30.01.2013

Каким будет павильон России на биеннале Колхаса?

Григорий Ревзин, комиссар российского павильона венецианской биеннале, рассказал Архи.ру о концепции ее куратора Рема Колхаса, а также о том, кого он позвал представлять Россию на биеннале 2014 года.

информация:

Григорий Ревзин, кадр из интервью
Григорий Ревзин, кадр из интервью
Публикуем видеозапись разговора; ниже можно почитать его расшифровку.



расшифровка интервью:

Архи.ру:
Рем Колхас объявил новую тему и концепцию венецианской биеннале. Как Вы можете это прокомментировать?

Григорий Ревзин:
Была встреча с Колхасом в пятницу в Венеции. Вы знаете, это была очень сильная его лекция, довольно увлекательная; интересно там присутствовать. Так вышло, что я был на собраниях кураторов пять раз и, пожалуй, это было самое яркое. Колхаса много раз приглашали туда [куратором на биеннале – Архи.ру], но он каждый раз хотел больше времени. Ему не давали. А сейчас в первый раз дали. У него идея реформирования биеннале. Он считает, что архитектурная биеннале должна отличаться от художественной, потому что если она сделана по тому же принципу, то мы получаем просто инсталляции от архитекторов, что не очень интересно. А он хочет вместо этого в большей степени ориентироваться на исследования, а не на художественное самовыражение архитектора.

В качестве основной темы он видит не архитекторов, а архитектуру. Это что-то похожее на биеннале без имен, без звезд. Есть, конечно, вопрос кому это интересно, и удастся ли биеннале собрать порядка 150–180 тысяч зрителей, как они собирают обычно. В частности поэтому он надеется на студентов. Активное привлечение студентов – это часть концепции Колхаса.
 
Он достаточно сильно реформирует всю биеннале. В частности Арсенал, если все будет развиваться так, как обозначено, можно сказать, выпадает из биеннале, потому что тема Арсенала – Италия. Идея в том, что Колхас «вытягивает» Арсенал в одну линию и Италию в одну линию, и получается так, что можно в одном Арсенале расположить всю Италию. Мы будем входить со стороны севера, где-то через Милан, дальше через Триест, а в конце, там где был павильон Китая, будет крайний юг – Калабрия, Бари и так далее. Пройдем по Арсеналу – пройдем по Италии. Трудно сказать, как это будет выглядеть и понятно, что это немножко нехарактерная для биеннале тема.

В основном павильоне, бывшем итальянском, будет располагаться выставка самого Колхаса, которая называется «Элементы». Это словарь того, из чего состоит архитектура – стены, потолки, полы, крыши, двери, окна, проходы – в общем, архитектурный вокабуляр [словарь – Архи.ру] во всех возможных его измерениях и осмыслениях.

Национальным павильонам он предлагает всем сделать одну тему – абсорбция современности. Про то как современность пришла в мир. Тема ограничена хронологически: с 1914-го по 2014 годы, т.е. по сегодняшний день. Он показывал презентацию: мир 1914 года, где Москва, Шанхай, Париж, Лондон очень сильно отличаются друг от друга, совсем разные виды. Когда же мы сегодня смотрим на эти города (он показывал в основном бизнес-центры), кажется, что это одно сплошное Сити, все одно и то же. Вопрос в том, каким образом эта современность захватила весь мир.
Каждому павильону предлагается рассказать свою историю на эту тему.

Это замысел. Конечно, он не является стопроцентно жестким. Те павильоны, которые не хотят этого делать, не делают. Тем не менее, он это предложил. В Венеции были представители 41 страны, и возражений не последовало. Наоборот, представители разных павильонов. Надо понимать, что до биеннале чуть меньше двух лет, поэтому где-то были комиссары, где-то комиссары и потенциальные кураторы, как у нас, где-то представители посольств, как в Украине – в целом все это приняли. Ты можешь, конечно, и не принимать, но будешь странно выглядеть, белой вороной. Таким образом, биеннале, по крайней мере, в разделе Джардини, «в садах», превращается в развернутую на 40 павильонов историю архитектуры XX века, где мы видим разные измерения, этапы, влияния. Например, Германии, когда Баухауз распространился на весь мир, потом Японии и ее метаболизма, Америки – как то эти волны друг с другом пересекаются.

Боюсь, что самым интересным в этой биеннале окажется каталог, а не сами павильоны. Для профессионалов, конечно, очень интересно смотреть эти выставки, а просто для публики – не факт. Хотя с другой стороны, Колхас получит биеннале – итог XX века. Это значительно, это так или иначе останется в истории. Тут его можно понять. Это что касается биеннале вообще.

Архи.ру:
А что Вы предложили как комиссар российского павильона?

Григорий Ревзин:
Предложил это сильно сказано, до биеннале, повторяю, два года. Но исходя из входящих обстоятельств: имеется Колхас в качестве главного куратора и есть просьба ориентироваться на студентов, я принял решение предложить «Стрелке» выставиться в российском павильоне в 2014 году. Надо понимать, что когда создавалась «Стрелка», то Колхас создавал «Стрелки», он делал там много разных исследований и продолжает их. Такая связь между национальным павильоном и куратором довольно полезна для продвижения страны и весьма продуктивна. Исходя из этих соображений, мне кажется, что «Стрелка» может удачно это сделать.

Что именно это будет? Функция комиссара – выбрать, а предложения по программе – это функция куратора. «Стрелка» пока еще куратора не определила. Мы ездили в Венецию вместе с Варварой Мельниковой, директором «Стрелки». Я не уверен, что она будет куратором, по крайней мере, она не говорила, что собирается им быть. Это вопрос, который будет решаться внутри «Стрелки».

Мне здесь важнее структура, потому что, повторяю, речь идет о студентах. Понятно, что на «Стрелке» должны быть запущены исследования, каким-то образом нужно понять материал:  что такое модернизм для России, что такое модерн, современность для России? И как это происходило в XX веке. С одной стороны, есть разнообразные попытки привить России современный стиль в архитектуре – в начале XX века мы его начинали, в 1960-е перенимали, в 1990-е опять перенимали и создали некие образцы.

Есть другая, большая, тема модернизации России. Я бы сказал, что на архитектуру с этой точки зрения, с позиции модернизации на русский XX век еще никто не смотрел. Все смотрели на то, как у нас утверждается авангард, это интересная и известная история, которая вошла во все учебники. А совсем другая тема – это попытки сделать из России современное государство. Это тема, которая, я бы сказал, более актуальна сегодня, чем история и историография. С этой точки зрения никто на Россию не смотрел. Соединить эти две темы было бы интересно. «Стрелка» имеет для этого некоторые основания. Участвовали в конкурсе на концепцию Большой Москвы. И там, как раз, с одной стороны, был Рем Колхас, а с другой стороны – Александр Александрович Аузан, глава институциональных экономистов, декан экономического факультета МГУ, который именно так и повернул эту тему. Мне кажется, здесь есть о чем поразмышлять.

Другой вопрос, как все это представлять? Понятно, что если все павильоны превращаются в каталоги истории архитектуры, то это скучновато, хотя, конечно, это «Стрелке» решать. Но поскольку времени еще много, еще возможность подумать о том, как это вообще можно представить так, чтобы это было зрелищно, интересно, понятно и завлекательно.

беседовала Юлия Тарабарина, расшифровка Аллы Павликовой

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Труханов
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Шилова
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Зайченко
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Плоткин
  • Игорь Шварцман
  • Юлий Борисов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Полина Воеводина
  • Илья Уткин
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Орешкин
  • Василий Крапивин
  • Вероника Дубовик
  • Наталия Порошкина
  • Валерия Преображенская
  • Катерина Грень
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Станислав Белых
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Зураб Басария
  • Вера Бутко
  • Иван Рубежанский
  • Олег Карлсон
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Кузнецова
  • Левон Айрапетов
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Кристина Павлова
  • Никита Явейн
  • Александр Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Гнездилов
  • Николай Миловидов
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Олег Мединский
  • Антон Надточий
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Чобан
  • Илья Машков
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Реутт
  • Александр Порошкин
  • Евгений Подгорнов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»
  • Туристический кластер в Оймяконе, проект-победитель конкурса

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
28.08.2019

Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном конкурсе

По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
другие статьи