, когда твой собеседник сам говорит то, что ты пытался донести до профессионального сообщества последние десять лет». И рассказал о своей совместной работе с НИиПИ Генплана по созданию разнообразных по архитектуре жилых зданий в промышленных масштабах.

К слову, «РИАН Недвижимость» опубликовало интервью с главным архитектором НИиПИ Генплана Андреем Гнездиловым, назначенным на эту должность 3 месяца назад. По словам Гнездилова, одной из своих главных задач он видит изменение столичной нормативной базы по градостроительному проектированию, которая сейчас «носит отпечаток социалистического мироустройства».

Тем временем, в Москве продолжаются дебаты по поводу целесообразности реконструкции Ленинского проспекта. Михаил Блинкин, эксперт по транспортному развитию, в интервью «Новой газете» рассказал о том, почему реконструкция Ленинского – принципиальный градостроительный проект и к каким необратимо-губительным последствиям она может привести: «План реконструкции Ленинского проспекта – <...> это план урбанистического убийства живой и красивой улицы. <...> Реконструкция Ленинского опасна тем, что она членит сложившуюся, живую городскую среду на замкнутые анклавы». Также эксперт объяснил, почему протесты жителей против реконструкции – это нечто большее, чем эгоистические интересы.

В продолжение темы, газета Cityboom опубликовала выдержки из итогового доклада зарубежных экспертов Вукана Вучика, Тура Хотвайта и Жан-Клода Зива, исследовавших проекты реконструкции Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды. Специалисты пришли к выводу, что проекты неэффективны и только усугубят транспортные проблемы.

Ну а пока эксперты и горожане борются с разрушительными для города проектами в настоящем, посещающие столицу архитекторы-футурологи рассказывают о его возможном будущем. Прогулявшись с одним из таких специалистов, британцем Лиамом Янгом по Москве, корреспондент The Village узнал, что сильная сторона столицы – это способность адаптироваться к хаосу, а развитие города может заключаться в том, чтобы «поверх этих исторических домов <...> надстраивать новые современные здания. Не разрушая, а как бы дополняя их».

Интересно, согласились бы со словами Лиама Янга московские градозащитники... На неделе в продолжение истории с Круговым депо «Архнадзор» опубликовал хронику ночного разрушения памятника. Разрушения, названного «РЖД» примером «цивилизованной европейской практики по сохранению и использованию объектов культурного наследия мирового значения». Градозащитники привели слова британского архитектора, бережно реконструировавшего аналогичное Депо в Лондоне: «Была потеряна замечательная возможность вдохнуть новую жизнь в тело старого друга».

А в Петербурге Art1 побеседовал с зампредседателя петербургского ВООПИиК Александром Кононовым о рабочих буднях, о том, как находить диалог с девелоперами, и какие «больные точки» на карте города беспокоят градозащитников сейчас.

Также на неделе стало известно, что в Петербурге будет запущена программа по спасению деревянных памятников архитектуры, а в Рязани, напротив, в эти выходные жители устроят прощальный велопробег по объектам деревянного зодчества, приговоренным к сносу, – сообщило ИА Regnum.

Тем временем, в Иркутске возобновят практику архитектурных экспедиций по объектам наследия, – сообщил портал ИРГТУ. Летом первая группа студентов поедет на обследование деревянных памятников области. По результатам экспедиции планируется разработать проекты реконструкции зданий.

07 Июня 2013

Автор текста:

Мария Гончарова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.