Каким будет павильон России на биеннале Колхаса?

Григорий Ревзин, комиссар российского павильона венецианской биеннале, рассказал Архи.ру о концепции ее куратора Рема Колхаса, а также о том, кого он позвал представлять Россию на биеннале 2014 года.

30 Января 2013
mainImg
Публикуем видеозапись разговора; ниже можно почитать его расшифровку.



расшифровка интервью:

Архи.ру:
Рем Колхас объявил новую тему и концепцию венецианской биеннале. Как Вы можете это прокомментировать?

Григорий Ревзин:
Была встреча с Колхасом в пятницу в Венеции. Вы знаете, это была очень сильная его лекция, довольно увлекательная; интересно там присутствовать. Так вышло, что я был на собраниях кураторов пять раз и, пожалуй, это было самое яркое. Колхаса много раз приглашали туда [куратором на биеннале – Архи.ру], но он каждый раз хотел больше времени. Ему не давали. А сейчас в первый раз дали. У него идея реформирования биеннале. Он считает, что архитектурная биеннале должна отличаться от художественной, потому что если она сделана по тому же принципу, то мы получаем просто инсталляции от архитекторов, что не очень интересно. А он хочет вместо этого в большей степени ориентироваться на исследования, а не на художественное самовыражение архитектора.

В качестве основной темы он видит не архитекторов, а архитектуру. Это что-то похожее на биеннале без имен, без звезд. Есть, конечно, вопрос кому это интересно, и удастся ли биеннале собрать порядка 150–180 тысяч зрителей, как они собирают обычно. В частности поэтому он надеется на студентов. Активное привлечение студентов – это часть концепции Колхаса.
 
Он достаточно сильно реформирует всю биеннале. В частности Арсенал, если все будет развиваться так, как обозначено, можно сказать, выпадает из биеннале, потому что тема Арсенала – Италия. Идея в том, что Колхас «вытягивает» Арсенал в одну линию и Италию в одну линию, и получается так, что можно в одном Арсенале расположить всю Италию. Мы будем входить со стороны севера, где-то через Милан, дальше через Триест, а в конце, там где был павильон Китая, будет крайний юг – Калабрия, Бари и так далее. Пройдем по Арсеналу – пройдем по Италии. Трудно сказать, как это будет выглядеть и понятно, что это немножко нехарактерная для биеннале тема.

В основном павильоне, бывшем итальянском, будет располагаться выставка самого Колхаса, которая называется «Элементы». Это словарь того, из чего состоит архитектура – стены, потолки, полы, крыши, двери, окна, проходы – в общем, архитектурный вокабуляр [словарь – Архи.ру] во всех возможных его измерениях и осмыслениях.

Национальным павильонам он предлагает всем сделать одну тему – абсорбция современности. Про то как современность пришла в мир. Тема ограничена хронологически: с 1914-го по 2014 годы, т.е. по сегодняшний день. Он показывал презентацию: мир 1914 года, где Москва, Шанхай, Париж, Лондон очень сильно отличаются друг от друга, совсем разные виды. Когда же мы сегодня смотрим на эти города (он показывал в основном бизнес-центры), кажется, что это одно сплошное Сити, все одно и то же. Вопрос в том, каким образом эта современность захватила весь мир.
Каждому павильону предлагается рассказать свою историю на эту тему.

Это замысел. Конечно, он не является стопроцентно жестким. Те павильоны, которые не хотят этого делать, не делают. Тем не менее, он это предложил. В Венеции были представители 41 страны, и возражений не последовало. Наоборот, представители разных павильонов. Надо понимать, что до биеннале чуть меньше двух лет, поэтому где-то были комиссары, где-то комиссары и потенциальные кураторы, как у нас, где-то представители посольств, как в Украине – в целом все это приняли. Ты можешь, конечно, и не принимать, но будешь странно выглядеть, белой вороной. Таким образом, биеннале, по крайней мере, в разделе Джардини, «в садах», превращается в развернутую на 40 павильонов историю архитектуры XX века, где мы видим разные измерения, этапы, влияния. Например, Германии, когда Баухауз распространился на весь мир, потом Японии и ее метаболизма, Америки – как то эти волны друг с другом пересекаются.

Боюсь, что самым интересным в этой биеннале окажется каталог, а не сами павильоны. Для профессионалов, конечно, очень интересно смотреть эти выставки, а просто для публики – не факт. Хотя с другой стороны, Колхас получит биеннале – итог XX века. Это значительно, это так или иначе останется в истории. Тут его можно понять. Это что касается биеннале вообще.

Архи.ру:
А что Вы предложили как комиссар российского павильона?

Григорий Ревзин:
Предложил это сильно сказано, до биеннале, повторяю, два года. Но исходя из входящих обстоятельств: имеется Колхас в качестве главного куратора и есть просьба ориентироваться на студентов, я принял решение предложить «Стрелке» выставиться в российском павильоне в 2014 году. Надо понимать, что когда создавалась «Стрелка», то Колхас создавал «Стрелки», он делал там много разных исследований и продолжает их. Такая связь между национальным павильоном и куратором довольно полезна для продвижения страны и весьма продуктивна. Исходя из этих соображений, мне кажется, что «Стрелка» может удачно это сделать.

Что именно это будет? Функция комиссара – выбрать, а предложения по программе – это функция куратора. «Стрелка» пока еще куратора не определила. Мы ездили в Венецию вместе с Варварой Мельниковой, директором «Стрелки». Я не уверен, что она будет куратором, по крайней мере, она не говорила, что собирается им быть. Это вопрос, который будет решаться внутри «Стрелки».

Мне здесь важнее структура, потому что, повторяю, речь идет о студентах. Понятно, что на «Стрелке» должны быть запущены исследования, каким-то образом нужно понять материал:  что такое модернизм для России, что такое модерн, современность для России? И как это происходило в XX веке. С одной стороны, есть разнообразные попытки привить России современный стиль в архитектуре – в начале XX века мы его начинали, в 1960-е перенимали, в 1990-е опять перенимали и создали некие образцы.

Есть другая, большая, тема модернизации России. Я бы сказал, что на архитектуру с этой точки зрения, с позиции модернизации на русский XX век еще никто не смотрел. Все смотрели на то, как у нас утверждается авангард, это интересная и известная история, которая вошла во все учебники. А совсем другая тема – это попытки сделать из России современное государство. Это тема, которая, я бы сказал, более актуальна сегодня, чем история и историография. С этой точки зрения никто на Россию не смотрел. Соединить эти две темы было бы интересно. «Стрелка» имеет для этого некоторые основания. Участвовали в конкурсе на концепцию Большой Москвы. И там, как раз, с одной стороны, был Рем Колхас, а с другой стороны – Александр Александрович Аузан, глава институциональных экономистов, декан экономического факультета МГУ, который именно так и повернул эту тему. Мне кажется, здесь есть о чем поразмышлять.

Другой вопрос, как все это представлять? Понятно, что если все павильоны превращаются в каталоги истории архитектуры, то это скучновато, хотя, конечно, это «Стрелке» решать. Но поскольку времени еще много, еще возможность подумать о том, как это вообще можно представить так, чтобы это было зрелищно, интересно, понятно и завлекательно.

беседовала Юлия Тарабарина, расшифровка Аллы Павликовой
zooming
Григорий Ревзин, кадр из интервью


30 Января 2013

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Квартальный подход
Квартал актуальная тема, и архитекторы бюро Кашириных трактуют частный дом, состоящий из нескольких объемов на небольшой территории, как квартал с внутренним двором. И даже сопоставляют свой дом – типологически загородный, – с городской застройкой в микромасштабе.
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».