Европа на Яузе

Архитекторам ADM удалось превратить небольшой фрагмент старомосковской промышленной застройки на берегу Яузы в непафосный, но тщательно продуманный европейский квартал невысоких «офисных таунхаусов». Он завершен и открылся. В нём даже работает приятное кафе, успешно поддерживающее европейскую атмосферу.

mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке
Россия, Москва, Наставнический пер., 17

2011 – 2013

Заказчик: SMINEX LTD
Смежные проектировщики: ЗАО «ПИК »Реконструкция"
Бизнес-квартал Bankside в Наставническом переулке, раскинувшийся в излучине Яузы и объединенный панорамой Андроникова монастыря, соседством с «Винзаводом», «Артплеем» и Садовым кольцом, словом, в месте удобном и почти центральном, между небольшим парком и рекой, – обустроен архитекторами бюро ADM по заказу девелоперской компании Sminex на месте группы разнохарактерных и разноэтажных (от одного до трёх этажей) зданий, объединённых общим промышленным прошлым. Будучи завершенными и заселёнными, квартал Bankside стал удачным примером редевелопмента берегов второй по размеру и значению московской реки.
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Схема благоустройства. Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Проект © ADM architects
«Мы предложили заказчику идею офисных особняков, – рассказывает руководитель бюро ADM Андрей Романов. – Дополнили существующие корпуса новыми входными группами и разделили, таким образом, здания на несколько сравнительно небольших изолированных блоков. У каждого – отдельный вход, лестница и два-три этажа помещений, площадь которых не превышает тысячи квадратных метров. Небольшая компания вполне может разместиться в таком офисе».

Фасады отделаны травертином со вставками из зеленой патинированной меди. Такими же панелями густого зеленого цвета покрыты кровли и скошенные стены верхнего этажа на главном фасаде, выходящем к набережной. Вставки из зеленой меди также отмечают вертикали входных зон и разделяют длинный корпус на отдельные блоки, «стекая» на фасад с крыши широкими вертикальными полосами. Оконные рамы из травертина, наоборот, поднимаются вверх, «прорастая» сквозь зеленую стену третьего этажа.
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Реализация, 2013. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Тема взаимопроникновения двух материй продолжена и во дворах офисного здания, где преобладает камень: входы также отмечены медными вертикалями, ростом чуть ниже основных объемов и слегка выступающими вперед. Создается впечатление, что все здания состоят из медного каркаса и надетых на него каменных масс. Медь ощущается как материя внутренняя (кое-где через окна медные элементы видны в оформлении холлов), лишь иногда проступающая наружу, как будто бы для того, чтобы встретить посетителей.

Камень же – внешняя оболочка, каковой, впрочем, ему исторически и полагается быть. Выбор травертина, камня ноздреватого и рельефного (в отличие от популярной в Москве полированной облицовки), придаёт зданиям сдержанное благородство, и возможно – даже намек на сходство с застройкой какого-нибудь южноевропейского города. Тонкий рисунок стыков между каменными пластинами напоминает лёгкий руст и, в сочетании с цветом патинированной меди, завершает ассоциативный ряд, приводящий нас к тёплым воспоминаниям о старых городах Европы.
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Впрочем, ассоциации существуют на уровне ощущений – никаких прямых намеков на сходство с исторической застройкой архитекторы не дают. Напротив, комплекс сугубо современен. Архитектура лаконична до аскетизма, что заставляет зрителя сосредоточить внимание на материалах, которые из-за подчеркнутой простоты формы воспринимаются почти как пифагорейские «элементы», представители базовых свойств материи. Это чистые, основные виды материи: камень, металл, дерево и стекло.

Дерева совсем немного, и оно ведёт себя приблизительно так же, как и медь, но в отличие от металла, почти полностью сосредоточено во внутренней отделке, а наружу выходит очень скупо – поперечными пластинами, которые разделяют французские, до пола, окна первых этажей на две части по вертикали. Появление дерева на фасадах усиливает общую теплоту архитектурной фактуры и опять же возвращает нас к теме традиции. И, наконец, четвертый «элемент» пластической игры – это стекло. Его чистые плоскости не только заполняют окна, но и формируют во дворе несколько акцентов. Один из них – это лестница, медная лестница в стеклянном кожухе, которая выглядит на сдержанном фоне каменных стен как арт-объект.
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Реализация, 2013. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Кафе «Банка». Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Второй, главный акцент – совершенно прозрачный кубический объем, в котором разместилось необычное кафе «Банка», уже отмеченное в обзоре «Афиши»: кафе, где еду, кроме шуток, подают в стеклянных банках, чтобы ее при желании можно было легко унести с собой. «Сидим в стекле – едим из стекла» –главная «фишка» кафе чутко отразила и обыграла особенности самого прозрачного объёма во всем комплексе. Кафе популярно, что радует, в том числе, и архитекторов, которые с вниманием относятся к последующей жизни созданных ими пространств. Сейчас оно выплеснулось террасой на набережную Яузы, связывая бизнес-комплекс с городом.
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Кстати сказать, обустройство дворов и улочек будущего бизнес-квартала в этом проекте едва ли не столь же важно, как и фасады корпусов. Благоустройству пространства между корпусами архитекторы уделили очень много внимания, прорисовав его едва ли не более дотошно, чем всё остальное. В этом проект созвучен многим работам ADM, к примеру офисному комплексу «Атмосфера», где расположен офис архитекторов ADM или бизнес-кварталу Smart Park в Научном проезде, выполненному для того же заказчика – компании Sminex.

Архитекторы ADM уже давно, лет пять или даже дольше, последовательно развивают тему ландшафтного дизайна, «погружая» свои здания в комфортное окружение и сращивая их со средой – продуманной и спроектированной не менее тщательно, чем сами здания и их фасады. Bankside на Яузе был одним из первых проектов, работая над которым архитекторы вложили душу в благоустройство территории. Теперь он реализован. Четыре вида вымостки и гладкий гранит, служащий рамой для газонов, делают фактуру дворов разнообразной. Трава газонов находится на одном уровне с основной мостовой, что превращает газон из «неприкасаемого острова» в разновидность пушистого ковра. Гранитным рамкам газонов вторят такие же каменные ленты перед всеми фасадами, в которые вмонтированы строчки светильников. По вечерам здесь светятся не столько привычные фонари на «ножках», сколько сама мостовая складывается в световой орнамент. Прямоугольные гранитные скамейки покрыты деревянными полосками – прием нередкий, но в данном случае он перекликается с частицами дерева на фасадах и тоже вносит теплоту.
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
В итоге улочки-дворики бизнес-центра (а вместе они образуют довольно-таки сложное внутреннее пространство – не стоит забывать, что архитекторы не сносили, а только переоформили имевшийся квартал) – становятся уютным пространством. Так и хочется сравнить его с атриумом без крыши. Архитекторы выстроили между городом и офисами бизнес-центра несколько переходных «слоев», а точнее, несколько сред: тонкий слой полубульвара вдоль речного фасада служит границей; первое внутреннее, полуоткрытое пространство – это дворы; второе, чуть более закрытое – стеклянное кафе, затем переходы – лестницы. Именно эти пространственные «слои» и стали главным предметом работы архитекторов в данном проекте. Они составляют его основное, и самое увлекательное содержание: не декор, не фактура и не объемы, а именно взаимная последовательность разных пространственных сред. Это тонкий и непривычный предмет – срастание ландшафтной архитектуры с архитектурой привычной каменной.
 
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Постройка, 2013. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Реализация, 2013. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Ситуационный план. Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке. Проект © ADM architects


Мастерская:

ADM

Проект:

Бизнес-центр Bank side в Наставническом переулке
Россия, Москва, Наставнический пер., 17

2011 – 2013

Заказчик: SMINEX LTD
Смежные проектировщики: ЗАО «ПИК »Реконструкция"

24 Июня 2015

author pht

Авторы текста:

Анна Гараненко, Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.