English version

Чистота стиля

На улице Станиславского в Москве завершилось строительство жилого дома по проекту лондонской мастерской John MacAslan+Partners и московского бюро ADM. Для отечественной архитектурной практики это редчайший пример не просто успешного сотрудничества западных и российских архитекторов, но их полноценного плодотворного соавторства.

mainImg
Мастерская:
John McAslan + Partners https://www.mcaslan.co.uk/
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой дом «11 Станиславского»
Россия, Москва, ул. Станиславского, вл. 11

Авторский коллектив:
John McAslan+Partners (Лондон), АDM (Москва).

Архитекторы: Эйдан Поттер, Андрей Романов, Екатерина Кузнецова.

2006 — 2007 / 2007 — 2010

Заказчик: ЗАО «Инвестстрой», ЗАО “Horus-capital”. Инженерные/конструктивные разделы: ООО «Финпроект»
Бюро ADM имеет большой опыт сотрудничества с иностранными архитекторами: Андрей Романов и его коллеги работали с Фрэнком Гери и с мастерскими из Лондона – SHCA, KPF, NBBJ и John MacAslan+Partners. С последней бюро ADM выполнило проект жилого дома на улице Станиславского, работа над которым прошла несколько стадий: от сопровождения проекта к активному творческому обмену идеями и концепциями, а впоследствии и к полноценному соавторству. По словам Андрея Романова, сейчас уже сложно сказать, кто из архитекторов внес больший вклад в проект – это по-настоящему совместная работа, в которой идеи двух мастерских органично переплелись, а развивались и дорабатывались уже совместными усилиями.

Участок, на котором построен жилой комплекс, расположен в районе Таганки. С трех сторон он ограничен тихими улочками – Мартыновским и Пестовским переулками и улицей Станиславского, а четвертой стороной примыкает к ансамблям городских усадеб Коншиных и Рубцова-Моргуновых, построенных в XIX – начале XX веков. Историческое окружение и рельеф участка с перепадом высот в пять метров целиком и полностью определили композиционное решение нового комплекса, состоящего из пяти жилых корпусов и двух небольших многофункциональных павильонов.

Одной из важнейших градостроительных задач проектировщики считали создание переходного масштаба между низкоэтажной застройкой (не более 3 этажей) улицы Станиславского и 5-6 этажной застройкой вдоль Мартыновского и Пестовского переулков. Что же касается собственно архитектурного облика будущего жилого комплекса, то в основе его художественной концепции с самого начала лежала идея о простых лаконичных объемах, постепенно спускающихся вниз по холму. Придать им многообразие и выразительность удалось с помощью рисунка окон и сочетания разных по цвету и фактуре материалов.

Максимально эффектно в решении жилого дома на ул. Станиславского архитекторы применили прием сочетания подчеркнуто контрастных материалов. В облицовке фасадов использованы темно-коричневый кирпич, светлый камень и дерево. При этом кирпич, которым облицованы две жилые секции из пяти, был изготовлен на заказ в Германии, а камень (известняк) привезен из Болгарии. Кирпич имеет очень фактурную рельефную поверхность и несколько оттенков темно-коричневого цвета, и с камнем – светлым, однотонным и практически гладким, – вступает в активный диалог сразу на нескольких уровнях.

Третий материал, который применяется в отделке фрагментарно, – это дерево. Деревянные декоративные пилоны вставлены в окна основных объемов, деревом облицован вход в подземный паркинг, а также небольшой павильон на углу улицы Станиславского и Мартыновского переулка. Одноэтажный объем резко выделяется на фоне всего пятиэтажного комплекса, но на углу двух старинных узких улочек смотрится более чем органично: кажется, что новое строительство склонилось в почтительном поклоне перед памятниками архитектуры (в частности, перед расположенной прямо напротив церковью Св. Мартина Исповедника). И не нужно досконально знать историю участка, чтобы догадаться о том, что когда-то на углу Станиславского и Мартыновского стоял небольшой домик, и архитекторы лишь воздают дань уважения утраченному объекту наследия, – авторы настолько точно попали в масштаб улицы, что память места моментально считывается даже на интуитивном уровне. Особый интерес представляет конструкция крыши этого небольшого объема: деревянная четырехскатная кровля на самом деле является декоративной решеткой, держащей световой фонарь и маскирующей плоское бетонное перекрытие. Внешне новый павильон больше всего похож на галерею – широкие окна от пола до потолка, свободное внутреннее пространство без колонн и перегородок и световой фонарь в кровле, – но о том, как именно он будет использоваться, окончательное решение еще не принято.

Главный вход в жилой комплекс архитекторы изначально планировали организовать со стороны углового деревянного павильона, однако это исключало возможность создания парадного вестибюля. Именно поэтому вход в комплекс «переехал» в центральный корпус, обращенный к Мартыновскому переулку. Вестибюль прорезает здание насквозь и ведет во внутренний двор, откуда можно попасть в любой из пяти корпусов жилого комплекса. Зеленым и полностью пешеходным его удалось сделать благодаря тому, что все необходимые жильцам машиноместа размещены под землей. Архитекторы спроектировали двухуровневый паркинг – один этаж предназначен для будущих обитателей жилого комплекса, второй – для работников бизнес-центра «Станиславский», расположенного неподалеку. Как поясняет Андрей Романов, у подобного композиционного решения есть важная психологическая функция: проход по благоустроенному дворику (работы британских ландшафтных архитекторов) будет служить для жильцов ежедневным напоминанием того, в каком красивом доме они живут. При этом из-за сильного перепада рельефа внутренний двор получился террасным, а для того, чтобы визуально расширить его границы, архитекторы внутренние фасады жилых  корпусов выполнили максимально стеклянными – за масштабными витражами расположены зигзаги лестниц.

Новый жилой комплекс на улице Станиславского хоть и проектировался без претензий на знаковость, но стал таковым. Прежде всего, благодаря своему предельно органичному вхождению в сложившуюся среду таганских переулков. Ювелирное владение масштабом позволило авторам проекта сделать подчеркнуто современную архитектуру неотъемлемой частью исторической застройки. Английская строгость и даже некоторая чопорность линий здесь с лихвой компенсируется игрой высот и объемов, цветов и фактур. Этот комплекс мгновенно опознается как европейский, как каким-то чудом перенесенный в Москву типичный для той же Британии или Голландии образец качественного и комфортного жилья. И тем приятнее, что подобная чистота стиля в условиях Москвы соблюдена совместными усилиями российских и английских архитекторов.
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. ADM architects
Фотография © Юрий Пальмин
Эйдан Поттер (бюро John MacAslan+Partners, Лондон)
zooming
Андрей Романов и Екатерина Кузнецова (бюро ADM, Москва)
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
zooming
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. Фотография © Юрий Пальмин
Мастерская:
John McAslan + Partners https://www.mcaslan.co.uk/
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой дом «11 Станиславского»
Россия, Москва, ул. Станиславского, вл. 11

Авторский коллектив:
John McAslan+Partners (Лондон), АDM (Москва).

Архитекторы: Эйдан Поттер, Андрей Романов, Екатерина Кузнецова.

2006 — 2007 / 2007 — 2010

Заказчик: ЗАО «Инвестстрой», ЗАО “Horus-capital”. Инженерные/конструктивные разделы: ООО «Финпроект»

12 Июля 2010

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.