English version

Вокзал построится, перрон останется

По заданию ОАО «Росжелдорпроект» Архитектурная мастерская «Студия 44» разработала концептуальные предложения по реконструкции и модернизации вокзальных комплексов сразу для трех курортов Краснодарского края - Туапсе, Лазаревского и Хосты.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

13 Августа 2012
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Россия, Туапсе

Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

2011 — 2012
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
Россия, Сочи

Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

2011 — 2012
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Россия, Сочи, пос. Хоста

Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

2011 — 2012
Эти эскизные проекты роднит не только география – разработанные в одной мастерской, они, в первую очередь, отличаются бережным отношением к сложившемуся масштабу градостроительной среды. «В двух случаях из трех мы сохраняем существующие вокзальные здания, но даже там, где мы предлагаем построить новый комплекс, речь не идет о тотальной замене старого новым, – поясняет Никита Явейн. – Напротив, все ценные исторические постройки тщательно сохраняются и воспроизводятся на новом витке эволюции транспортного строительства».
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44
Генплан. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Наиболее масштабный проект «Студия 44» разработала для Туапсе – его предполагается реализовать в два этапа, до Олимпийских Игр 2014 года переоборудовав пути и платформы, а уже в пост-олимпийский период реконструировав здание вокзального комплекса и возведя новые коммерческие  корпуса. Здание железнодорожного вокзала Туапсе, построенное в 1952 году, является объектом культурного наследия регионального значения: это довольно эффектное сооружение в «сталинском» стиле, своим главным фасадом обращенное к привокзальной площади и улице Победы. По замыслу «Студии 44», оно сохранит свою роль композиционного центра вокзального комплекса. После реставрации в нем разместятся вестибюль для пассажиров, билетные кассы, зал ожидания, камера хранения багажа, комната матери и ребенка и другие неотъемлемые составляющие комфортного пребывания путешественников на вокзале. Кроме того, часть функций разместится в подплатформенном пространстве – с этой целью архитекторы предлагают поднять пассажирские платформы на 1,1 м от уровня головки рельса.
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Справа и слева историческое здание будет фланкировано новыми «крыльями» – двумя группами строений, вытянутыми в линию вдоль железнодорожных путей. Здесь появятся магазины, заведения общественного питания, интернет-кафе, всевозможные досуговые и сервисные учреждения, которые предполагается не объединять в одно здание, а разместить в отдельных небольших объемах высотой 1-2 этажа. Разделенные пешеходными проходами живописной планировки, эти павильоны сформируют своего рода «торговые кварталы» с камерной, сомасштабной человеку средой. «Для нас принципиально важно, что создаваемая здесь среда будет носить полностью открытый характер и станет проницаемой для пешеходного транзита к перронам, – комментирует Никита Явейн. – Подобное «приращение» к вокзалу превратит его из объекта транспортной инфраструктуры в многофункциональный центр притяжения в городе, который сегодня испытывает острый дефицит в комфортабельных зонах отдыха».
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Все магазины и кафе будут установлены на единый стилобат, простирающийся от привокзальной площади до самых пассажирских платформ. Архитекторы намеренно уравнивают отметки верха стилобата с отметкой платформ – это позволит им расположить внутри основания достаточное количество парковочных мест.  А над пассажирскими платформами и всеми новыми зданиями они предусмотрели навесы, защищающие от солнца и осадков, а также визуально «собирающие» разнообразные объемы в единую композицию. Навесы имеют форму очень вытянутых трапеций, в которых вырезаны световые фонари – треугольники, квадраты, круги. Они опираются на тонкие элегантные колонны с неравномерным шагом, которые, с одной стороны, поддерживают тему колоннады главного здания, а, с другой, подчеркивают современное происхождение пристроек.
zooming
План на отметке 0.000. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44
zooming
План на отметке -3.370. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Здание железнодорожной станции пос. Лазаревское памятником, наоборот, не является, однако авторы проекта отдают дань его архитектуре и обаянию. Кроме того, на перроне перед вокзалом находится объект культурного наследия регионального значения – бюст адмирала М. П. Лазарева (1954, скульптор И. В. Шмагун), который давно стал визитной карточкой этого курорта. Решив сохранить исходный диалог здания и монумента, архитекторы положили в основу разработанного для Лазаревского проекта реконструкции вокзального комплекса идею о новом обрамлении старинной картины. Структура нового вокзального сооружения действительно очень напоминает рамку: два корпуса и здесь располагаются по обоим флангам исторического здания, а между собой они связаны единой кровлей, которая образует навес над старым вокзалом и привокзальной площадью.
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44

И если в предыдущем проекте «крылья» имели характерную треугольную форму, то здесь архитекторы отдали предпочтение более строгому параллелепипеду, «остов» которого сдержанно брутален, а заполнение (фасады) эфемерно, отводя главную роль во всей композиции именно историческому зданию. Кстати, после реконструкции в нем предполагается разместить пригородный вокзал. В одном из вновь возводимых корпусов расположится вокзал дальнего следования, в другом – коммерческие заведения (в первом этаже) и гостиница (на 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах). Верхние этажи новых корпусов занимают рестораны с открытыми террасами, откуда открывается впечатляющий вид на море.
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44
zooming
Продольный разрез. Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44

Иной градостроительный сценарий «Студия 44» придумала для Хосты. Дело в том, что железнодорожная станция этого поселка расположена в тупике улицы Платановая под Хостинским виадуком – автодорожным мостом, являющимся элементом автомагистрали Сочи – Адлер. Существующее здание вокзала почти не просматривается извне, т.к. его практически полностью загораживают постройки по Платановой улице и виадук, и, видимо, именно этим обусловлен сугубо утилитарный характер архитектуры существующего комплекса – по сути, он является составной частью двух транспортных сооружений.
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44

Одной из задач проекта реконструкции как раз и стало придание ему более яркого и самостоятельного характера, кроме того заказчик хотел включить в состав вокзала коммерческие площади. Разбирая существующее здание, архитекторы предлагают возвести на его месте более крупный и длинный объем, вторящий очертаниям виадука. Поскольку мост именно здесь делает довольно заметный изгиб, здание в плане также приобретает форму дуги, и именно заданная гигантским сооружением экспрессия движения становится главной темой его архитектурного решения. Вокзальный комплекс представляет собой минималистский объем, облицованный стеклянными и деревянными панелями, которые декорированы тонкими горизонтальными полосами – своего рода метафорой мелькающих мимо поездов и машин. Эти материалы выгодно контрастируют с массивными бетонными опорами моста, придавая вокзалу более «человечный», гостеприимный вид.
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44

Часть двухэтажного здания, в соответствии с проектом, будет отведена под магазины и ресторан, часть – под собственно вокзальные помещения, а на плоской эксплуатируемой кровле новой железнодорожной станции архитекторы предлагают устроить автостоянку, заехать на которую можно будет по пандусу с Платановой улицы. Паркинг, расположенный между автострадой и вокзалом, выполняет не только утилитарную функцию, но и служит символической перемычкой между миром машин и поездов.
zooming
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44
zooming
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Россия, Туапсе

Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

2011 — 2012
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
Россия, Сочи

Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

2011 — 2012
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Россия, Сочи, пос. Хоста

Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

2011 — 2012

13 Августа 2012

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Студия 44: другие проекты
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Никита Явейн о Главном штабе
Видео-лекция – около часа – о проекте реконструкции восточного крыла Главного штаба, который стал основным сюжетом юбилейной выставки архитекторов «Студии 44», на youtube Государственного Эрмитажа.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Поиск стиля
В стремлении найти ответ на давний вопрос о петербургском стиле «Студия 44» соединила контекстуальные аллюзии, современный парафраз северной неоклассики и альтернативный подход к квартальной застройке. Получилось крупно и цельно.
Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков
Олег и Никита Явейны создали сайт про отца – Игоря Явейна: он дает возможность изучить полный архив проектов мастера авангарда, основоположника опередившей свое время теории транспортно-пересадочных узлов, автора книги об архитектуре потоков, актуальной до сих пор.
Театр-город
Вторая очередь Академии танца Бориса Эйфмана выстроена вокруг здания театра, а «крутится» ее пространство вокруг архитектурной сценографии городка-атриума. Получается матрешка: театр в городе, город в театре, и все это школа. Очень эффективный вариант использования пространства.
Как сохранить деревянное: Петербург
«Студия-44» разработала для Санкт-Петербурга Концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры. Особенно интересна в ней методика определения ценности зданий, а также параметрическая модель, которая наглядно показывает, что нужно спасать в первую очередь.
Вереница впечатлений
Парк-ожерелье для первой линии намыва Васильевского острова насыщен современными функциями, но обладает регулярной структурой и отсылками к классическим петербургским садам. Проект победил в конкурсе, его планируется реализовать.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Невидимые города
Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Судьба Апраксина двора
Совет по культурному наследию Петербурга поддержал концепцию реновации «Апраксина двора», разработанную «Студией 44». Она предполагает многофункциональность и пешеходное пространство с заездом из-под земли. И основана на поэтапной тактике работы с многочисленными собственниками.
Постиндустриальная тяга
В Музее железных дорог России архитекторы «Студии 44» смогли создать сильное и эффектное пространство для коллекции из более чем 100 исторических паровозов и локомотивов.
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.