Блоги: 13-19 декабря

В блогах пишут о прошедшем «Зодчестве» и кризисе отечественной архитектуры, ностальгируют по «лужковским башенкам» и находят прямую угрозу наследию в планах реконструкции центра Петербурга и новом генплане Твери.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

19 Декабря 2012
mainImg
Оставаясь одним из главных событий архитектурного года, фестиваль «Зодчество» уже традиционно вызвал критические рецензии и невеселые размышления о состоянии отечественного цеха, в том числе и в блогах. Вот, например, на странице Объединения разработчиков градостроительной документации в Фейсбуке развернулась дискуссия вокруг архитектурных конкурсов фонда РЖС, представленных на фестивале. Александр Антонов напоминает про один из них – на жилой квартал в 20-ти км от центра Нижнего Новгорода, недоумевая, каким образом и зачем «среди полей и деревень» может появиться новый город: «Примерно такую же бессмысленную работу я делал на 4-м курсе института /…/. Технологии визуализации ушли далеко вперед с тех пор, а вот градостроительная мысль, похоже, осталась там же, в конце 80-х», – замечает автор. Пользователь Сергей Хвастунов предлагает вместо жилых кварталов строить между городами-миллионниками серии городов – бизнес-центров. А Александр Сидоров считает, что пока градкодекс позволяет использовать инструменты ПЗЗ без генпланов и проектов планировки, исключительно в пользу заказчика, такие «города в пустыне» будут расти и дальше, поскольку «донкихотов», идущих против заказа, среди архитекторов немного.
zooming
XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру
zooming
XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру

В том же сообществе несколько ранее писали об итогах прошедшего накануне урбанистического форума. В частности участников беседы взволновал вопрос, как создать в российском градостроительстве институт экспертизы, при том что доверия к экспертам сегодня нет, а их роль зачастую сводится к свадебным генералам.
 
Не остался в стороне от «Зодчества» и архитектор Михаил Белов, назвав в своем блоге главным злом нашей современной архитектуры устаревшие нормы и «кошмарное федеральное законодательство, признающее самым лучшим самый дешевый проект». Только поэтому, считает архитектор, все большие проекты последних лет оказались нереализованными или извращенными, а обращения к многоопытным иностранцам и мудрым мастер-планам остались на уроне маниловских разговоров.
 
В другой своей заметке о поисках архитектурной идентичности Михаил Белов нашел, что нынешнее «Зодчество» демонстрирует в этом плане абсолютный тупик: «Совсем недавно все было ясно: была лужковская неидентичная банда, которая терзала тело любимого города /.../. И была изящная группа этаких аристократов духа в ладах с западным гуманитарным видением». Когда ушел Лужков, идентичность «кривоватых в плане прямоугольничков» захромала, пишет Белов, ее не спасли ни раскраски, ни орнаменты. Впрочем, некоторые читатели блога архитектора назвали безумной и идею привить «гниющему в неравенстве обществу» античные формы. Сам Белов на это заметил, что сформировать «методику жизнеспособного формообразования» хотя бы для индивида, а не целого общества, пока не удалось.

Кстати, «лужковскому стилю» Михаил Белов посвятил отдельный пост, назвав его «Ода башенкам». Характерно, что став частью истории, эта архитектура многих как-то перестала раздражать, а Михаил Белов подметил, что она вообще представляет собой «уникальный жест» и даже в своем роде символична.

На фоне кризиса в архитектуре симптоматично выглядит и нынешний кризис гуманитарного знания, вылившийся недавно в скандал вокруг планов Минкультуры «оптимизировать», а проще говоря, расформировать подведомственные ему НИИ. Особо бурные дискуссии развернулись в Институте искусствознания. Вслед за сотрудниками с критикой на чиновников обрушились блоггеры, назвав заявление о том, что ученым грош цена как менеджерам, верхом цинизма. «Укрупнение институтов и их объединение  под единой эгидой не нужны, потому что сообщество искусствоведов не так уж и велико», – подтвердил свою позицию в этом споре директор института Дмитрий Трубочкин, чей комментарий появился на портале Мнения.ру. А профессор Андрей Баталов в интервью Архи.ру заметил, что ликвидация института нанесет огромный удар по престижу страны, сделав ее более провинциальной. Между тем, сторонник укрупнения, известный киновед и культуролог Кирилл Разлогов считает, что создание на базе существующих НИИ интегрированного центра социокультурных исследований позволит на равных обсуждать вопросы культурного знания с представителями естественных и технических наук.

В блоге популярного питерского портала «Фонтанка.ру», тем временем, вновь заспорили о предстоящей реконструкции исторического центра северной столицы. На этот раз речь зашла о том, что сложившийся здесь состав населения не менее важен, чем сами здания, поскольку жители в своем роде также являются хранителями наследия. В то же время эксперты петербургского отделения ICOMOS в программе реновации нашли, что заселения людей обратно в отремонтированные квартиры не предусмотрено, а суть ее сводится лишь к новому строительству, точнее говоря к «облагораживанию» территорий для крупных инвесторов – на Марсовом поле и в «Новой Голландии».
 
Отношение к проекту самих петербуржцев в блогах довольно разное, хотя почти никто не сомневается в том, что реконструировать ветхое жилье необходимо, вопрос лишь в методах. Пользователь grannie пишет, например, что для сохранения центра живым «вполне достаточно только поставить жёсткие ограничения на новое строительство». kot-masilij отмечает, что перестраивать можно, но только кварталами – «реконструкция отдельными зданиями не позволит создать нормальные внутриквартальные объемы и создаст массу проблем жильцам прилегающих зданий». Кроме того блоггер советует запретить менять стиль уличных фасадов и сделать первые этажи и подземный уровень сплошной крытой пешеходной зоной. А вот пользователь Инженер уверен, что прежде нужно ввести для центра свои охранные нормативы, иначе делать там что-то серьезное будет проблематично.
zooming
Лучшая концепция развития территорий исторического центра Санкт-Петербурга. «Студия 44» © Архитектор-художник В. И. Лемехов
 
Тем временем, без учета охранных регламентов выполнен и готовящийся к утверждению генплан Твери, считают его противники. Участники обсуждения на портале tvernews.ru нашли, что документ попросту игнорирует планировку старого города и параметры исторической застройки, предлагая для центра совсем нереальную по масштабам программу – семь новых мостов, 400 улиц и 16-ти этажные дома вместо нынешних руин и хрущевок.
zooming
Генплан Твери. Изображение с сайта tos-rg.tver.ru
 
В свою очередь новый генплан Перми, как сообщает в своем блоге Денис Галицкий, с трудом, но продвигает свои основные положения. Градозащитник пишет, что запрет на строительство в центре выше 20-ти метров в ближайшие дни скорей всего узаконят, оставив такую возможность лишь в отдельных точках «высотных акцентов», выбор которых возможен только через публичные слушания. Пользователь perfectmixer, однако, уверен, что зло кроется не в этажности, а «в скучной архитектуре, плохих планировках территорий, отсутствии строительной базы и технологий высотного строительства».

Много вопросов у жителей Перми продолжает вызывать и проект художественной галереи Петера Цумтора. Автор блога ar-chitect.livejournal.com полагает, что строительство здания именно в этом месте для Перми равносильно застройке Дворцовой площади в Петербурге. В качестве альтернативных площадок автор предлагает бывшую конфетную фабрику, эспланаду перед Домом Советов и Разгуляй.

19 Декабря 2012

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Древность, дроны и кортен
Руины средневекового замка Гельфштын на востоке Чехии благодаря реконструкции по проекту бюро atelier-r не только избежали обрушения, но и стали доступней туристам.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.