English version

Сдвиг по арке

В рамках международного конкурса архитектурная мастерская «Студия 44» спроектировала для Астаны Дворец единоборств. И хотя габариты будущего спорткомплекса достаточно скромны, он задуман как важный акцент в панораме казахской столицы.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

06 Декабря 2012
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Дворец спортивных единоборств
Казахстан, Нур-Султан

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, Н. А. Смолин, Я. В. Смолина, Д. А. Гордина, Н. И. Новоточинов., при участии Е.А. Новосадюка, А.А. Патрикеева (визуализация)

2011

ТОО Строительная Компания «БАЗИС А» (Казахстан, Алматы)
Меньше года назад команда Никиты Явейна закончила в столице Казахстана возведение Дворца творчества школьников. И хотя теперь «Студия 44» создает объект иной типологии, Дворец единоборств можно рассматривать как логичное продолжение работы архитектурной мастерской над новым обликом Астаны. Тем более, что и для этого дворца в столице Казахстана выделено более чем заметное и важное с градостроительной точки зрения место – спортивный комплекс замкнет собой ось масштабной эспланады, ведущей от здания Министерства обороны в новостройки южной части города.
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44

«Пожалуй, одной из главных задач, поставленных перед нами этим проектом, стал поиск оптимального соотношения между габаритами и архитектурой самого объекта и пространствами, которые он должен «удержать», – рассказывает Никита Явейн. Архитектор не преувеличивает: в Астане, создаваемой на наших глазах по политической воле руководства страны, камерных сооружений почти нет – этот город складывается из огромных кластеров, «маяком» каждого из которых становится во всех смыслах заметный объект. Упомянутое министерство не исключение, а начинающаяся от него эспланада –это широченный бульвар, простирающийся на много кварталов. Естественно, такая ось не может просто оборваться, но как быть, если проектируемый дворец имеет всего три этажа? Архитекторы нашли выход из положения: сам проектируемый объем трактован как ландшафтный объект, за счет чего бульвар здесь фактически взмывает ввысь, приобретая дополнительное измерение, а главным акцентным элементом становится кровля, «традиционно сильное место у дворцов спорта», как говорит Явейн.
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44

Участок, замыкающий эспланаду, авторы проекта превращают в ландшафтный парк, расчерченный пешеходными дорожками на геометрические сегменты – точно такие же, из каких складывается генплан всей Астаны. Посреди парка возвышается холм – собственно, Дворец единоборств, – а за ним расположена вместительная наземная парковка, которую пологие зеленые склоны очень удачно маскируют. Подобный композиционный прием – «выращивание» здания из ландшафта – «Студия 44» использует не впервые: в Нижнем Новгороде мастерская предлагала спрятать в гигантский зеленый холм футбольный стадион, а для той же Астаны два года назад проектировала музей истории Казахстана в виде зиккурата, вписанного в парк. Оба этих замысла до реализации так и не дошли, так что архитекторы с легким сердцем использовали свои тогдашние наработки, придав эффектной идее максимальную рентабельность и практичность.
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44

Под поросшие травой склоны авторы убирают двухэтажный стилобат здания, в котором сгруппированы все необходимые дворцу спорта помещения. Это и вестибюль с гардеробами, и тренажерные и разминочные залы, и медицинский центр для спортсменов, и зона СМИ, и даже помещения для VIP-гостей. Над холмом возвышается только зрительный зал с трибунами  и комментаторскими кабинами, тогда как вся «внутренняя» жизнь дворца будет проходить на двух нижних уровнях. Сделано это, прежде всего, с целью разведения потоков: спортсмены и обслуживающий их персонал не будут пересекаться со зрителями, для которых вход в здание предусмотрен не только с земли, но и с кровли «холма», задуманной как открытое публичное пространство. Попасть на эту приподнятую над землей видовую площадку можно будет и из дворца, и непосредственно из парка – по многочисленным пологим лестницам.
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44

Как уже говорилось, за харизматичность здания отвечает, прежде всего, его кровля. С высоты птичьего полета дворец напоминает несколько составленных вместе бобин с кинолентой, причем пленка из некоторых как бы вылезает наружу, привнося в облик сооружения дополнительную интригу. В анфас эти бобины оказываются сквозными пространственными арками – именно из них архитекторы собирают большепролетное сводчатое покрытие над спортивным залом. В плане арки сдвинуты одна относительно другой таким образом, что их пояса связаны между собой только на части пролета, а дальше примыкают к аркам по очертанию сводов – на разной высоте. Получившиеся за счет этого проемы заполняются стеклом, что и создает силуэт вроде бы простой, но запоминающийся.
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44

Сооружение на холме напоминает железнодорожный дебаркадер, который архитекторы сначала разобрали, а затем собрали заново, намеренно перепутав отдельные элементы. Можно сравнить кровлю и со множеством переброшенных через холм мостов, одни из которых идут чуть выше, другие чуть ниже, а все вместе образуют очень живописную аркаду. Впрочем, сами авторы говорят, что подобный напряженный рисунок сводов ассоциируется у них «с мускулистыми борцами, чьи тела сплелись в единстве и противостоянии решительной схватки». В любом случае собранная из арок кровля, выразительная и сама по себе, особенно выигрышно смотрится на контрасте с мягкими очертаниями холма. Сочетая в одном здании элементы ландшафтного дизайна и предельно технократичное завершение, архитекторы «Студии 44» как нельзя лучше передают характер современной Астаны – города, в котором масштабные парки органично сочетаются с амбициозной хайтечной архитектурой.
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44
zooming
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44
zooming
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44
Дворец спортивных единоборств
© Студия 44


Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Дворец спортивных единоборств
Казахстан, Нур-Султан

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, Н. А. Смолин, Я. В. Смолина, Д. А. Гордина, Н. И. Новоточинов., при участии Е.А. Новосадюка, А.А. Патрикеева (визуализация)

2011

ТОО Строительная Компания «БАЗИС А» (Казахстан, Алматы)

06 Декабря 2012

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.