Памятникам грозит реконструкция

Комитет по культуре рекомендовал Госдуме разрешить реконструкцию памятников несмотря на противодействие экспертов и специалистов сферы охраны памятников.

mainImg
Поправки к 73 федеральному закону «Об объектах культурного наследия», узаконивающие понятие «реконструкции» в отношении зданий, имеющих статус памятника, были предложены главой другого комитета Госдумы – не по культуре, а по собственности, Виктором Плескачевским. В прошедший четверг, 25 ноября, они были одобрены на заседании комитета по культуре и рекомендованы, таким образом, к принятию Госдумой. Сейчас по закону к памятникам можно применять только: реставрацию, консервацию, ремонт и приспособление к современному использованию. Если поправки будут приняты, понятие «приспособление» будет заменено в этом списке «реконструкцией».

Эксперты рабочей группы Комитета по культуре категорически против принятия этих поправок, и дважды предлагали комитету их отклонить. Любопытно, что некоторое время назад комитет согласился с позицией экспертов, однако затем изменил свое мнение: поправки внесли на рассмотрение повторно и одобрили несмотря на противодействие специалистов. Прямо скажем, 25 ноября экспертов вообще не очень-то слушали: половина депутатов проголосовали заранее, и многие из них отсутствовали на заседании. Специалисты выступали, призывая отклонить поправки, перед полупустым залом, тогда как решение в сущности уже было принято – об этом Рустам Рахматуллин, один из экспертов рабочей группы комитета, рассказал информагентству Regnum 26 ноября. Кроме того, заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко сообщала прессе о том, что в процессе рассмотрения поправок на комитет испытывал прямое давление. Поправки определенно «проталкивают», несмотря на сопротивление профессионалов сферы охраны памятников.

Помимо поправок главы комитета по собственности Плескачевского, подразумевающих разрешение (пока что запрещенной 73 законом) реконструкции памятников, Комитет одобрил также поправки, внесенные депутатом Денисом Давитиашвили. Их смысл заключается вот в чем: сейчас отменить охранный статус может только правительство России. Депутат предложил передать это право Министерству культуры (эта идея исходит от самого правительства и поэтому, скорее всего, обсуждению не подлежит – комментирует Рустам Рахматуллин в интервью ИА Regnum).

Предложение разрешить реконструкцию памятников, наоборот, исходит не от центральной власти, а из Петербурга – даже проект Плескачевского на заседании комитета по культуре 25 ноября представлял не он сам, а глава Комитета по управлению имуществом города Игорь Метельский.

Сегодня общественное движение «Архнадзор» распространило заявление, в котором ситуация изложена подробно. В нем совершенно справедливо утверждается, что обе названные поправки, особенно будучи приняты вместе, «откроют «зеленый свет» экскаваторам и бульдозерам» и сделают закон об охране памятников совершенно неэффективным.
 
«Архнадзор» призвал депутатов Госдумы отклонить законопроект о поправках к 73 ФЗ (ожидается, что он будет вынесен на пленарное заседание в середине декабря) и провести расследование по заявлению Елены Драпеко о прямом давлении на комитет по культуре Госдумы РФ.
Ю.Т.

Публикуем полный текст заявления:

Мина под культурное наследии России
Заявление общественного
движения «Архнадзор»


Поправки о реконструкции памятников сделают закон о культурном наследии законом о его уничтожении
25 ноября состоялось заседание Комитета Государственной думы РФ по культуре, посвященное проекту поправок к действующему Федеральному закону "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (номер 73-ФЗ от 25.06.2002 г). Комитет, вопреки мнению членов рабочей группы – высококвалифицированных экспертов, специалистов по охране культурного наследия, работников этой сферы, рекомендовал к принятию поправки, узаконивающие понятие «реконструкция» памятников истории и архитектуры.

Реконструкция, т.е. изменение параметров и габаритов здания, до настоящего времени не разрешена на памятниках федеральным законом о наследии. Именно этот принцип закона до нынешнего дня являлся преградой на пути всех желающих изменить в коммерческих, потребительских или иных целях исторический облик и образ памятников культуры, увеличить их "полезную площадь", кубатуру, высоту. Этот принцип точно соответствует самому смыслу и назначению законодательства о культурном наследии: обеспечить физическое сохранение памятников истории и архитектуры в их подлинном виде, без произвольных добавлений и искажений, сохранить культурное наследие России для будущих поколений. Именно поэтому эксперты рабочей группы решительно выступали против легализации реконструкции памятников и ранее уже отклоняли аналогичные поправки к закону.
Однако теперь, перед вторым чтением законопроекта, намеченным на декабрь, единодушное мнение экспертов, профессионалов, представителей госорганов по охране наследия, входящих в рабочую группу, отброшено. В новой версии закона о наследии, согласно замыслу авторов поправoк, реконструкция фактически заменит предусмотренное ныне действующим законом понятие «приспособление памятников к современному использованию».

Однако между этими понятиями – принципиальная разница. Приспособление памятника к современному использованию обеспечивает его сохранение при включении в культурный или хозяйственный оборот; реконструкция – это переделка или перестройка памятника ради побочных целей, не связанных с его сохранением. При этом запрет на реконструкцию вовсе не означает, что «с памятником ничего нельзя делать», как это сейчас пытаются внедрить в общественное сознание. Тысячи памятников по всей России – в рамках закона – приспособлены для современного использования, отремонтированы, в них созданы комфортабельные условия для жизни и работы людей, они используются отнюдь не только в музейных целях, но и под жилье, общественные центры, офисы, рестораны, производственные мастерские и т.п.
Ссылки авторов поправок на пресловутый "предмет охраны" памятника, который не должен быть затронут при реконструкции, не выдерживают никакой критики в современных российских реалиях. Сегодня "предмет охраны" (который к тому же не имеет установленных законом критериев и механизма определения, да и просто-напросто отсутствует у десятков тысяч объектов культурного наследия России) определяется посредством историко-культурной экспертизы, заказывать которую вправе любые заинтересованные лица. Чаще всего это сами инвесторы. Экспертиза выполняется одиночным экспертом, который связан с инвестором договорными отношениями. Практика последних лет изобилует случаями произвольного, научно не обоснованного урезания "предметов охраны". Фактические реконструкции, осуществлявшиеся на памятниках в недавнем прошлом, оборачивались грубым искажением облика, а то и прямыми утратами объектов культурного наследия. Наиболее яркие московские примеры сегодняшнего дня:

- здание универмага "Детский мир", из "предмета охраны" которого исключены уникальные, ныне уничтожаемые, интерьеры;

- усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице, где для строительства новой сцены музыкального театра "Геликон-опера" (со значительным увеличением площади объекта) снесен флигель конца XVIII – начала XIX века, уничтожен парадный двор, намечен снос еще одного флигеля.
Реконструкции, осуществлявшиеся на памятниках в недавние годы, шли в обход действующего законодательства. Теперь нам предлагают осуществлять их легально. Это не случайность. В последние несколько лет проблемы сохранения российского наследия получили широкий резонанс в общественном мнении. Общественные организации и государственные органы по охране наследия стали настаивать на неуклонном исполнении требований законодательства о памятниках, получая поддержку правоохранительных органов и судебной системы. Многие недобросовестные собственники, арендаторы и пользователи памятников, заказчики незаконных реконструкций, были наказаны, оштрафованы, привлечены к административной ответственности, незаконные работы остановлены.
Подобные представители класса "хозяйствующих субъектов" больше не могут делать вид, что закона о наследии не существует. Поэтому предпринята попытка сломать сам закон.

Показательно, что предложение узаконить реконструкцию памятников исходит не от реставраторов, искусствоведов или профессионалов сферы охраны культурного наследия, а от председателя думского Комитета по собственности Виктора Плескачевского («Единая Россия»). А также от правительства Санкт-Петербурга, градостроительная деятельность в котором носит в последние годы откровенно вандальный характер. На Комитете Госдумы проект Плескачевского представлял даже не его официальный автор, а вице-губернатор Петербурга, глава Комитета по управлению имуществом города Игорь Метельский.
Другая поправка, которую предложат одобрить депутатам Госдумы, исходит от депутата Дениса Давитиашвили. Она также соответствует чаяниям желающих ломать и строить на памятниках. По действующему ныне порядку, решение об исключении объекта культурного наследия из государственного реестра принимает Правительство России. Предлагается передать это право федеральному органу охраны памятников, т.е. уровнем ниже. Принятие подобной новации значительно упростит процесс снятия памятников истории и культуры с государственной охраны, расширит возможности для лоббизма и коррупции, откроет "зеленый свет" экскаваторам и бульдозерам.

СМИ цитируют заявление заместителя председателя Комитета Госдумы по культуре Елены Драпеко, что при обсуждении этих поправок на комитет оказывается "прямое давление".

Принятие названных поправок к закону о российском наследии будет означать, что государство вместо поощрения добросовестных собственников, арендаторов и пользователей памятников, исполняющих требования закона, намерено поощрять недобросовестных и корыстных "хозяев". Пословица "пустить козла в огород", увы, обретет свое воплощение в нормах федерального законодательства. В этих условиях существование самого закона об охране объектов культурного наследия станет бессмысленным, а всю государственную систему органов охраны памятников можно будет распустить – за полной ненадобностью.

Общественное движение "Архнадзор" призывает депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ:

- отклонить во втором чтении законопроект о поправках к действующему Федеральному закону "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" 73-ФЗ от 25.06.2002 г., вернуться к варианту, разработанному экспертной рабочей группой;

- провести расследование по заявлению депутата Госдумы Елены Драпеко о фактах "прямого давления" на комитет Госдумы РФ по культуре при обсуждении данного законопроекта.
Заявление общественного движения «Архнадзор», 29.11.2010
Характерный пример так называемой «реконструкции», которая уже случилась со многими историческими зданиями. Здесь даже не Москва, а Дмитров. Фотография Ю. Тарабариной, 2010

29 Ноября 2010

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Руины Лондона. Часть I
Архитектор и историк Александр Можаев – о лондонской практике сохранения и экспонирования археологического наследия в свете недавнего открытия музея храма Митры. В сравнении с московскими утратами выглядит особенно остро.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.