Блоги: 13-19 декабря

В блогах пишут о прошедшем «Зодчестве» и кризисе отечественной архитектуры, ностальгируют по «лужковским башенкам» и находят прямую угрозу наследию в планах реконструкции центра Петербурга и новом генплане Твери.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

19 Декабря 2012
mainImg
Оставаясь одним из главных событий архитектурного года, фестиваль «Зодчество» уже традиционно вызвал критические рецензии и невеселые размышления о состоянии отечественного цеха, в том числе и в блогах. Вот, например, на странице Объединения разработчиков градостроительной документации в Фейсбуке развернулась дискуссия вокруг архитектурных конкурсов фонда РЖС, представленных на фестивале. Александр Антонов напоминает про один из них – на жилой квартал в 20-ти км от центра Нижнего Новгорода, недоумевая, каким образом и зачем «среди полей и деревень» может появиться новый город: «Примерно такую же бессмысленную работу я делал на 4-м курсе института /…/. Технологии визуализации ушли далеко вперед с тех пор, а вот градостроительная мысль, похоже, осталась там же, в конце 80-х», – замечает автор. Пользователь Сергей Хвастунов предлагает вместо жилых кварталов строить между городами-миллионниками серии городов – бизнес-центров. А Александр Сидоров считает, что пока градкодекс позволяет использовать инструменты ПЗЗ без генпланов и проектов планировки, исключительно в пользу заказчика, такие «города в пустыне» будут расти и дальше, поскольку «донкихотов», идущих против заказа, среди архитекторов немного.
zooming
XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру
zooming
XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру

В том же сообществе несколько ранее писали об итогах прошедшего накануне урбанистического форума. В частности участников беседы взволновал вопрос, как создать в российском градостроительстве институт экспертизы, при том что доверия к экспертам сегодня нет, а их роль зачастую сводится к свадебным генералам.
 
Не остался в стороне от «Зодчества» и архитектор Михаил Белов, назвав в своем блоге главным злом нашей современной архитектуры устаревшие нормы и «кошмарное федеральное законодательство, признающее самым лучшим самый дешевый проект». Только поэтому, считает архитектор, все большие проекты последних лет оказались нереализованными или извращенными, а обращения к многоопытным иностранцам и мудрым мастер-планам остались на уроне маниловских разговоров.
 
В другой своей заметке о поисках архитектурной идентичности Михаил Белов нашел, что нынешнее «Зодчество» демонстрирует в этом плане абсолютный тупик: «Совсем недавно все было ясно: была лужковская неидентичная банда, которая терзала тело любимого города /.../. И была изящная группа этаких аристократов духа в ладах с западным гуманитарным видением». Когда ушел Лужков, идентичность «кривоватых в плане прямоугольничков» захромала, пишет Белов, ее не спасли ни раскраски, ни орнаменты. Впрочем, некоторые читатели блога архитектора назвали безумной и идею привить «гниющему в неравенстве обществу» античные формы. Сам Белов на это заметил, что сформировать «методику жизнеспособного формообразования» хотя бы для индивида, а не целого общества, пока не удалось.

Кстати, «лужковскому стилю» Михаил Белов посвятил отдельный пост, назвав его «Ода башенкам». Характерно, что став частью истории, эта архитектура многих как-то перестала раздражать, а Михаил Белов подметил, что она вообще представляет собой «уникальный жест» и даже в своем роде символична.

На фоне кризиса в архитектуре симптоматично выглядит и нынешний кризис гуманитарного знания, вылившийся недавно в скандал вокруг планов Минкультуры «оптимизировать», а проще говоря, расформировать подведомственные ему НИИ. Особо бурные дискуссии развернулись в Институте искусствознания. Вслед за сотрудниками с критикой на чиновников обрушились блоггеры, назвав заявление о том, что ученым грош цена как менеджерам, верхом цинизма. «Укрупнение институтов и их объединение  под единой эгидой не нужны, потому что сообщество искусствоведов не так уж и велико», – подтвердил свою позицию в этом споре директор института Дмитрий Трубочкин, чей комментарий появился на портале Мнения.ру. А профессор Андрей Баталов в интервью Архи.ру заметил, что ликвидация института нанесет огромный удар по престижу страны, сделав ее более провинциальной. Между тем, сторонник укрупнения, известный киновед и культуролог Кирилл Разлогов считает, что создание на базе существующих НИИ интегрированного центра социокультурных исследований позволит на равных обсуждать вопросы культурного знания с представителями естественных и технических наук.

В блоге популярного питерского портала «Фонтанка.ру», тем временем, вновь заспорили о предстоящей реконструкции исторического центра северной столицы. На этот раз речь зашла о том, что сложившийся здесь состав населения не менее важен, чем сами здания, поскольку жители в своем роде также являются хранителями наследия. В то же время эксперты петербургского отделения ICOMOS в программе реновации нашли, что заселения людей обратно в отремонтированные квартиры не предусмотрено, а суть ее сводится лишь к новому строительству, точнее говоря к «облагораживанию» территорий для крупных инвесторов – на Марсовом поле и в «Новой Голландии».
 
Отношение к проекту самих петербуржцев в блогах довольно разное, хотя почти никто не сомневается в том, что реконструировать ветхое жилье необходимо, вопрос лишь в методах. Пользователь grannie пишет, например, что для сохранения центра живым «вполне достаточно только поставить жёсткие ограничения на новое строительство». kot-masilij отмечает, что перестраивать можно, но только кварталами – «реконструкция отдельными зданиями не позволит создать нормальные внутриквартальные объемы и создаст массу проблем жильцам прилегающих зданий». Кроме того блоггер советует запретить менять стиль уличных фасадов и сделать первые этажи и подземный уровень сплошной крытой пешеходной зоной. А вот пользователь Инженер уверен, что прежде нужно ввести для центра свои охранные нормативы, иначе делать там что-то серьезное будет проблематично.
zooming
Лучшая концепция развития территорий исторического центра Санкт-Петербурга. «Студия 44» © Архитектор-художник В. И. Лемехов
 
Тем временем, без учета охранных регламентов выполнен и готовящийся к утверждению генплан Твери, считают его противники. Участники обсуждения на портале tvernews.ru нашли, что документ попросту игнорирует планировку старого города и параметры исторической застройки, предлагая для центра совсем нереальную по масштабам программу – семь новых мостов, 400 улиц и 16-ти этажные дома вместо нынешних руин и хрущевок.
zooming
Генплан Твери. Изображение с сайта tos-rg.tver.ru
 
В свою очередь новый генплан Перми, как сообщает в своем блоге Денис Галицкий, с трудом, но продвигает свои основные положения. Градозащитник пишет, что запрет на строительство в центре выше 20-ти метров в ближайшие дни скорей всего узаконят, оставив такую возможность лишь в отдельных точках «высотных акцентов», выбор которых возможен только через публичные слушания. Пользователь perfectmixer, однако, уверен, что зло кроется не в этажности, а «в скучной архитектуре, плохих планировках территорий, отсутствии строительной базы и технологий высотного строительства».

Много вопросов у жителей Перми продолжает вызывать и проект художественной галереи Петера Цумтора. Автор блога ar-chitect.livejournal.com полагает, что строительство здания именно в этом месте для Перми равносильно застройке Дворцовой площади в Петербурге. В качестве альтернативных площадок автор предлагает бывшую конфетную фабрику, эспланаду перед Домом Советов и Разгуляй.

19 Декабря 2012

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.