Культура: теперь без росохраны

Самым громким событием последних двух недель стал указ президента о ликвидации Росохранкультуры. На фоне этого особенно тревожно прозвучали новости об очередной «распродаже» неподъемных для госсодержания памятников в Петербурге и Ленобласти. Московская пресса сосредоточилась на обсуждении первого большого интервью мэра Сергея Собянина, данного радиостанции «Эхо Москвы». Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Лидером по числу публикаций последних двух недель стала новость об упразднении Росохранкультуры: соответствующий указ президента завершил начатую еще летом 2010 года кампанию по свертыванию деятельности этой федеральной структуры. Формальной причиной, как пишет Газета.ру, стали претензии Счетной палаты по поводу некачественного учета памятников и ненадлежащей раздачи лицензий на реставрационную деятельность. Однако, по мнению издания, ликвидация Росохранкультуры готовилась давно: если изначально полномочия этого ведомства были очень широкими, то в последние 2-3 года ее «возможности» существенно сократились. Сначала часть функций была передана территориальным органам ведомства и органам охраны культурного наследия в регионах (вроде Москомнаследия), а потом сокращение списка «исторических поселений» существенного ограничила сферу влияния ведомства.

До сих пор неясно, в каком виде упраздненная Росохранкультура войдет в состав Минкульта и будет ли она от этого весомее, как заверяет прессу министр культуры РФ Александр Авдеев. Газете «Коммерсант» пока ясно одно: следствием ликвидации станет «исчезновение независимого контроля за освоением средств и соблюдением охранных обязательств, к примеру, на объектах Минкультуры, которое является крупнейшим госзаказчиком дорогостоящей реконструкции и реставрации памятников». Еще одна опасность перехода Росохранкультуры под крыло министерства связана с близящимся принятием поправок в закон о наследии. Так, если примут поправку, передающую право снятия с охраны памятников от Правительства РФ федеральному органу охраны, министерство сможет и вносить объекты культурного наследия в реестр, и исключать из него своими собственными силами, – комментирует ситуацию координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. Газета «Культура» в репортаже с пресс-конференции накануне так и не состоявшегося обсуждения законопроекта в Госдуме 9 февраля, отмечает также и другие последствия его новой версии, в частности, «подмену понятия произведений архитектуры и градостроительного искусства, объектов археологии и иных объектов культурного наследия общим нивелирующим понятием «объекты недвижимого имущества».

В числе других ликвидацию Росохранкультуры прокомментировал и ее бывший глава Александр Кибовский, побывавший в редакции «Российской газеты» на «деловом завтраке». Кибовский заявил, что не участвовал в подготовке данной реформы и ему трудно ее оценить, но «практика показывает, что реорганизация как минимум на год приостанавливает темпы работы». Основная часть интервью коснулась нынешней сферы деятельности чиновника, занимающего должность руководителя Москомнаследия. В частности, он рассказал, почему знаменитый дом-коммуна Наркомфина пришел в столь плачевное состояние, что собираются делать с остальными многоквартирными домами-памятниками и кто ответит за «бесхозные монументы».

И если Александр Кибовский довольно охотно общается с прессой, то новый столичный градоначальник Сергей Собянин до последнего времени журналистов избегал. Двухчасовое интервью на «Эхе Москвы» стало первым публичным выступлением мэра перед широкой аудиторией, в котором он обнародовал свою позицию по ключевым вопросам градостроительства. Так, Собянин выступил противником всеобъемлющего объединения Москвы и области, поскольку, по его мнению, «все эти революционные объединения несут за собой большие политические издержки, проще идти по пути интеграции деятельности органов исполнительной власти». Мэр также высказался за консервацию исторического центра столицы, скорейшее завершение строительства подземного паркинга под Триумфальной площадью и отказ от реализации проекта Четвертого транспортного кольца как слишком дорогостоящего.

Накануне эфира на Эхе в «Ведомостях» появилась обзорная статья, суммирующая последние высказывания столичного начальства по поводу принятого в прошлом году Генплана. На смену осторожным заявлениям о возможной корректировке этого документа пришли куда более определенные: «Есть Генплан, который нас не устраивает, и правила землепользования и застройки, которых нет». Газета напоминает, что с рекомендацией существенного пересмотра Генплана также выступила Контрольно-счетная палата Москвы.

В Санкт-Петербурге СМИ в это время обсуждали промежуточные результаты реконструкции Летнего сада, которые заказчик – Русский музей, – представил на недавней пресс-конференции. Так, на сегодня 55 процентов работ уже выполнены. Как пишет Фонтанка.ру, главным достижением этого дорогостоящего проекта представители музея называют археологические работы, благодаря которым полностью воссоздан облик сада и его планировка. Результаты трехлетнего ремонта старейшей достопримечательности Питера посетители смогут увидеть уже в мае 2012 года. Другое дело, что у музея едва ли хватит средств на последующую эксплуатацию такого ансамбля, отмечает портал Балтинфо.

Тот факт, что у питерских властей не хватает средств на содержание памятников архитектуры, известен давно. Администрация города уже не первый год продолжает «разгосударствление» объектов истории и архитектуры, выставляя их на аукционы. Так, в ближайшее время в частные руки перейдут несколько памятников федерального значения – гостиница «Астория», Дом Кочубея, два здания, относящихся к комплексу Малого Михайловского дворца, Уткина дача, здание 1-го Общества взаимного кредита. Судьбе таких зданий посвящена аналитическая статья на портале Sensus Novus. Как правило, приватизированные памятники становятся жертвами тотальных реконструкций – в статье указаны лишь некоторые примеры, такие, как Дача Евгении Гаусвальд или кинотеатр Паризиана на Невском, 80. Вся беда в том, что «критерий отбора покупателей и пользователей часто не очень понятен. И юридическая система еще не до конца отлажена, нечетко прописаны условия…», – комментирует ситуацию архитектор Никита Явейн.

Еще более запущенное состояние памятников наблюдается в Ленинградской области, большая часть которых вообще руинирована. Как сообщает портал «Деловой Петербург», на днях администрация Лужского районе Ленинградской области, не имея возможности спасти великолепные ансамбли бывших дворянских имений, выступила с предложением передать некоторые из них частным инвесторам. В списке – усадьбы Бакуниных, Белосельских-Белозерских, Половцевых.

Кстати, в московской области погибающее наследие решили спасать теми же средствами: как сообщили Вести Москва,  усадьбы «Медведково» и «Виноградово» решено превратить в гостиничные комплексы. Впрочем, нередки в российской практике и другие сценарии развития событий – памятники попросту разбирают на строительный материал. Так, на днях тверские активисты сообщили о частичной разборке здания бывшей Успенской церкви в поселке Спирово – постройки крупнейшего русского архитектора А. С. Каминского 1878 года. А защитники знаменитого деревянного ансамбля Кижей обратились с письмом к президенту, в котором призвали отказаться от «современных» методов реставрации Преображенской церкви, ведущих к утрате подлинности, в пользу давно апробированной «полной разборки» и последующей сборки с заменой сгнивших бревен. В непрофессионализме и низком качестве предварительных исследований обвинил нынешних реставраторов церкви специалист в области реставрации памятников деревянного зодчества Александр Попов в интервью ИА Регнум.

Еще одной новостью середины февраля стал неожиданный переезд центра современной культуры «Гараж», о котором сообщила Газета.ру. Федерация еврейских общин, которой принадлежит отреставрированное здание бывшего Бахметьевского гаража архитектора Константина Мельникова, планирует открыть тут Российский еврейский музей толерантности. Куда переедет «Гараж», держится в секрете, но точно известно, что он останется в Москве. Возможно, новым пристанищем актуального искусства станет пространство бывшего Бадаевского пивоваренного завода.

В завершение обзора упомянем рецензию Григория Ревзина на выставку «Уилл Прайс. Параллели», которая открывается на следующей неделе в Музее архитектуры. Критику чрезвычайно импонирует, что экспозиция «вовсе не сводится к тому материалу, который на ней показан». А покажут там «шестьдесят пар изысканнейших визуальных рифм между древней и современной деревянной архитектурой», которые куратор Николай Малинин нашел между зданиями из коллекции архитектора и фотографа Уилла Прайса и произведениями современных зодчих, в том числе российских.
zooming
Здание Бахметьевского гаража. Фотография с сайта gotexts.ru
zooming
Кинотеатр «Паризиана». 1990-е. © Sensus Novus

18 Февраля 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.