Антипремия в поисках героев

Голосование за худшую постройку 2000-х годов идет в блогосфере полным ходом. Не менее активно сетевые авторы обсуждают итоги реконструкции Большого театра. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре блогов.

mainImg
Идея организации архитектурной антипремии, предложенния архитектурным критиком Еленой Гонсалес сразу после закрытия фестиваля «Зодчество-2011», нашла активную поддержку в блогосфере. На facebook уже появилась страница будущей награды с красноречивым названием «Большой облом», и сейчас там идет активное обсуждение возможных номинантов. Автору самого неудачного здания десятилетия (а на антипремию могут быть выдвинуты постройки, созданные в 2000-2011 годах) будет вручен специальный приз на Третьей московской биеннале архитектуры, которая стартует 23 мая 2012 года. «Десять лет взяты с учетом того, что много строилось в период строительного бума. Считаем необходимым отразить особенные «успехи». В дальнейшем премия будет присуждаться раз в два года», – поясняют организаторы.

Отбор кандидатов и голосование осуществляется силами всех интернет-пользователей. Интересно, что всего за пять дней, прошедших с момента публикации информации об антипремии, инициаторам удалось собрать свыше сотни комментариев и получить предварительный список номинантов. «Торгово-офисный комплекс Regent Hall расположен в центре исторической части Санкт-Петербурга, по адресу Владимирский пр, д. 23», – таким был первый номинант, выдвинутый Андреем Люблинским. «Сразу продумала про торговый центр Европейский на площади Киевского вокзала», – мгновенно подключилась к обсуждению Юлия Ионова. Среди основных претендентов на «Большой облом» также фигурируют Фундаментальная библиотека МГУ, «Павелецкая Плаза», «Чайка Плаза 7» на Новослободской и многие другие одиозные плоды строительного бума.

Однако не все пользователи с одобрением отнеслись к такому начинанию. «Идея в целом очень хорошая. При этом я не представляю, по каким критериям должны оценивать объекты. Просто на эмоциональном уровне?  <...> Можно рассматривать архитектурную тектонику отдельного здания, а можно тренироваться в поисках ассоциаций. Сами знаете, сколько еще критериев могут определять образную характеристику здания. У Фостера есть и «огурцы» и «нашинкованные помидоры». Тоже может вызвать смех и истерику, если не знать, что эти здания экономят 70% всех энергетических ресурсов по сравнению с аналогичными по ТЭП. А их сдвинутые по осям формы поддерживают какие-то градостроительные линии. Что важнее в рамках фотографии отдельно взятого здания без его предыстории и контекста? Абсолютно любое сооружение можно спустить по лестнице ограниченной критики. Я слышал высказывания, что собор Василия Блаженного – это просто винегрет. <...> Считаю, что лучше было бы, конечно, определить набор параметров, таких как: масштаб, тектоника формы, выразительность, соответствие образа, цветовая композиция и т.п. с установленной оценочной шкалой. Или выбирать объекты из определенного ряда: по городу, по автору, по заказчику и т.п.», – излагает свою позицию Алексей Иванов. «Смущает во всей этой истории другое... Как-то не принято в среде архитекторов критиковать воплощенные проекты (нас так во всяком случае учили) ввиду ряда сопутствующих современному строительству факторов (служба Заказчика, сетевики, инженерия и т.д.). Собственно от автора проекта в этот период мало что зависит... Посему возникает вопрос, а нужно ли делать акцент на авторах, присуждая премию за объект, ведь мы не знаем, что происходило с проектными решениями на этапах согласования с конкретными людьми и группами... Вопрос о метаморфозе архитектора в проектировщика самый коварный в нашей профессии, ставший унизительной нормой современности, особенно в России», – соглашается с ним Борис Крутик. Иван Маринин строит прогнозы на будущее: «Конкурс грозит не справиться с поставленной задачей, т. е. не выявить плохой дом, а вскрыть срез части общества под названием «архитекторы» и показать реальное положение дел...»

Не меньшую бурю обсуждений вызвала и наконец-то законченная реконструкция Большого театра. В среде блогеров завязалось сразу несколько серьезных словесных баталий. Одни из них были посвящены газетным откровениям выдающегося артиста балета Николая Цискаридзе, поводом для других стали изменения, внесенные реставраторами в облик знаменитой квадриги, вновь установленной на крыше Большого. Две дискуссии  были спровоцированы постами известного блогера Рустема Агдамова, посвященными заявлению Цискаридзе и организации праздничного гала-концерта. «Жаль, что без накладок не обошлось. Жаль, что Цискаридзе не станцевал. Жизнь и время покажут, прав ли Николай. Судя по видео, он говорил с болью, искренне. Не думаю, что тут личные обиды. Слишком мелко было бы для Народного», – вступается за артиста alusy_2010. «Короче, характер у Цискаридзе может и не простой, но критика конструктивная», – подытоживает пользователь fresquete. Сетевой пользователь Александр Дольчев, опубликовавший материалы из СМИ, в которых реставраторы опровергают слова Цискаридзе, высказывает иную точку зрения: «А по-моему, Большой преобразился. Очень неплохой получился театр»

Также пользователи обратили свое пристальное внимание на то, что нынешний вид знаменитой бронзовой квадриги Аполлона работы Петра Клодта, установленной над входным портиком, претерпел своеобразные изменения. У изображения Аполлона появилась новая деталь – изготовленный из бронзы фиговый лист. Блогер Александр Дюков, обративший внимание пользователей на это нововведение, собрал в своем журнале почти две сотни комментариев, среди которых были стихотворные эпиграммы-экспромты, карикатурные фотоколлажи и многочисленные ссылки на рассказ Михаила Веллера и юмористическую миниатюру Михаила Жванецкого, в которых статуя Лаокоона и его сыновей была подвергнута похожей художественной цензуре. Не менее активно это нововведение реставраторов обсуждали и в блоге политолога Егора Холмогорова. «Ну давайте статуи в Эрмитаже оскопим! Ну что за варварство!» – возмущается tseliapin. «Может все-таки с этим надо бороться? Какой-нибудь флэш-моб для начала устроить у Большого: например, толпа народа ходит с прицепленными сами знаете куда поверх одежды зелеными листками (можно из бумаги, ткани...). Или возле кассы всем покупающим билеты листочки выдавать... Или, напротив, всем, кто пришел насладиться - при входе вручать... Давайте опрос откроем – кто за то, чтоб вернуть Аполлону его красоту?», – вносит рацпредложение пользователь mangucty.

Пока одни блогеры ломали копья в дискуссиях, посвященных современному облику одного из самых известных архитектурных памятников столицы, другие  решили лицезреть своими глазами ставший печально знаменитым квартал неподалеку от Старой площади. Акция «Открытый Китай-город», организованная «Архнадзором», была проведена специально для того, чтобы все желающие смогли ознакомиться с историческими памятниками в районе Никитникова и Ипатьевского переулков. Не исключено, что в ближайшем будущем эта территория  обретет статус пропускной зоны, поскольку кроме церкви Троицы в Никитниках и палат иконописца Симеона Ушакова здесь же расположено здание Администрации Президента РФ, сотрудники которого серьезно обеспокоены собственной безопасностью. И пока территория, получившая в среде блогеров прозвище «Закрытый город», еще не ощетинилась забором, свыше 200 любителей прекрасного сумели полюбоваться здешними красотами. А для тех, кому не удалось присоединиться к экскурсантам, члены «Архнадзора» опубликовали в своем блоге красочный репортаж.

Но если ситуация вокруг исторического квартала в Китай-городе поддается корректировке, хотя бы теоретически, то другое событие, случившееся в столице в последние дни, вызывает у сетевых пользователей куда более минорное настроение. Речь идет о пожаре, произошедшем в минувшую субботу, 29 октября. Около пяти часов утра на северо-западе столицы вспыхнул один из немногих деревянных памятников советского авангарда – ДК «Октябрь», построенный в 1936-37 гг. Летом нынешнего года ДК «Октябрь» был признан «объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия», но теперь остатки дома представляют собой на редкость печальное зрелище. Одним из первых на это происшествие откликнулся известный краевед Денис Ромодин, разместивший материал в своем блоге. Эта новость вызвала резонанс у сетевой публики. «Еще одна печальная новость в дополнение к новому Большому и огораживаниям в Китай-городе», – резюмирует пользователь paulkuz. Описывая ущерб, нанесенный этой постройке, Ромодин дает ссылку на блог пользователя sontucio, где размещены снимки, сделанные за два месяца до трагедии. «Замечательное место. Он назывался у нас драм-сарай...», – ностальгирует юзер lyolik13. «Ни много ни мало – единственный пример деревянного авангарда, уцелевший в Москве, старейшая постройка Щукино...», – замечает сетевой автор Владимир Сергеев в своем репортаже «Памяти «Октября», сделанном с пепелища ДК. «Несмотря на все эти события: сильный пожар, разрушение пожарными части дома и мародерство, – фасад и передняя часть дома сохранились, а сгорел только зрительный зал и сцена. <...>Руководство ДК, местные жители и простые москвичи – готовы стоять за него до конца», – пишет Сергеев, демонстрируя фотографию обгоревшего фасада, украшенную надписью «Вы не забыты» и изображением пятиконечной звезды, символизирующей прошлое ДК в нелегкие военные годы. 

Мрачные прогнозы относительно будущего сгоревшего памятника советской архитектуры, к сожалению, перекликаются с еще одним материалом, размещенным на страницах livejournal.com. Речь идет о посте жителя Самары, пишущего в Интернете под ником ondryushka. Его материал под названием «Самарская, которой скоро не будет» вызвал многочисленные отклики у юзеров Живого Журнала. Пост, посвященный жилым деревянным домам улицы Самарской, снабжен отличной подборкой фотоснимков. Однако эти кадры вызвали в блогосфере не только восхищение, но и возмущение. Дело в том, что нечетная сторона этой улицы в ближайшее время преобразится коренным образом в связи со строительством станции метро «Самарская». А значит, резным наличникам, изящным флюгерам и маленьким двухэтажным особнячкам, выстроенным в стиле модерн, скоро придет конец. Репортаж, сделанный для того, чтобы сохранить воспоминания об этой пока еще существующей части исторического центра Самары, стал местом для острой полемики, собравшей полторы сотни комментариев.

Часть читателей ратовали за снос обветшалых зданий, часть высказывались в пользу реставрации, с помощью которой в Самаре можно было бы сохранить эту застройку. «Вроде как обидно, а с другой стороны все в таком состоянии печальном, что пусть сносят. Хотя несколько мест очень жалко», – пишет пользователь sv-bob. Блогер klaviaturov поддерживает эту позицию: «Если горожане не могут ухаживать за чем-то, то это надо просто снести. И я считаю это разумно». «Прогнившие бревна отлично реставрируются. Особенно фасады. Доказано многочисленными примерами», – возражает ему автор поста. «Бездарное проектное решение. Эту улицу необходимо было сохранить – жильцов расселить и передать дома для бизнес-целей, и они жили бы вечно и хранили свою историю», – протестует dmitrykogan. «Вот в соседней Пензе смогли и дома сохранить, и людей из них расселить в лучшее жилье. А старые домики отдали всяким фирмам во владение с условием, что они внутри как хотят ремонтируют, только фасад не меняют, чтобы сохранить историческое лицо города», – приводит в пример решение аналогичной проблемы пользователь simsimych. «Кстати, часть домов в реестре объектов культурного наследия и их администрация не может сносить», – уточняет golema. Если эта информация и впрямь подтвердится, то не исключено, что проблема сноса домов на улице Самарской станет достоянием не только пользователей блогосферы, но и журналистов крупных СМИ. А это значит, что мы еще не раз вернемся к ней в наших обзорах прессы.
zooming
Елена Гонсалес. Фото Архи.ру

02 Ноября 2011

Похожие статьи
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.