Изгибы творчества Оскара Нимейера

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Поэзия формы», посвященная 100-летнему юбилею знаменитого бразильского архитектора

17 Декабря 2007
mainImg

С российской стороны совместно с музеем выставку подготовил Фонд «Русский Авангард», с бразильской – мастерская Нимейера, его фонд, а также Посольство Бразилии в РФ. Это совместное российско-бразильское мероприятие призвано вновь привлечь внимание к неординарной личности патриарха архитектуры XX века и к его творчеству.

Выставка посвящена 100-летнему юбилею архитектора, который в своем почтенном возрасте продолжает проектировать и даже – были такие слухи – подумывал о том, чтобы приехать на юбилей в Москву. Визит не состоялся – и архитектор, празднуя сотый день рождения на построенной по собственному проекту вилле casa de Canoes, выслушал московские поздравления по телефону. Зато на открытии присутствовал внук Нимейера Каду, который, собственно, и звонил поздравлять дедушку. Многие пришли на вернисаж специально для того, чтобы присутствовать при этом действе. Правда, голос знаменитости никто не услышал, зато все получили возможность лично поздравить Нимейера, хором крикнув «ура» в телефонную трубку.

Парадокс в том, что Оскар Нимейер – последний представитель «героического модернизма», практикующий в наши дни, убежденный «твердокаменный» коммунист, в России не построил ничего, кроме небольшого монумента в 2004 году. После того, как в Бразилии пришла к власти военная диктатура, Нимейер жил во Франции и много работал для французской компартии, а несколько позднее – для кубинской. В СССР же архитектор не работал, хотя ему и присудили в 1963 г. Ленинскую премию – вручив удаленно, в Бразилии. Зато в советской архитектуре 1970-х многое заимствовано от Нимейера – массивные изгибы, бетонные купола и обширные бетонные площади, посреди которых так холодно зимой.

Выставка, открывшаяся в анфиладе музея архитектуры, столь же эмоционально-поэтична, как и само творчество великого бразильского модерниста. На ней показано 40 избранных работ, как построек, так и проектов – наиболее значимых по убеждению куратора выставки бразильского историка архитектуры Маркуш де Лонтра Кошта. Немалая часть экспозиции относится к 2000-м годам – с целью показать, что и сейчас Оскар Нимейер активно работает над проектами для Бразилии и других стран: только в этом году было закончено строительство нескольких его новых зданий в Бразилиа и Нитерое.

Архитектура показана большими цветными картинками, фотографиями построек и визуализациями проектов, которые чередуются с совершенно белыми лапидарными макетами. Даты проектирования каждого сооружения не подписаны – что усиливает и без того присущий архитектуре Нимейера вневременной эффект, однако экспозиция разбита по хронологии на 5 этапов и щедро разбавлена текстами – из Нимейера и про Нимейера, а также выдерживающими любое увеличенные линейными в духе Матисса рисунками архитектора, главных героев которых – человеческие руки и женские тела – можно при желании разглядеть в почти любом из показанных здесь зданий и проектов.

Среди текстов немало посвящено социально-политическим проблемам: убежденный коммунист Оскар Нимейер, друг Фиделя Кастро и Уго Чавеса, с одинаковой горячностью призывает молодых архитекторов к творческому самовыражению и к борьбе с социальным неравенством, «империей Буша» и прочими проявлениями несправедливости и империализма. Его социальные высказывания преисполнены искренности и убеждения, архитектор на мыслит своего творчества без борьбы, отчего творчество Нимейера начинает казаться неразделяемым сплавом из латиноамериканской чувственности, левого пафоса и лаконичной «скульптурной» архитектуры – одно без другого здесь невозможно, что, собственно и утверждает знаменитый бразильский модернист в своих высказываниях разного времени. К выставке издан объемный каталог, практически полностью отображающий ее содержание.

Как любая монографическая выставка, «Поэзия формы» заставляет задуматься о той роли, которую Нимейер сыграл в развитии мировой архитектуры. Экспозиция в МУАРе начинается с комплекса в Пампулье начала 1940-х, и за скобками остается здание Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, над проектом которого молодой Нимейер работал вместе с Ле Корбюзье в 1930-е гг., а ведь именно оно связывает его с «современным движением» европейской архитектуры. В результате на выставке бразильский архитектор предстает как сформировавшийся самостоятельно, без внешнего влияния и раннего периода развития.

Большинство работ архитектора демонстрируют различные варианты использования криволинейных форм – это основа личного вклада Нимейера в современную архитектуру. Необыкновенная пластичность его построек, роднящая их с произведениями скульптуры, очень привлекательна: ведь архитектор сам называет красоту целью своего творчества. Также он говорит о роли поэзии, эмоций в архитектурном проектировании. Его музеи в Нитерое, Бразилиа, Куритибе,  общественные здания в Сан-Паулу, Гавре, Константине, той же Бразилиа – выглядят украшениями городов, где они находятся. Нимейер даже призывает с осторожностью относиться к ландшафтной архитектуре и озеленению вообще: ведь его собственные здания лучше всего смотрятся посреди огромных залитых асфальтом или выложенных бетонными плитами площадей, на фоне яркого южного неба.

Но их подчеркнуто лаконичные формы, с почти полным отсутствием деталей, которые позволили бы человеку соотнести себя с этими удивительными зданиями и оценить их действительный размер нередко делают их похожими огромные макеты. Висящие на выставке рядом фотографии и трехмерные визуализации проектов Нимейера очень схожи – даже слишком схожи для реальной и воображаемой архитектуры.

Определяющее значение свободы творчества для художника, о котором часто говорит архитектор, наталкивает на мысль: Нимейер, начинавший свое обучение как художник, работает в категориях изобразительного искусства, а не архитектуры. Его игра с криволинейными формами и геометрическими объемами часто выливается в противоречие между внешним видом и решением внутреннего пространства постройки – а иногда и ее функциональностью. Например, эффектная полусфера Музея Республики (2004-2007) в Бразилиа плохо приспособлена для экспозиции живописи или графики: мягко изгибающиеся стены ее интерьера вынуждают кураторов изобретать особые варианты развески произведений. Так Нимейер неожиданно предстает первым из когорты архитекторов-художников, для которых формальный эксперимент играет главную роль в творчестве, а функциональность и ориентация на будущего «пользователя» здания имеют лишь ограниченное значение. Иногда Оскара Нимейера добавляют четвертым к «триаде» гениев архитектуры XX века: Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ и Алвара Аалто. Но кажется более справедливым его связать с чередой младших современников, из которых можно назвать Фрэнка Гери или Даниэля Либескинда, также увлеченных поиском новых, пластичных и эффектных форм в ущерб утилитарному назначению здания. Если принять такой ход рассуждений, то великий бразильский старец архитектор Оскар Нимейер – дедушка современной криволинейности, в столетнем возрасте бодро не выпускающий из рук карандаша – более чем достоин своих почестей, он и правда живая легенда.

zooming
Самый изящный из залов музея архитектуры приютил макет гигантской руки - Мемориала Латинской Америки в Сан-Паулу (1987)
zooming
Оскар Нимейер. Casa de Canoes. Фотографии предоставлены организаторами выставки
zooming
Оскар Нимейер. Кафедральный собор города Бразилиа
Оскар Нимейер. Кафедральный собор города Бразилиа
zooming
Оскар Нимейер. Дворец Алворада, резиденция президента Бразилии в городе Бразилиа
zooming
Оскар Нимейер. Резиденция Французской коммунистической партии. Париж, 1967
zooming
Важнейшие проекты Оскара Нимейера представлены на выставке всесторонне - в виде фотографий, набросков, текстов и лаконичных макетов. Не хватает разве что видеороликов
zooming
Оскар Нимейер. Музей Куритиба, 2001

17 Декабря 2007

Юлия Тарабарина Нина Фролова

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.