Архитекторы: Эйдан Поттер, Андрей Романов, Екатерина Кузнецова.
На улице Станиславского в Москве завершилось строительство жилого дома по проекту лондонской мастерской John MacAslan+Partners и московского бюро ADM. Для отечественной архитектурной практики это редчайший пример не просто успешного сотрудничества западных и российских архитекторов, но их полноценного плодотворного соавторства.
Жилой дом на улице Станиславского. В соавторстве с бюро Джона Мак Аслана. Реализация, 2010. ADM architects
Бюро ADM имеет большой опыт сотрудничества с иностранными архитекторами: Андрей Романов и его коллеги работали с Фрэнком Гери и с мастерскими из Лондона – SHCA, KPF, NBBJ и John MacAslan+Partners. С последней бюро ADM выполнило проект жилого дома на улице Станиславского, работа над которым прошла несколько стадий: от сопровождения проекта к активному творческому обмену идеями и концепциями, а впоследствии и к полноценному соавторству. По словам Андрея Романова, сейчас уже сложно сказать, кто из архитекторов внес больший вклад в проект – это по-настоящему совместная работа, в которой идеи двух мастерских органично переплелись, а развивались и дорабатывались уже совместными усилиями.
Участок, на котором построен жилой комплекс, расположен в районе Таганки. С трех сторон он ограничен тихими улочками – Мартыновским и Пестовским переулками и улицей Станиславского, а четвертой стороной примыкает к ансамблям городских усадеб Коншиных и Рубцова-Моргуновых, построенных в XIX – начале XX веков. Историческое окружение и рельеф участка с перепадом высот в пять метров целиком и полностью определили композиционное решение нового комплекса, состоящего из пяти жилых корпусов и двух небольших многофункциональных павильонов.
Одной из важнейших градостроительных задач проектировщики считали создание переходного масштаба между низкоэтажной застройкой (не более 3 этажей) улицы Станиславского и 5-6 этажной застройкой вдоль Мартыновского и Пестовского переулков. Что же касается собственно архитектурного облика будущего жилого комплекса, то в основе его художественной концепции с самого начала лежала идея о простых лаконичных объемах, постепенно спускающихся вниз по холму. Придать им многообразие и выразительность удалось с помощью рисунка окон и сочетания разных по цвету и фактуре материалов.
Максимально эффектно в решении жилого дома на ул. Станиславского архитекторы применили прием сочетания подчеркнуто контрастных материалов. В облицовке фасадов использованы темно-коричневый кирпич, светлый камень и дерево. При этом кирпич, которым облицованы две жилые секции из пяти, был изготовлен на заказ в Германии, а камень (известняк) привезен из Болгарии. Кирпич имеет очень фактурную рельефную поверхность и несколько оттенков темно-коричневого цвета, и с камнем – светлым, однотонным и практически гладким, – вступает в активный диалог сразу на нескольких уровнях.
Третий материал, который применяется в отделке фрагментарно, – это дерево. Деревянные декоративные пилоны вставлены в окна основных объемов, деревом облицован вход в подземный паркинг, а также небольшой павильон на углу улицы Станиславского и Мартыновского переулка. Одноэтажный объем резко выделяется на фоне всего пятиэтажного комплекса, но на углу двух старинных узких улочек смотрится более чем органично: кажется, что новое строительство склонилось в почтительном поклоне перед памятниками архитектуры (в частности, перед расположенной прямо напротив церковью Св. Мартина Исповедника). И не нужно досконально знать историю участка, чтобы догадаться о том, что когда-то на углу Станиславского и Мартыновского стоял небольшой домик, и архитекторы лишь воздают дань уважения утраченному объекту наследия, – авторы настолько точно попали в масштаб улицы, что память места моментально считывается даже на интуитивном уровне. Особый интерес представляет конструкция крыши этого небольшого объема: деревянная четырехскатная кровля на самом деле является декоративной решеткой, держащей световой фонарь и маскирующей плоское бетонное перекрытие. Внешне новый павильон больше всего похож на галерею – широкие окна от пола до потолка, свободное внутреннее пространство без колонн и перегородок и световой фонарь в кровле, – но о том, как именно он будет использоваться, окончательное решение еще не принято.
Главный вход в жилой комплекс архитекторы изначально планировали организовать со стороны углового деревянного павильона, однако это исключало возможность создания парадного вестибюля. Именно поэтому вход в комплекс «переехал» в центральный корпус, обращенный к Мартыновскому переулку. Вестибюль прорезает здание насквозь и ведет во внутренний двор, откуда можно попасть в любой из пяти корпусов жилого комплекса. Зеленым и полностью пешеходным его удалось сделать благодаря тому, что все необходимые жильцам машиноместа размещены под землей. Архитекторы спроектировали двухуровневый паркинг – один этаж предназначен для будущих обитателей жилого комплекса, второй – для работников бизнес-центра «Станиславский», расположенного неподалеку. Как поясняет Андрей Романов, у подобного композиционного решения есть важная психологическая функция: проход по благоустроенному дворику (работы британских ландшафтных архитекторов) будет служить для жильцов ежедневным напоминанием того, в каком красивом доме они живут. При этом из-за сильного перепада рельефа внутренний двор получился террасным, а для того, чтобы визуально расширить его границы, архитекторы внутренние фасады жилых корпусов выполнили максимально стеклянными – за масштабными витражами расположены зигзаги лестниц.
Новый жилой комплекс на улице Станиславского хоть и проектировался без претензий на знаковость, но стал таковым. Прежде всего, благодаря своему предельно органичному вхождению в сложившуюся среду таганских переулков. Ювелирное владение масштабом позволило авторам проекта сделать подчеркнуто современную архитектуру неотъемлемой частью исторической застройки. Английская строгость и даже некоторая чопорность линий здесь с лихвой компенсируется игрой высот и объемов, цветов и фактур. Этот комплекс мгновенно опознается как европейский, как каким-то чудом перенесенный в Москву типичный для той же Британии или Голландии образец качественного и комфортного жилья. И тем приятнее, что подобная чистота стиля в условиях Москвы соблюдена совместными усилиями российских и английских архитекторов.