Многофункциональные комплексы – памятники современности?

29-30 марта состоялась конференция на тему «Многофункциональные здания-комплексы: краткосрочная тенденция или будущее рынка?», на которой, в частности, показали свои проекты и рассказали о своих убеждениях зарубежные и российские архитекторы – Эрик Ван Эгерат, Тони Кеттл (бюро RMJM), Роджер Кляйн, Михаил Хазанов

Автор текста:
Ирина Фильченкова

02 Апреля 2007
mainImg

Как рассказал эксперт из Knight Frank Константин Романов, под многофункциональными комплексами (МФК) традиционно понимается сооружение, в котором соединяются три и более назначения, приносящие коммерческий доход. При этом эксперт добавляет, что потребительские группы не должны быть связаны между собой только тогда это будет многофункциональный комплекс. Между собой МФК делятся на две группы: вертикальные и горизонтальные. Высотное здание сложнее в строительстве и эксплуатации, в нем больший коэффициент потерь – 30% и меньше площади. МФК по своей природе скорее градостроительные программы, направленные на регенерацию района, поэтому их строительство требует больших инвестиций и под силу только крупным девелоперам. Спрос на комплексы сейчас небольшой и в Москве реализовано чуть больше 50 объектов.

Выступление архитекторов на конференции проходило в режиме case stady – то есть иллюстрирование темы на примере собственных проектов. Роджер Кляйн, директор SwankeHaydenConnell Architects (США), создают в Москве несколько МФК – башню «Евразия» в ММДЦ «Москва-Сити» и превращают в многофункциональный комплекс завод «Слава», что на пересечении Ленинградского шоссе и Тверской-Ямской. Наиболее важным условием существования МФК архитектор считает регулирование транспортных потоков – «иначе инвестиции не окупятся», поэтому проект планирует создание дополнительной магистрали и 4-уровнего подземного паркинга. Ансамбль комплекса составляют шесть зданий с самым высотным в 22 этажа в центре, на который будет водружен большой экран. В центре здания будет обязательное общественное пространство - Зимний сад, который можно модифицировать и в каток и в сцену. Кляйн рассказал, что в комплексе самое главное и что хочет видеть заказчик: «…конечно, это самобытный, ни на что не похожий проект, соединение различных функций и частей и последнее, но не менее важное – окупаемость вложенных инвестиций». Ключом успеха при этом является удобный подъезд, иначе говоря, доступ к объекту.

Архитектор Михаил Хазанов отметил, что тема многофункциональных комплексов в целом на нова – достаточно вспомнить средневековые монастыри, тюрьмы, советские пансионаты – все это были микро-города. При этом, по его словам, современные МФК имеют ряд ограничений – они не должны строиться в центре, отводя удар от исторической части города, и вообще лучше им быть вынесенными за черту города, в отдельные сателлиты, как например, в Вашингтоне или Астане. Один из подобных проектов – город  в городе «Химки-Сити», в котором кроме разве что исторических мест будет полное обеспечение современной жизни: дома, офисы, магазины, культурные и развлекательные центры, социальные объекты, а также парки, сады, водные бассейны и акватории. Проект рассчитан на развитие унылой депрессивной территории – с помощью создания новых акцентов «больше, шире, выше», за которыми будет открываться целый мир, закрытый со стороны МКАДа. На вопрос об основной загрузке на главных магистралях архитектор ответил, что поскольку Москва всегда развивается «от звездочки к кружочку» то постановка крупных объектов на пересечении центробежных сил и ринга вызовет к жизни развитие дорог, так как в первую очередь это будет выгодно самим инвесторам.

Архитектурное бюро RMJM, ставшее недавно известным в России из-за газпромовского небоскреба, в лице исполнительного директора Тони Кеттла отметило, что при создании МФК они ориентируются на контекст местности – для создания уникального решения, на культурное содержание региона и рациональное соединение функций. В подтверждение этого бюро представило проект дворца бракосочетания Сити Палас для «Москва-Сити» в котором закрученная в спираль башня должна быть символом объятий. Как отметил автор, на создание такой формы его вдохновила спиралевидная форма башни Татлина и купола православных соборов. Вторым проектом «icon-building» тоже закручивающейся формы является башня  «Газпром-Сити», которая по собственным словам выступавшего «является искрой,  которая может зажечь депрессивный район». При чем, по мнению автора, в отличие от Москвы здесь не подходит формат Сити и нужна только одна башня. Как и ожидалось от журналистов пошли вопросы – о правильности места для высотной башни, на что автор и ген директор «Сити Палас» Андрей Мариничев ответили, что для Санкт-Петербурга идея вертикалей традиционна и проект находится достаточно далеко от исторического центра. Они сказали, что любят этот проект и надеются на его согласование.
 
Достаточно амбициозным было выступление голландского архитектора Эрика Ван Эгерата, позиция которого несколько противоположна его предшественникам. Архитектор считает, что современная жизнь очень многообразна и поэтому смешение самых разных функций «всего и вся» как нельзя лучше отражают это: «не важно какой у тебя стиль, какое направление и т.д. - главное, чтобы объект был хорошим и приятным для жизни».

«Почему Москва такой богатый город, а строят здесь так однообразно?» - задается вопросом Эгерат и предлагает несколько проектов МФК для России – один для Санкт-Петербурга недалеко от Новой Голландии и Маринки, другой для «Золотого острова» в Москве. По мнению архитектора, функции здания не должны быть демонстративными, кричащими, все должно выглядеть как единый большой проект. При этом конкретно для России Эгерат рекомендует каждый раз создавать что-то необычное и не копировать то, что сделано в Азии или Америке. Так, к примеру, в МФК для «Золотого острова», напротив храма Христа Спасителя, автор предлагает связать два берега и приобщить объект к русскому контексту, поместив на фасаде картины русских художников – эту идею архитектор продвигает уже несколько лет после неудачи комплекса «Авангард» на Якиманке. К высотным зданиям Эгерат относится плохо, он считает, что строить вверх сложно, к тому же есть опасность сделать «мертвый объект», а также построить одно большое здание рядом с другим. «Форма не так важна – главное чтобы проект имел долгоиграющее значение». 
 
Несложно заметить, что все выступавшие архитекторы сошлись на том, что у многофункциональных комплексов есть будущее, но с разными оговорками. Они нужны в неразвитых районах и при этом требуют хорошей инфраструктуры, в том числе транспортной, плюс немалых вложений. Комплексы надежнее строить горизонтальными, а перед строительством проводить маркетинг территории для выявления «не занятых» функций. Важно правильно распределить назначения и соответственно не связанные между собой потоки, а также создать благоприятные общественные зоны. При этом надо найти баланс между общественными зонами и коммерческими, чтобы комплекс окупался. И еще, любому проекту следует быть «самобытным» и одновременно считаться с контекстом, что тоже влияет на спрос и цену. 

Выступление Эрика Ван Эгерата. Фотографии Ирины Фильченковой.
zooming
Проект переcтройки завода «Слава» Роджера Кляйна
Перекрытия ж/д путей. Проект М. Хазанова
Проект «Химки-Сити» М. Хазанова.
Проект башни «Газпром-Сити» RMJM
Макет дворца бракосочетания «Сити Палас» в «Москва-Сити»


02 Апреля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.

Сейчас на главной

Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».