Памятникам грозит реконструкция

Комитет по культуре рекомендовал Госдуме разрешить реконструкцию памятников несмотря на противодействие экспертов и специалистов сферы охраны памятников.

mainImg
Поправки к 73 федеральному закону «Об объектах культурного наследия», узаконивающие понятие «реконструкции» в отношении зданий, имеющих статус памятника, были предложены главой другого комитета Госдумы – не по культуре, а по собственности, Виктором Плескачевским. В прошедший четверг, 25 ноября, они были одобрены на заседании комитета по культуре и рекомендованы, таким образом, к принятию Госдумой. Сейчас по закону к памятникам можно применять только: реставрацию, консервацию, ремонт и приспособление к современному использованию. Если поправки будут приняты, понятие «приспособление» будет заменено в этом списке «реконструкцией».

Эксперты рабочей группы Комитета по культуре категорически против принятия этих поправок, и дважды предлагали комитету их отклонить. Любопытно, что некоторое время назад комитет согласился с позицией экспертов, однако затем изменил свое мнение: поправки внесли на рассмотрение повторно и одобрили несмотря на противодействие специалистов. Прямо скажем, 25 ноября экспертов вообще не очень-то слушали: половина депутатов проголосовали заранее, и многие из них отсутствовали на заседании. Специалисты выступали, призывая отклонить поправки, перед полупустым залом, тогда как решение в сущности уже было принято – об этом Рустам Рахматуллин, один из экспертов рабочей группы комитета, рассказал информагентству Regnum 26 ноября. Кроме того, заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко сообщала прессе о том, что в процессе рассмотрения поправок на комитет испытывал прямое давление. Поправки определенно «проталкивают», несмотря на сопротивление профессионалов сферы охраны памятников.

Помимо поправок главы комитета по собственности Плескачевского, подразумевающих разрешение (пока что запрещенной 73 законом) реконструкции памятников, Комитет одобрил также поправки, внесенные депутатом Денисом Давитиашвили. Их смысл заключается вот в чем: сейчас отменить охранный статус может только правительство России. Депутат предложил передать это право Министерству культуры (эта идея исходит от самого правительства и поэтому, скорее всего, обсуждению не подлежит – комментирует Рустам Рахматуллин в интервью ИА Regnum).

Предложение разрешить реконструкцию памятников, наоборот, исходит не от центральной власти, а из Петербурга – даже проект Плескачевского на заседании комитета по культуре 25 ноября представлял не он сам, а глава Комитета по управлению имуществом города Игорь Метельский.

Сегодня общественное движение «Архнадзор» распространило заявление, в котором ситуация изложена подробно. В нем совершенно справедливо утверждается, что обе названные поправки, особенно будучи приняты вместе, «откроют «зеленый свет» экскаваторам и бульдозерам» и сделают закон об охране памятников совершенно неэффективным.
 
«Архнадзор» призвал депутатов Госдумы отклонить законопроект о поправках к 73 ФЗ (ожидается, что он будет вынесен на пленарное заседание в середине декабря) и провести расследование по заявлению Елены Драпеко о прямом давлении на комитет по культуре Госдумы РФ.
Ю.Т.

Публикуем полный текст заявления:

Мина под культурное наследии России
Заявление общественного
движения «Архнадзор»


Поправки о реконструкции памятников сделают закон о культурном наследии законом о его уничтожении
25 ноября состоялось заседание Комитета Государственной думы РФ по культуре, посвященное проекту поправок к действующему Федеральному закону "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (номер 73-ФЗ от 25.06.2002 г). Комитет, вопреки мнению членов рабочей группы – высококвалифицированных экспертов, специалистов по охране культурного наследия, работников этой сферы, рекомендовал к принятию поправки, узаконивающие понятие «реконструкция» памятников истории и архитектуры.

Реконструкция, т.е. изменение параметров и габаритов здания, до настоящего времени не разрешена на памятниках федеральным законом о наследии. Именно этот принцип закона до нынешнего дня являлся преградой на пути всех желающих изменить в коммерческих, потребительских или иных целях исторический облик и образ памятников культуры, увеличить их "полезную площадь", кубатуру, высоту. Этот принцип точно соответствует самому смыслу и назначению законодательства о культурном наследии: обеспечить физическое сохранение памятников истории и архитектуры в их подлинном виде, без произвольных добавлений и искажений, сохранить культурное наследие России для будущих поколений. Именно поэтому эксперты рабочей группы решительно выступали против легализации реконструкции памятников и ранее уже отклоняли аналогичные поправки к закону.
Однако теперь, перед вторым чтением законопроекта, намеченным на декабрь, единодушное мнение экспертов, профессионалов, представителей госорганов по охране наследия, входящих в рабочую группу, отброшено. В новой версии закона о наследии, согласно замыслу авторов поправoк, реконструкция фактически заменит предусмотренное ныне действующим законом понятие «приспособление памятников к современному использованию».

Однако между этими понятиями – принципиальная разница. Приспособление памятника к современному использованию обеспечивает его сохранение при включении в культурный или хозяйственный оборот; реконструкция – это переделка или перестройка памятника ради побочных целей, не связанных с его сохранением. При этом запрет на реконструкцию вовсе не означает, что «с памятником ничего нельзя делать», как это сейчас пытаются внедрить в общественное сознание. Тысячи памятников по всей России – в рамках закона – приспособлены для современного использования, отремонтированы, в них созданы комфортабельные условия для жизни и работы людей, они используются отнюдь не только в музейных целях, но и под жилье, общественные центры, офисы, рестораны, производственные мастерские и т.п.
Ссылки авторов поправок на пресловутый "предмет охраны" памятника, который не должен быть затронут при реконструкции, не выдерживают никакой критики в современных российских реалиях. Сегодня "предмет охраны" (который к тому же не имеет установленных законом критериев и механизма определения, да и просто-напросто отсутствует у десятков тысяч объектов культурного наследия России) определяется посредством историко-культурной экспертизы, заказывать которую вправе любые заинтересованные лица. Чаще всего это сами инвесторы. Экспертиза выполняется одиночным экспертом, который связан с инвестором договорными отношениями. Практика последних лет изобилует случаями произвольного, научно не обоснованного урезания "предметов охраны". Фактические реконструкции, осуществлявшиеся на памятниках в недавнем прошлом, оборачивались грубым искажением облика, а то и прямыми утратами объектов культурного наследия. Наиболее яркие московские примеры сегодняшнего дня:

- здание универмага "Детский мир", из "предмета охраны" которого исключены уникальные, ныне уничтожаемые, интерьеры;

- усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице, где для строительства новой сцены музыкального театра "Геликон-опера" (со значительным увеличением площади объекта) снесен флигель конца XVIII – начала XIX века, уничтожен парадный двор, намечен снос еще одного флигеля.
Реконструкции, осуществлявшиеся на памятниках в недавние годы, шли в обход действующего законодательства. Теперь нам предлагают осуществлять их легально. Это не случайность. В последние несколько лет проблемы сохранения российского наследия получили широкий резонанс в общественном мнении. Общественные организации и государственные органы по охране наследия стали настаивать на неуклонном исполнении требований законодательства о памятниках, получая поддержку правоохранительных органов и судебной системы. Многие недобросовестные собственники, арендаторы и пользователи памятников, заказчики незаконных реконструкций, были наказаны, оштрафованы, привлечены к административной ответственности, незаконные работы остановлены.
Подобные представители класса "хозяйствующих субъектов" больше не могут делать вид, что закона о наследии не существует. Поэтому предпринята попытка сломать сам закон.

Показательно, что предложение узаконить реконструкцию памятников исходит не от реставраторов, искусствоведов или профессионалов сферы охраны культурного наследия, а от председателя думского Комитета по собственности Виктора Плескачевского («Единая Россия»). А также от правительства Санкт-Петербурга, градостроительная деятельность в котором носит в последние годы откровенно вандальный характер. На Комитете Госдумы проект Плескачевского представлял даже не его официальный автор, а вице-губернатор Петербурга, глава Комитета по управлению имуществом города Игорь Метельский.
Другая поправка, которую предложат одобрить депутатам Госдумы, исходит от депутата Дениса Давитиашвили. Она также соответствует чаяниям желающих ломать и строить на памятниках. По действующему ныне порядку, решение об исключении объекта культурного наследия из государственного реестра принимает Правительство России. Предлагается передать это право федеральному органу охраны памятников, т.е. уровнем ниже. Принятие подобной новации значительно упростит процесс снятия памятников истории и культуры с государственной охраны, расширит возможности для лоббизма и коррупции, откроет "зеленый свет" экскаваторам и бульдозерам.

СМИ цитируют заявление заместителя председателя Комитета Госдумы по культуре Елены Драпеко, что при обсуждении этих поправок на комитет оказывается "прямое давление".

Принятие названных поправок к закону о российском наследии будет означать, что государство вместо поощрения добросовестных собственников, арендаторов и пользователей памятников, исполняющих требования закона, намерено поощрять недобросовестных и корыстных "хозяев". Пословица "пустить козла в огород", увы, обретет свое воплощение в нормах федерального законодательства. В этих условиях существование самого закона об охране объектов культурного наследия станет бессмысленным, а всю государственную систему органов охраны памятников можно будет распустить – за полной ненадобностью.

Общественное движение "Архнадзор" призывает депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ:

- отклонить во втором чтении законопроект о поправках к действующему Федеральному закону "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" 73-ФЗ от 25.06.2002 г., вернуться к варианту, разработанному экспертной рабочей группой;

- провести расследование по заявлению депутата Госдумы Елены Драпеко о фактах "прямого давления" на комитет Госдумы РФ по культуре при обсуждении данного законопроекта.
Заявление общественного движения «Архнадзор», 29.11.2010
Характерный пример так называемой «реконструкции», которая уже случилась со многими историческими зданиями. Здесь даже не Москва, а Дмитров. Фотография Ю. Тарабариной, 2010

29 Ноября 2010

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.