Антипремия в поисках героев

Голосование за худшую постройку 2000-х годов идет в блогосфере полным ходом. Не менее активно сетевые авторы обсуждают итоги реконструкции Большого театра. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре блогов.

mainImg
Идея организации архитектурной антипремии, предложенния архитектурным критиком Еленой Гонсалес сразу после закрытия фестиваля «Зодчество-2011», нашла активную поддержку в блогосфере. На facebook уже появилась страница будущей награды с красноречивым названием «Большой облом», и сейчас там идет активное обсуждение возможных номинантов. Автору самого неудачного здания десятилетия (а на антипремию могут быть выдвинуты постройки, созданные в 2000-2011 годах) будет вручен специальный приз на Третьей московской биеннале архитектуры, которая стартует 23 мая 2012 года. «Десять лет взяты с учетом того, что много строилось в период строительного бума. Считаем необходимым отразить особенные «успехи». В дальнейшем премия будет присуждаться раз в два года», – поясняют организаторы.

Отбор кандидатов и голосование осуществляется силами всех интернет-пользователей. Интересно, что всего за пять дней, прошедших с момента публикации информации об антипремии, инициаторам удалось собрать свыше сотни комментариев и получить предварительный список номинантов. «Торгово-офисный комплекс Regent Hall расположен в центре исторической части Санкт-Петербурга, по адресу Владимирский пр, д. 23», – таким был первый номинант, выдвинутый Андреем Люблинским. «Сразу продумала про торговый центр Европейский на площади Киевского вокзала», – мгновенно подключилась к обсуждению Юлия Ионова. Среди основных претендентов на «Большой облом» также фигурируют Фундаментальная библиотека МГУ, «Павелецкая Плаза», «Чайка Плаза 7» на Новослободской и многие другие одиозные плоды строительного бума.

Однако не все пользователи с одобрением отнеслись к такому начинанию. «Идея в целом очень хорошая. При этом я не представляю, по каким критериям должны оценивать объекты. Просто на эмоциональном уровне?  <...> Можно рассматривать архитектурную тектонику отдельного здания, а можно тренироваться в поисках ассоциаций. Сами знаете, сколько еще критериев могут определять образную характеристику здания. У Фостера есть и «огурцы» и «нашинкованные помидоры». Тоже может вызвать смех и истерику, если не знать, что эти здания экономят 70% всех энергетических ресурсов по сравнению с аналогичными по ТЭП. А их сдвинутые по осям формы поддерживают какие-то градостроительные линии. Что важнее в рамках фотографии отдельно взятого здания без его предыстории и контекста? Абсолютно любое сооружение можно спустить по лестнице ограниченной критики. Я слышал высказывания, что собор Василия Блаженного – это просто винегрет. <...> Считаю, что лучше было бы, конечно, определить набор параметров, таких как: масштаб, тектоника формы, выразительность, соответствие образа, цветовая композиция и т.п. с установленной оценочной шкалой. Или выбирать объекты из определенного ряда: по городу, по автору, по заказчику и т.п.», – излагает свою позицию Алексей Иванов. «Смущает во всей этой истории другое... Как-то не принято в среде архитекторов критиковать воплощенные проекты (нас так во всяком случае учили) ввиду ряда сопутствующих современному строительству факторов (служба Заказчика, сетевики, инженерия и т.д.). Собственно от автора проекта в этот период мало что зависит... Посему возникает вопрос, а нужно ли делать акцент на авторах, присуждая премию за объект, ведь мы не знаем, что происходило с проектными решениями на этапах согласования с конкретными людьми и группами... Вопрос о метаморфозе архитектора в проектировщика самый коварный в нашей профессии, ставший унизительной нормой современности, особенно в России», – соглашается с ним Борис Крутик. Иван Маринин строит прогнозы на будущее: «Конкурс грозит не справиться с поставленной задачей, т. е. не выявить плохой дом, а вскрыть срез части общества под названием «архитекторы» и показать реальное положение дел...»

Не меньшую бурю обсуждений вызвала и наконец-то законченная реконструкция Большого театра. В среде блогеров завязалось сразу несколько серьезных словесных баталий. Одни из них были посвящены газетным откровениям выдающегося артиста балета Николая Цискаридзе, поводом для других стали изменения, внесенные реставраторами в облик знаменитой квадриги, вновь установленной на крыше Большого. Две дискуссии  были спровоцированы постами известного блогера Рустема Агдамова, посвященными заявлению Цискаридзе и организации праздничного гала-концерта. «Жаль, что без накладок не обошлось. Жаль, что Цискаридзе не станцевал. Жизнь и время покажут, прав ли Николай. Судя по видео, он говорил с болью, искренне. Не думаю, что тут личные обиды. Слишком мелко было бы для Народного», – вступается за артиста alusy_2010. «Короче, характер у Цискаридзе может и не простой, но критика конструктивная», – подытоживает пользователь fresquete. Сетевой пользователь Александр Дольчев, опубликовавший материалы из СМИ, в которых реставраторы опровергают слова Цискаридзе, высказывает иную точку зрения: «А по-моему, Большой преобразился. Очень неплохой получился театр»

Также пользователи обратили свое пристальное внимание на то, что нынешний вид знаменитой бронзовой квадриги Аполлона работы Петра Клодта, установленной над входным портиком, претерпел своеобразные изменения. У изображения Аполлона появилась новая деталь – изготовленный из бронзы фиговый лист. Блогер Александр Дюков, обративший внимание пользователей на это нововведение, собрал в своем журнале почти две сотни комментариев, среди которых были стихотворные эпиграммы-экспромты, карикатурные фотоколлажи и многочисленные ссылки на рассказ Михаила Веллера и юмористическую миниатюру Михаила Жванецкого, в которых статуя Лаокоона и его сыновей была подвергнута похожей художественной цензуре. Не менее активно это нововведение реставраторов обсуждали и в блоге политолога Егора Холмогорова. «Ну давайте статуи в Эрмитаже оскопим! Ну что за варварство!» – возмущается tseliapin. «Может все-таки с этим надо бороться? Какой-нибудь флэш-моб для начала устроить у Большого: например, толпа народа ходит с прицепленными сами знаете куда поверх одежды зелеными листками (можно из бумаги, ткани...). Или возле кассы всем покупающим билеты листочки выдавать... Или, напротив, всем, кто пришел насладиться - при входе вручать... Давайте опрос откроем – кто за то, чтоб вернуть Аполлону его красоту?», – вносит рацпредложение пользователь mangucty.

Пока одни блогеры ломали копья в дискуссиях, посвященных современному облику одного из самых известных архитектурных памятников столицы, другие  решили лицезреть своими глазами ставший печально знаменитым квартал неподалеку от Старой площади. Акция «Открытый Китай-город», организованная «Архнадзором», была проведена специально для того, чтобы все желающие смогли ознакомиться с историческими памятниками в районе Никитникова и Ипатьевского переулков. Не исключено, что в ближайшем будущем эта территория  обретет статус пропускной зоны, поскольку кроме церкви Троицы в Никитниках и палат иконописца Симеона Ушакова здесь же расположено здание Администрации Президента РФ, сотрудники которого серьезно обеспокоены собственной безопасностью. И пока территория, получившая в среде блогеров прозвище «Закрытый город», еще не ощетинилась забором, свыше 200 любителей прекрасного сумели полюбоваться здешними красотами. А для тех, кому не удалось присоединиться к экскурсантам, члены «Архнадзора» опубликовали в своем блоге красочный репортаж.

Но если ситуация вокруг исторического квартала в Китай-городе поддается корректировке, хотя бы теоретически, то другое событие, случившееся в столице в последние дни, вызывает у сетевых пользователей куда более минорное настроение. Речь идет о пожаре, произошедшем в минувшую субботу, 29 октября. Около пяти часов утра на северо-западе столицы вспыхнул один из немногих деревянных памятников советского авангарда – ДК «Октябрь», построенный в 1936-37 гг. Летом нынешнего года ДК «Октябрь» был признан «объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия», но теперь остатки дома представляют собой на редкость печальное зрелище. Одним из первых на это происшествие откликнулся известный краевед Денис Ромодин, разместивший материал в своем блоге. Эта новость вызвала резонанс у сетевой публики. «Еще одна печальная новость в дополнение к новому Большому и огораживаниям в Китай-городе», – резюмирует пользователь paulkuz. Описывая ущерб, нанесенный этой постройке, Ромодин дает ссылку на блог пользователя sontucio, где размещены снимки, сделанные за два месяца до трагедии. «Замечательное место. Он назывался у нас драм-сарай...», – ностальгирует юзер lyolik13. «Ни много ни мало – единственный пример деревянного авангарда, уцелевший в Москве, старейшая постройка Щукино...», – замечает сетевой автор Владимир Сергеев в своем репортаже «Памяти «Октября», сделанном с пепелища ДК. «Несмотря на все эти события: сильный пожар, разрушение пожарными части дома и мародерство, – фасад и передняя часть дома сохранились, а сгорел только зрительный зал и сцена. <...>Руководство ДК, местные жители и простые москвичи – готовы стоять за него до конца», – пишет Сергеев, демонстрируя фотографию обгоревшего фасада, украшенную надписью «Вы не забыты» и изображением пятиконечной звезды, символизирующей прошлое ДК в нелегкие военные годы. 

Мрачные прогнозы относительно будущего сгоревшего памятника советской архитектуры, к сожалению, перекликаются с еще одним материалом, размещенным на страницах livejournal.com. Речь идет о посте жителя Самары, пишущего в Интернете под ником ondryushka. Его материал под названием «Самарская, которой скоро не будет» вызвал многочисленные отклики у юзеров Живого Журнала. Пост, посвященный жилым деревянным домам улицы Самарской, снабжен отличной подборкой фотоснимков. Однако эти кадры вызвали в блогосфере не только восхищение, но и возмущение. Дело в том, что нечетная сторона этой улицы в ближайшее время преобразится коренным образом в связи со строительством станции метро «Самарская». А значит, резным наличникам, изящным флюгерам и маленьким двухэтажным особнячкам, выстроенным в стиле модерн, скоро придет конец. Репортаж, сделанный для того, чтобы сохранить воспоминания об этой пока еще существующей части исторического центра Самары, стал местом для острой полемики, собравшей полторы сотни комментариев.

Часть читателей ратовали за снос обветшалых зданий, часть высказывались в пользу реставрации, с помощью которой в Самаре можно было бы сохранить эту застройку. «Вроде как обидно, а с другой стороны все в таком состоянии печальном, что пусть сносят. Хотя несколько мест очень жалко», – пишет пользователь sv-bob. Блогер klaviaturov поддерживает эту позицию: «Если горожане не могут ухаживать за чем-то, то это надо просто снести. И я считаю это разумно». «Прогнившие бревна отлично реставрируются. Особенно фасады. Доказано многочисленными примерами», – возражает ему автор поста. «Бездарное проектное решение. Эту улицу необходимо было сохранить – жильцов расселить и передать дома для бизнес-целей, и они жили бы вечно и хранили свою историю», – протестует dmitrykogan. «Вот в соседней Пензе смогли и дома сохранить, и людей из них расселить в лучшее жилье. А старые домики отдали всяким фирмам во владение с условием, что они внутри как хотят ремонтируют, только фасад не меняют, чтобы сохранить историческое лицо города», – приводит в пример решение аналогичной проблемы пользователь simsimych. «Кстати, часть домов в реестре объектов культурного наследия и их администрация не может сносить», – уточняет golema. Если эта информация и впрямь подтвердится, то не исключено, что проблема сноса домов на улице Самарской станет достоянием не только пользователей блогосферы, но и журналистов крупных СМИ. А это значит, что мы еще не раз вернемся к ней в наших обзорах прессы.
zooming
Елена Гонсалес. Фото Архи.ру

02 Ноября 2011

Похожие статьи
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.