Многофункциональные комплексы – памятники современности?

29-30 марта состоялась конференция на тему «Многофункциональные здания-комплексы: краткосрочная тенденция или будущее рынка?», на которой, в частности, показали свои проекты и рассказали о своих убеждениях зарубежные и российские архитекторы – Эрик Ван Эгерат, Тони Кеттл (бюро RMJM), Роджер Кляйн, Михаил Хазанов

Автор текста:
Ирина Фильченкова

02 Апреля 2007
mainImg

Как рассказал эксперт из Knight Frank Константин Романов, под многофункциональными комплексами (МФК) традиционно понимается сооружение, в котором соединяются три и более назначения, приносящие коммерческий доход. При этом эксперт добавляет, что потребительские группы не должны быть связаны между собой только тогда это будет многофункциональный комплекс. Между собой МФК делятся на две группы: вертикальные и горизонтальные. Высотное здание сложнее в строительстве и эксплуатации, в нем больший коэффициент потерь – 30% и меньше площади. МФК по своей природе скорее градостроительные программы, направленные на регенерацию района, поэтому их строительство требует больших инвестиций и под силу только крупным девелоперам. Спрос на комплексы сейчас небольшой и в Москве реализовано чуть больше 50 объектов.

Выступление архитекторов на конференции проходило в режиме case stady – то есть иллюстрирование темы на примере собственных проектов. Роджер Кляйн, директор SwankeHaydenConnell Architects (США), создают в Москве несколько МФК – башню «Евразия» в ММДЦ «Москва-Сити» и превращают в многофункциональный комплекс завод «Слава», что на пересечении Ленинградского шоссе и Тверской-Ямской. Наиболее важным условием существования МФК архитектор считает регулирование транспортных потоков – «иначе инвестиции не окупятся», поэтому проект планирует создание дополнительной магистрали и 4-уровнего подземного паркинга. Ансамбль комплекса составляют шесть зданий с самым высотным в 22 этажа в центре, на который будет водружен большой экран. В центре здания будет обязательное общественное пространство - Зимний сад, который можно модифицировать и в каток и в сцену. Кляйн рассказал, что в комплексе самое главное и что хочет видеть заказчик: «…конечно, это самобытный, ни на что не похожий проект, соединение различных функций и частей и последнее, но не менее важное – окупаемость вложенных инвестиций». Ключом успеха при этом является удобный подъезд, иначе говоря, доступ к объекту.

Архитектор Михаил Хазанов отметил, что тема многофункциональных комплексов в целом на нова – достаточно вспомнить средневековые монастыри, тюрьмы, советские пансионаты – все это были микро-города. При этом, по его словам, современные МФК имеют ряд ограничений – они не должны строиться в центре, отводя удар от исторической части города, и вообще лучше им быть вынесенными за черту города, в отдельные сателлиты, как например, в Вашингтоне или Астане. Один из подобных проектов – город  в городе «Химки-Сити», в котором кроме разве что исторических мест будет полное обеспечение современной жизни: дома, офисы, магазины, культурные и развлекательные центры, социальные объекты, а также парки, сады, водные бассейны и акватории. Проект рассчитан на развитие унылой депрессивной территории – с помощью создания новых акцентов «больше, шире, выше», за которыми будет открываться целый мир, закрытый со стороны МКАДа. На вопрос об основной загрузке на главных магистралях архитектор ответил, что поскольку Москва всегда развивается «от звездочки к кружочку» то постановка крупных объектов на пересечении центробежных сил и ринга вызовет к жизни развитие дорог, так как в первую очередь это будет выгодно самим инвесторам.

Архитектурное бюро RMJM, ставшее недавно известным в России из-за газпромовского небоскреба, в лице исполнительного директора Тони Кеттла отметило, что при создании МФК они ориентируются на контекст местности – для создания уникального решения, на культурное содержание региона и рациональное соединение функций. В подтверждение этого бюро представило проект дворца бракосочетания Сити Палас для «Москва-Сити» в котором закрученная в спираль башня должна быть символом объятий. Как отметил автор, на создание такой формы его вдохновила спиралевидная форма башни Татлина и купола православных соборов. Вторым проектом «icon-building» тоже закручивающейся формы является башня  «Газпром-Сити», которая по собственным словам выступавшего «является искрой,  которая может зажечь депрессивный район». При чем, по мнению автора, в отличие от Москвы здесь не подходит формат Сити и нужна только одна башня. Как и ожидалось от журналистов пошли вопросы – о правильности места для высотной башни, на что автор и ген директор «Сити Палас» Андрей Мариничев ответили, что для Санкт-Петербурга идея вертикалей традиционна и проект находится достаточно далеко от исторического центра. Они сказали, что любят этот проект и надеются на его согласование.
 
Достаточно амбициозным было выступление голландского архитектора Эрика Ван Эгерата, позиция которого несколько противоположна его предшественникам. Архитектор считает, что современная жизнь очень многообразна и поэтому смешение самых разных функций «всего и вся» как нельзя лучше отражают это: «не важно какой у тебя стиль, какое направление и т.д. - главное, чтобы объект был хорошим и приятным для жизни».

«Почему Москва такой богатый город, а строят здесь так однообразно?» - задается вопросом Эгерат и предлагает несколько проектов МФК для России – один для Санкт-Петербурга недалеко от Новой Голландии и Маринки, другой для «Золотого острова» в Москве. По мнению архитектора, функции здания не должны быть демонстративными, кричащими, все должно выглядеть как единый большой проект. При этом конкретно для России Эгерат рекомендует каждый раз создавать что-то необычное и не копировать то, что сделано в Азии или Америке. Так, к примеру, в МФК для «Золотого острова», напротив храма Христа Спасителя, автор предлагает связать два берега и приобщить объект к русскому контексту, поместив на фасаде картины русских художников – эту идею архитектор продвигает уже несколько лет после неудачи комплекса «Авангард» на Якиманке. К высотным зданиям Эгерат относится плохо, он считает, что строить вверх сложно, к тому же есть опасность сделать «мертвый объект», а также построить одно большое здание рядом с другим. «Форма не так важна – главное чтобы проект имел долгоиграющее значение». 
 
Несложно заметить, что все выступавшие архитекторы сошлись на том, что у многофункциональных комплексов есть будущее, но с разными оговорками. Они нужны в неразвитых районах и при этом требуют хорошей инфраструктуры, в том числе транспортной, плюс немалых вложений. Комплексы надежнее строить горизонтальными, а перед строительством проводить маркетинг территории для выявления «не занятых» функций. Важно правильно распределить назначения и соответственно не связанные между собой потоки, а также создать благоприятные общественные зоны. При этом надо найти баланс между общественными зонами и коммерческими, чтобы комплекс окупался. И еще, любому проекту следует быть «самобытным» и одновременно считаться с контекстом, что тоже влияет на спрос и цену. 

Выступление Эрика Ван Эгерата. Фотографии Ирины Фильченковой.
zooming
Проект переcтройки завода «Слава» Роджера Кляйна
Перекрытия ж/д путей. Проект М. Хазанова
Проект «Химки-Сити» М. Хазанова.
Проект башни «Газпром-Сити» RMJM
Макет дворца бракосочетания «Сити Палас» в «Москва-Сити»

02 Апреля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.