06.12.2010

Кирпичная лента

Одним из участников конкурса на проект застройки территории бывшего прядильно-ткацкого производства «Гардтекс» на Саввинской набережной было архитектурное бюро «Богачкин и Богачкин». В своем варианте жилого комплекса архитекторы предложили композицию из четырех связанных между собой корпусов и деконструктивистской башни, облицованной темным металлом.

информация:

открыть большое изображение
Свою концепцию жилого комплекса на Саввинской набережной архитекторы назвали «Отражение», вложив в это понятие целый веер смыслов. Это и отражение новых зданий в водной глади, и метафорическое отражение в архитектуре комплекса духа набережных реки Москвы и «памяти места», а также намек на цитирование композиции жилого дома, расположенного напротив. Речь о доме номер 12 по Бережковской набережной, построенном в 1955 году архитекторами И. Кастелем и Т. Заикиным в характерном для того времени монументальном сталинском стиле с башнями и курдонерами, обращенными к воде. «Такая типология кажется нам в принципе очень характерной для домов, расположенных на набережных Москва-реки. В отличие от Петербурга или, скажем, Лондона, где к воде обращены преимущественно плоские фасады, в столице дома у реки имеют ярко-выраженную объемную структуру, и в своем проекте мы от этой традиции решили не отказываться», – поясняет Вячеслав Богачкин.

Комплекс состоит из шести корпусов, пять из которых объединены между собой двухуровневым стилобатом и выходят на Саввинскую набережную. С одной стороны, они поддерживают ритм существующей разновысокой застройки набережной, с другой образуют сложную структуру дворовых пространств, «нанизанных» на ось пешеходной улицы. Напомним, что характерной особенностью этого участка также является сильный перепад рельефа (около 12 метров). И если другие участники конкурса – Сергей Скуратов и Владимир Плоткин – использовали его для организации пешеходного бульвара  и ландшафтного парка, то Богачкины «разбили» участок на две зеленые террасы, которые и объединяет внутренняя улица, идущая параллельно набережной и Большому Саввинскому переулку. Со стороны реки это отчетливо читается, благодаря более высоким зданиям на «второй линии» – на самом деле это те же корпуса, что выходят к воде, но, отступая от набережной и поднимаясь на «ступеньку» выше, они закономерно подрастают на несколько метров. Важно также подчеркнуть, что, как и в других конкурсных проектах, здесь дворы размещены на кровле стилобата и тем самым надежно защищены от насыщенной транспортом набережной.

Проект предусматривает, что корпуса должны быть облицованы натуральным светлым камнем – тонкие вертикальные членения на главных фасадах воспринимаются как еще один изящный парафраз сталинского дома напротив, также светлого и также устремленного ввысь. Но архитекторам хотелось усложнить образ комплекса, поэтому на уровне четырех центральных этажей корпуса «обвивает» лента из темно-красного кирпича. Данью истории места здесь является не только материал (а корпуса предназначенной к сносу фабрики построены, конечно, именно из кирпича), но и сама пластика его взаимодействия со светлыми объемами, напоминающая о текстиле и гардинах, которые когда-то производил «Гардтекс». Архитекторы специально скругляют углы и забирают на них лишние «складки» – так, что корпуса на уровне четвертого этажа приобретают эффектные кирпичные консоли. И если узкие вертикали травертина выглядят предельно добротно и сдержанно – как дорогой строгий костюм, – то кирпичный шлейф, наоборот, привносит в облик зданий легкость и свободу, какие свойственны только тонким и натуральным тканям. Особенно усиливают это впечатление двусветные галереи, соединяющие корпуса между собой – издалека, на просвет, они кажутся едва ли не шифоновыми.

Интересно и то, что декоративная облицовка кирпичом присутствует только на главном фасаде комплекса – к внутренним дворам корпуса обращены лаконичными бело-кремовыми плоскостями, призванными визуально расширить приватное озелененное пространство и сделать его более светлым. Это решение поддерживает и палитру застройки Большого Саввинского переулка, в которой преобладают светлые тона. Кстати, именно поэтому шестой корпус жилого комплекса, встраиваемый по красной линии переулка, выполнен полностью в камне и, как и свои ближайшие соседи – строения усадьбы Грачева, – получает скатную кровлю.

Совсем иначе решена жилая башня, поставленная чуть в глубине между корпусами: ее сложная многогранная поверхность облицована темным металлом. Она трактована архитекторами как дорогой арт-объект – с одной стороны, поддерживающий тему редких, но регулярных высотных акцентов в панораме набережной, а с другой придающий архитектуре комплекса подчеркнуто современное и даже модное звучание. Это очень броское здание – черный кристалл со скошенными стенами, острыми треугольниками сплошного остекления, и рядами ромбовидных наклонных окнон в глубоких оранжевых рамках. Продолжая аналогию с текстилем – этот дом может напомнить ультрамодное дизайнерское платье, какое могут себе позволить не все. И верно: каждая квартира в башне занимает целый этаж, а планировка позволяет реализовать проект любого интерьера.

Башня, безусловно, служит важным акцентом и даже иномирным (зарубежным?) представителем внутри комплекса: если светлые каменные дома в этом проекте намекают на уже сложившуюся традицию элитного московского жилья остоженского класса, красные кирпичные ленты напоминают о русском авангарде, источнике всего и вся в XX веке, то черная башня наводит на мысли о Гери и Либескинде. Вместе получается прямо-таки антология самых важных архитектурных вещей последнего десятилетия.
открыть большое изображение
Ситуационный план
Ситуационный планоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Транспортная схема
Транспортная схемаоткрыть большое изображение
Функциональная тема
Функциональная темаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Владимир Плоткин
  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Чобан
  • Вера Бутко
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Асадов
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Евгений Герасимов
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Павел Андреев
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Токарев
  • Владимир Биндеман
  • Антон Барклянский
  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Антон Яр-Скрябин
  • Станислав Белых
  • Александр Бровкин
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Селивохин
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Антон Бондаренко
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Скокан
  • Владимир Ковалёв
  • Игорь Шварцман
  • Левон Айрапетов
  • Антон Ладыгин
  • Олег Шапиро
  • Сергей Скуратов
  • Никита Явейн
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Анатолий Столярчук
  • Наталия Шилова
  • Алексей Курков
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Грень
  • Михаил Канунников
  • Зураб Басария
  • Илья Уткин
  • Николай Миловидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Карлсон
  • Валерия Преображенская
  • Всеволод Медведев

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel
  • Комплекс апартаментов в микрорайоне Тушино
  • Павильон «Фермерия»
  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи