19.12.2012

Блоги: 13-19 декабря

В блогах пишут о прошедшем «Зодчестве» и кризисе отечественной архитектуры, ностальгируют по «лужковским башенкам» и находят прямую угрозу наследию в планах реконструкции центра Петербурга и новом генплане Твери.

информация:

XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру
XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру
Оставаясь одним из главных событий архитектурного года, фестиваль «Зодчество» уже традиционно вызвал критические рецензии и невеселые размышления о состоянии отечественного цеха, в том числе и в блогах. Вот, например, на странице Объединения разработчиков градостроительной документации в Фейсбуке развернулась дискуссия вокруг архитектурных конкурсов фонда РЖС, представленных на фестивале. Александр Антонов напоминает про один из них – на жилой квартал в 20-ти км от центра Нижнего Новгорода, недоумевая, каким образом и зачем «среди полей и деревень» может появиться новый город: «Примерно такую же бессмысленную работу я делал на 4-м курсе института /…/. Технологии визуализации ушли далеко вперед с тех пор, а вот градостроительная мысль, похоже, осталась там же, в конце 80-х», – замечает автор. Пользователь Сергей Хвастунов предлагает вместо жилых кварталов строить между городами-миллионниками серии городов – бизнес-центров. А Александр Сидоров считает, что пока градкодекс позволяет использовать инструменты ПЗЗ без генпланов и проектов планировки, исключительно в пользу заказчика, такие «города в пустыне» будут расти и дальше, поскольку «донкихотов», идущих против заказа, среди архитекторов немного.
XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру
XX фестиваль «Зодчество». Фото: Архи.ру

В том же сообществе несколько ранее писали об итогах прошедшего накануне урбанистического форума. В частности участников беседы взволновал вопрос, как создать в российском градостроительстве институт экспертизы, при том что доверия к экспертам сегодня нет, а их роль зачастую сводится к свадебным генералам.
 
Не остался в стороне от «Зодчества» и архитектор Михаил Белов, назвав в своем блоге главным злом нашей современной архитектуры устаревшие нормы и «кошмарное федеральное законодательство, признающее самым лучшим самый дешевый проект». Только поэтому, считает архитектор, все большие проекты последних лет оказались нереализованными или извращенными, а обращения к многоопытным иностранцам и мудрым мастер-планам остались на уроне маниловских разговоров.
 
В другой своей заметке о поисках архитектурной идентичности Михаил Белов нашел, что нынешнее «Зодчество» демонстрирует в этом плане абсолютный тупик: «Совсем недавно все было ясно: была лужковская неидентичная банда, которая терзала тело любимого города /.../. И была изящная группа этаких аристократов духа в ладах с западным гуманитарным видением». Когда ушел Лужков, идентичность «кривоватых в плане прямоугольничков» захромала, пишет Белов, ее не спасли ни раскраски, ни орнаменты. Впрочем, некоторые читатели блога архитектора назвали безумной и идею привить «гниющему в неравенстве обществу» античные формы. Сам Белов на это заметил, что сформировать «методику жизнеспособного формообразования» хотя бы для индивида, а не целого общества, пока не удалось.

Кстати, «лужковскому стилю» Михаил Белов посвятил отдельный пост, назвав его «Ода башенкам». Характерно, что став частью истории, эта архитектура многих как-то перестала раздражать, а Михаил Белов подметил, что она вообще представляет собой «уникальный жест» и даже в своем роде символична.

На фоне кризиса в архитектуре симптоматично выглядит и нынешний кризис гуманитарного знания, вылившийся недавно в скандал вокруг планов Минкультуры «оптимизировать», а проще говоря, расформировать подведомственные ему НИИ. Особо бурные дискуссии развернулись в Институте искусствознания. Вслед за сотрудниками с критикой на чиновников обрушились блоггеры, назвав заявление о том, что ученым грош цена как менеджерам, верхом цинизма. «Укрупнение институтов и их объединение  под единой эгидой не нужны, потому что сообщество искусствоведов не так уж и велико», – подтвердил свою позицию в этом споре директор института Дмитрий Трубочкин, чей комментарий появился на портале Мнения.ру. А профессор Андрей Баталов в интервью Архи.ру заметил, что ликвидация института нанесет огромный удар по престижу страны, сделав ее более провинциальной. Между тем, сторонник укрупнения, известный киновед и культуролог Кирилл Разлогов считает, что создание на базе существующих НИИ интегрированного центра социокультурных исследований позволит на равных обсуждать вопросы культурного знания с представителями естественных и технических наук.

В блоге популярного питерского портала «Фонтанка.ру», тем временем, вновь заспорили о предстоящей реконструкции исторического центра северной столицы. На этот раз речь зашла о том, что сложившийся здесь состав населения не менее важен, чем сами здания, поскольку жители в своем роде также являются хранителями наследия. В то же время эксперты петербургского отделения ICOMOS в программе реновации нашли, что заселения людей обратно в отремонтированные квартиры не предусмотрено, а суть ее сводится лишь к новому строительству, точнее говоря к «облагораживанию» территорий для крупных инвесторов – на Марсовом поле и в «Новой Голландии».
 
Отношение к проекту самих петербуржцев в блогах довольно разное, хотя почти никто не сомневается в том, что реконструировать ветхое жилье необходимо, вопрос лишь в методах. Пользователь grannie пишет, например, что для сохранения центра живым «вполне достаточно только поставить жёсткие ограничения на новое строительство». kot-masilij отмечает, что перестраивать можно, но только кварталами – «реконструкция отдельными зданиями не позволит создать нормальные внутриквартальные объемы и создаст массу проблем жильцам прилегающих зданий». Кроме того блоггер советует запретить менять стиль уличных фасадов и сделать первые этажи и подземный уровень сплошной крытой пешеходной зоной. А вот пользователь Инженер уверен, что прежде нужно ввести для центра свои охранные нормативы, иначе делать там что-то серьезное будет проблематично.
Лучшая концепция развития территорий исторического центра Санкт-Петербурга. «Студия 44» © Архитектор-художник В. И. Лемехов
Лучшая концепция развития территорий исторического центра Санкт-Петербурга. «Студия 44» © Архитектор-художник В. И. Лемехов
 
Тем временем, без учета охранных регламентов выполнен и готовящийся к утверждению генплан Твери, считают его противники. Участники обсуждения на портале tvernews.ru нашли, что документ попросту игнорирует планировку старого города и параметры исторической застройки, предлагая для центра совсем нереальную по масштабам программу – семь новых мостов, 400 улиц и 16-ти этажные дома вместо нынешних руин и хрущевок.
Генплан Твери. Изображение с сайта tos-rg.tver.ru
Генплан Твери. Изображение с сайта tos-rg.tver.ru
 
В свою очередь новый генплан Перми, как сообщает в своем блоге Денис Галицкий, с трудом, но продвигает свои основные положения. Градозащитник пишет, что запрет на строительство в центре выше 20-ти метров в ближайшие дни скорей всего узаконят, оставив такую возможность лишь в отдельных точках «высотных акцентов», выбор которых возможен только через публичные слушания. Пользователь perfectmixer, однако, уверен, что зло кроется не в этажности, а «в скучной архитектуре, плохих планировках территорий, отсутствии строительной базы и технологий высотного строительства».

Много вопросов у жителей Перми продолжает вызывать и проект художественной галереи Петера Цумтора. Автор блога ar-chitect.livejournal.com полагает, что строительство здания именно в этом месте для Перми равносильно застройке Дворцовой площади в Петербурге. В качестве альтернативных площадок автор предлагает бывшую конфетную фабрику, эспланаду перед Домом Советов и Разгуляй.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Иван Рубежанский
  • Александр Попов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Чобан
  • Олег Мединский
  • Рустам Керимов
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Ромашов
  • Иван Кожин
  • Андрей Гнездилов
  • Наталия Порошкина
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Бондаренко
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Александр Порошкин
  • Кристина Павлова
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Константин Ходнев
  • Александр Асадов
  • Василий Крапивин
  • Сергей Орешкин
  • Вера Бутко
  • Никита Токарев
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Надточий
  • Марк Сафронов
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Никита Бирюков
  • Андрей Романов
  • Игорь Шварцман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Михаил Канунников
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Зайченко
  • Роман Леонидов
  • Юрий Сафронов
  • Никита Явейн
  • Илья Машков
  • Вероника Дубовик
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлий Борисов
  • Владимир Плоткин
  • Валерий Лукомский
  • Илья Уткин
  • Олег Карлсон
  • Полина Воеводина
  • Зураб Басария
  • Станислав Белых
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция территории «Парка будущих поколений»
  • Edison House
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке (2014)
  • Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи