Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.02.2011

Культура: теперь без росохраны

Наталья Коряковская

Самым громким событием последних двух недель стал указ президента о ликвидации Росохранкультуры. На фоне этого особенно тревожно прозвучали новости об очередной «распродаже» неподъемных для госсодержания памятников в Петербурге и Ленобласти. Московская пресса сосредоточилась на обсуждении первого большого интервью мэра Сергея Собянина, данного радиостанции «Эхо Москвы». Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

Здание Бахметьевского гаража. Фотография с сайта gotexts.ru
Здание Бахметьевского гаража. Фотография с сайта gotexts.ru
Лидером по числу публикаций последних двух недель стала новость об упразднении Росохранкультуры: соответствующий указ президента завершил начатую еще летом 2010 года кампанию по свертыванию деятельности этой федеральной структуры. Формальной причиной, как пишет Газета.ру, стали претензии Счетной палаты по поводу некачественного учета памятников и ненадлежащей раздачи лицензий на реставрационную деятельность. Однако, по мнению издания, ликвидация Росохранкультуры готовилась давно: если изначально полномочия этого ведомства были очень широкими, то в последние 2-3 года ее «возможности» существенно сократились. Сначала часть функций была передана территориальным органам ведомства и органам охраны культурного наследия в регионах (вроде Москомнаследия), а потом сокращение списка «исторических поселений» существенного ограничила сферу влияния ведомства.

До сих пор неясно, в каком виде упраздненная Росохранкультура войдет в состав Минкульта и будет ли она от этого весомее, как заверяет прессу министр культуры РФ Александр Авдеев. Газете «Коммерсант» пока ясно одно: следствием ликвидации станет «исчезновение независимого контроля за освоением средств и соблюдением охранных обязательств, к примеру, на объектах Минкультуры, которое является крупнейшим госзаказчиком дорогостоящей реконструкции и реставрации памятников». Еще одна опасность перехода Росохранкультуры под крыло министерства связана с близящимся принятием поправок в закон о наследии. Так, если примут поправку, передающую право снятия с охраны памятников от Правительства РФ федеральному органу охраны, министерство сможет и вносить объекты культурного наследия в реестр, и исключать из него своими собственными силами, – комментирует ситуацию координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. Газета «Культура» в репортаже с пресс-конференции накануне так и не состоявшегося обсуждения законопроекта в Госдуме 9 февраля, отмечает также и другие последствия его новой версии, в частности, «подмену понятия произведений архитектуры и градостроительного искусства, объектов археологии и иных объектов культурного наследия общим нивелирующим понятием «объекты недвижимого имущества».

В числе других ликвидацию Росохранкультуры прокомментировал и ее бывший глава Александр Кибовский, побывавший в редакции «Российской газеты» на «деловом завтраке». Кибовский заявил, что не участвовал в подготовке данной реформы и ему трудно ее оценить, но «практика показывает, что реорганизация как минимум на год приостанавливает темпы работы». Основная часть интервью коснулась нынешней сферы деятельности чиновника, занимающего должность руководителя Москомнаследия. В частности, он рассказал, почему знаменитый дом-коммуна Наркомфина пришел в столь плачевное состояние, что собираются делать с остальными многоквартирными домами-памятниками и кто ответит за «бесхозные монументы».

И если Александр Кибовский довольно охотно общается с прессой, то новый столичный градоначальник Сергей Собянин до последнего времени журналистов избегал. Двухчасовое интервью на «Эхе Москвы» стало первым публичным выступлением мэра перед широкой аудиторией, в котором он обнародовал свою позицию по ключевым вопросам градостроительства. Так, Собянин выступил противником всеобъемлющего объединения Москвы и области, поскольку, по его мнению, «все эти революционные объединения несут за собой большие политические издержки, проще идти по пути интеграции деятельности органов исполнительной власти». Мэр также высказался за консервацию исторического центра столицы, скорейшее завершение строительства подземного паркинга под Триумфальной площадью и отказ от реализации проекта Четвертого транспортного кольца как слишком дорогостоящего.

Накануне эфира на Эхе в «Ведомостях» появилась обзорная статья, суммирующая последние высказывания столичного начальства по поводу принятого в прошлом году Генплана. На смену осторожным заявлениям о возможной корректировке этого документа пришли куда более определенные: «Есть Генплан, который нас не устраивает, и правила землепользования и застройки, которых нет». Газета напоминает, что с рекомендацией существенного пересмотра Генплана также выступила Контрольно-счетная палата Москвы.

В Санкт-Петербурге СМИ в это время обсуждали промежуточные результаты реконструкции Летнего сада, которые заказчик – Русский музей, – представил на недавней пресс-конференции. Так, на сегодня 55 процентов работ уже выполнены. Как пишет Фонтанка.ру, главным достижением этого дорогостоящего проекта представители музея называют археологические работы, благодаря которым полностью воссоздан облик сада и его планировка. Результаты трехлетнего ремонта старейшей достопримечательности Питера посетители смогут увидеть уже в мае 2012 года. Другое дело, что у музея едва ли хватит средств на последующую эксплуатацию такого ансамбля, отмечает портал Балтинфо.

Тот факт, что у питерских властей не хватает средств на содержание памятников архитектуры, известен давно. Администрация города уже не первый год продолжает «разгосударствление» объектов истории и архитектуры, выставляя их на аукционы. Так, в ближайшее время в частные руки перейдут несколько памятников федерального значения – гостиница «Астория», Дом Кочубея, два здания, относящихся к комплексу Малого Михайловского дворца, Уткина дача, здание 1-го Общества взаимного кредита. Судьбе таких зданий посвящена аналитическая статья на портале Sensus Novus. Как правило, приватизированные памятники становятся жертвами тотальных реконструкций – в статье указаны лишь некоторые примеры, такие, как Дача Евгении Гаусвальд или кинотеатр Паризиана на Невском, 80. Вся беда в том, что «критерий отбора покупателей и пользователей часто не очень понятен. И юридическая система еще не до конца отлажена, нечетко прописаны условия…», – комментирует ситуацию архитектор Никита Явейн.

Еще более запущенное состояние памятников наблюдается в Ленинградской области, большая часть которых вообще руинирована. Как сообщает портал «Деловой Петербург», на днях администрация Лужского районе Ленинградской области, не имея возможности спасти великолепные ансамбли бывших дворянских имений, выступила с предложением передать некоторые из них частным инвесторам. В списке – усадьбы Бакуниных, Белосельских-Белозерских, Половцевых.

Кстати, в московской области погибающее наследие решили спасать теми же средствами: как сообщили Вести Москва,  усадьбы «Медведково» и «Виноградово» решено превратить в гостиничные комплексы. Впрочем, нередки в российской практике и другие сценарии развития событий – памятники попросту разбирают на строительный материал. Так, на днях тверские активисты сообщили о частичной разборке здания бывшей Успенской церкви в поселке Спирово – постройки крупнейшего русского архитектора А. С. Каминского 1878 года. А защитники знаменитого деревянного ансамбля Кижей обратились с письмом к президенту, в котором призвали отказаться от «современных» методов реставрации Преображенской церкви, ведущих к утрате подлинности, в пользу давно апробированной «полной разборки» и последующей сборки с заменой сгнивших бревен. В непрофессионализме и низком качестве предварительных исследований обвинил нынешних реставраторов церкви специалист в области реставрации памятников деревянного зодчества Александр Попов в интервью ИА Регнум.

Еще одной новостью середины февраля стал неожиданный переезд центра современной культуры «Гараж», о котором сообщила Газета.ру. Федерация еврейских общин, которой принадлежит отреставрированное здание бывшего Бахметьевского гаража архитектора Константина Мельникова, планирует открыть тут Российский еврейский музей толерантности. Куда переедет «Гараж», держится в секрете, но точно известно, что он останется в Москве. Возможно, новым пристанищем актуального искусства станет пространство бывшего Бадаевского пивоваренного завода.

В завершение обзора упомянем рецензию Григория Ревзина на выставку «Уилл Прайс. Параллели», которая открывается на следующей неделе в Музее архитектуры. Критику чрезвычайно импонирует, что экспозиция «вовсе не сводится к тому материалу, который на ней показан». А покажут там «шестьдесят пар изысканнейших визуальных рифм между древней и современной деревянной архитектурой», которые куратор Николай Малинин нашел между зданиями из коллекции архитектора и фотографа Уилла Прайса и произведениями современных зодчих, в том числе российских.
Кинотеатр «Паризиана». 1990-е. © Sensus Novus
Кинотеатр «Паризиана». 1990-е. © Sensus Novus