Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.08.2012

Вокзал построится, перрон останется

Анна Мартовицкая
Объект:
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Адрес:
Россия, Туапсе.
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
Адрес:
Россия, Сочи.
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Адрес:
Россия, Сочи. пос. Хоста
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

По заданию ОАО «Росжелдорпроект» Архитектурная мастерская «Студия 44» разработала концептуальные предложения по реконструкции и модернизации вокзальных комплексов сразу для трех курортов Краснодарского края - Туапсе, Лазаревского и Хосты.

Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44
Эти эскизные проекты роднит не только география – разработанные в одной мастерской, они, в первую очередь, отличаются бережным отношением к сложившемуся масштабу градостроительной среды. «В двух случаях из трех мы сохраняем существующие вокзальные здания, но даже там, где мы предлагаем построить новый комплекс, речь не идет о тотальной замене старого новым, – поясняет Никита Явейн. – Напротив, все ценные исторические постройки тщательно сохраняются и воспроизводятся на новом витке эволюции транспортного строительства».
Генплан. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Генплан. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Наиболее масштабный проект «Студия 44» разработала для Туапсе – его предполагается реализовать в два этапа, до Олимпийских Игр 2014 года переоборудовав пути и платформы, а уже в пост-олимпийский период реконструировав здание вокзального комплекса и возведя новые коммерческие  корпуса. Здание железнодорожного вокзала Туапсе, построенное в 1952 году, является объектом культурного наследия регионального значения: это довольно эффектное сооружение в «сталинском» стиле, своим главным фасадом обращенное к привокзальной площади и улице Победы. По замыслу «Студии 44», оно сохранит свою роль композиционного центра вокзального комплекса. После реставрации в нем разместятся вестибюль для пассажиров, билетные кассы, зал ожидания, камера хранения багажа, комната матери и ребенка и другие неотъемлемые составляющие комфортного пребывания путешественников на вокзале. Кроме того, часть функций разместится в подплатформенном пространстве – с этой целью архитекторы предлагают поднять пассажирские платформы на 1,1 м от уровня головки рельса.
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Справа и слева историческое здание будет фланкировано новыми «крыльями» – двумя группами строений, вытянутыми в линию вдоль железнодорожных путей. Здесь появятся магазины, заведения общественного питания, интернет-кафе, всевозможные досуговые и сервисные учреждения, которые предполагается не объединять в одно здание, а разместить в отдельных небольших объемах высотой 1-2 этажа. Разделенные пешеходными проходами живописной планировки, эти павильоны сформируют своего рода «торговые кварталы» с камерной, сомасштабной человеку средой. «Для нас принципиально важно, что создаваемая здесь среда будет носить полностью открытый характер и станет проницаемой для пешеходного транзита к перронам, – комментирует Никита Явейн. – Подобное «приращение» к вокзалу превратит его из объекта транспортной инфраструктуры в многофункциональный центр притяжения в городе, который сегодня испытывает острый дефицит в комфортабельных зонах отдыха».
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Все магазины и кафе будут установлены на единый стилобат, простирающийся от привокзальной площади до самых пассажирских платформ. Архитекторы намеренно уравнивают отметки верха стилобата с отметкой платформ – это позволит им расположить внутри основания достаточное количество парковочных мест.  А над пассажирскими платформами и всеми новыми зданиями они предусмотрели навесы, защищающие от солнца и осадков, а также визуально «собирающие» разнообразные объемы в единую композицию. Навесы имеют форму очень вытянутых трапеций, в которых вырезаны световые фонари – треугольники, квадраты, круги. Они опираются на тонкие элегантные колонны с неравномерным шагом, которые, с одной стороны, поддерживают тему колоннады главного здания, а, с другой, подчеркивают современное происхождение пристроек.
План на отметке 0.000. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
План на отметке 0.000. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44
План на отметке -3.370. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
План на отметке -3.370. Вокзальный комплекс в г. Туапсе
© Студия 44

Здание железнодорожной станции пос. Лазаревское памятником, наоборот, не является, однако авторы проекта отдают дань его архитектуре и обаянию. Кроме того, на перроне перед вокзалом находится объект культурного наследия регионального значения – бюст адмирала М. П. Лазарева (1954, скульптор И. В. Шмагун), который давно стал визитной карточкой этого курорта. Решив сохранить исходный диалог здания и монумента, архитекторы положили в основу разработанного для Лазаревского проекта реконструкции вокзального комплекса идею о новом обрамлении старинной картины. Структура нового вокзального сооружения действительно очень напоминает рамку: два корпуса и здесь располагаются по обоим флангам исторического здания, а между собой они связаны единой кровлей, которая образует навес над старым вокзалом и привокзальной площадью.
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44

И если в предыдущем проекте «крылья» имели характерную треугольную форму, то здесь архитекторы отдали предпочтение более строгому параллелепипеду, «остов» которого сдержанно брутален, а заполнение (фасады) эфемерно, отводя главную роль во всей композиции именно историческому зданию. Кстати, после реконструкции в нем предполагается разместить пригородный вокзал. В одном из вновь возводимых корпусов расположится вокзал дальнего следования, в другом – коммерческие заведения (в первом этаже) и гостиница (на 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах). Верхние этажи новых корпусов занимают рестораны с открытыми террасами, откуда открывается впечатляющий вид на море.
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44
Продольный разрез. Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
Продольный разрез. Вокзальный комплекс в пос. Лазаревское
© Студия 44

Иной градостроительный сценарий «Студия 44» придумала для Хосты. Дело в том, что железнодорожная станция этого поселка расположена в тупике улицы Платановая под Хостинским виадуком – автодорожным мостом, являющимся элементом автомагистрали Сочи – Адлер. Существующее здание вокзала почти не просматривается извне, т.к. его практически полностью загораживают постройки по Платановой улице и виадук, и, видимо, именно этим обусловлен сугубо утилитарный характер архитектуры существующего комплекса – по сути, он является составной частью двух транспортных сооружений.
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44

Одной из задач проекта реконструкции как раз и стало придание ему более яркого и самостоятельного характера, кроме того заказчик хотел включить в состав вокзала коммерческие площади. Разбирая существующее здание, архитекторы предлагают возвести на его месте более крупный и длинный объем, вторящий очертаниям виадука. Поскольку мост именно здесь делает довольно заметный изгиб, здание в плане также приобретает форму дуги, и именно заданная гигантским сооружением экспрессия движения становится главной темой его архитектурного решения. Вокзальный комплекс представляет собой минималистский объем, облицованный стеклянными и деревянными панелями, которые декорированы тонкими горизонтальными полосами – своего рода метафорой мелькающих мимо поездов и машин. Эти материалы выгодно контрастируют с массивными бетонными опорами моста, придавая вокзалу более «человечный», гостеприимный вид.
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44

Часть двухэтажного здания, в соответствии с проектом, будет отведена под магазины и ресторан, часть – под собственно вокзальные помещения, а на плоской эксплуатируемой кровле новой железнодорожной станции архитекторы предлагают устроить автостоянку, заехать на которую можно будет по пандусу с Платановой улицы. Паркинг, расположенный между автострадой и вокзалом, выполняет не только утилитарную функцию, но и служит символической перемычкой между миром машин и поездов.
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
Вокзальный комплекс в пос. Хоста
© Студия 44