Горькие потери мая

Накануне и в период майских праздников профессиональная пресса, в основном, выступала по грустным и тревожным поводам. Скандальный генплан развития Москвы до 2025 года все-таки был принят Мосгордумой, в Пскове сгорел знаменитый кремль, а в одной из клиник Израиля 9 мая скоропостижно скончался знаменитый российский архитектор Сергей Киселев. Об этих и других событиях начала мая читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Архитектор:
Сергей Киселев
Самой трагической новостью начала мая, безусловно, стало известие о смерти одного из наиболее известных современных российских архитекторов Сергея Киселева. Сергей Борисович скончался 9 мая на 57 году жизни, и эта утрата стала для профессионального сообщества не только невосполнимой, но и глубоко шокирующей – все, кто знали архитектора лично, не могли даже заподозрить, что этот всегда энергичный и отзывчивый человек неизлечимо болен. Некролог на Сергея Киселева опубликовал, в частности, Григорий Ревзин в газете «Коммерсант».

Главной темой газетных публикаций конца апреля оставался Актуализированный генеральный план развития Москвы до 2025 года. После скандала в Общественной палате РФ, о котором мы писали в прошлый раз, у противников документа возникла слабая надежда на отсрочку, однако уже 5 мая Мосгордума в третьем и окончательном чтении приняла проект. Теперь дело за подписью мэра. Сорвать заседание надеялась толпа активистов, собравшихся под стенами Мосгордумы, но ей это не удалось, не смогла воспрепятствовать принятию генплана и фракция КПРФ, единственная в законодательном собрании Москвы выступавшая против этого документа. О знаменательном для градостроительного развития Москвы событии написали почти все центральные газеты -- «Время Новостей», «Новая газета», Газета.ру и «Ведомости».

Пожалуй, теперь градозащитникам остается уповать лишь на поправки, которые мэр, по его словам, согласен принимать. Утешение, правда, слабое: те из подготовленных движением «Архнадзор» поправок, что были учтены редакторами законопроекта, его суть не изменили. Генплан по-прежнему не видит исторического города, заявляет в статье на сайте «Архнадзора» главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак. Одной из ключевых проблем принятого документа движение считает то, что ему не предшествовал обычный для советской градостроительной практики конкурс идей и концепций развития города, поэтому он оказался безальтернативным и ущербным.

В то время как столичные депутаты принимали скандальный генплан, мэр Москвы Юрий Лужков встречался с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, и главной темой их переговоров стали именно вопросы градостроительства. Дело в том, что российская столица окажет Каракасу содействие в разработке генерального плана развития этого города. О том, как именно это будет сделано, московский мэр подробно рассказал журналистам. Юрия Лужкова цитирует газета «Взгляд»

Не менее обсуждаемыми в последние три недели стали события в Пскове, где 23 апреля горел кремль. Пожар начался с кровли Власьевской башни Псковского кремля, в которой располагался ресторан «Белая Русь», а затем перекинулся на Рыбницкую башню, сообщает газета «Время Новостей». Сгоревшие шатры восстановимы, считают эксперты, но на это потребуется 22 миллиона рублей. В ходе расследования обстоятельств пожара выяснилось, что и до этого трагического события состояние псковского ансамбля было плачевным, хотя в начале этого года он стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом пишет газета «Псковская губерния». Еще один пожар случился в Омске, где сгорел жилой дом на ул. Маяковского, один из первых экспериментальных кооперативных домов, построенных для советских рабочих в 1920-30-е годы. Об этом сообщили телеканал «Вести» и «Омский вестник».

Новые испытания ожидают и многострадальный памятник федерального значения – остров «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. В июне правительство города собирается объявить уже третий по счету инвестиционный конкурс на проект реконструкции острова. В ходе «реновации», продолжавшейся после победы проекта Нормана Фостера в международном конкурсе 2006 года и до банкротства инвестора Шалвы Чигиринского, ансамбль уже понес значительные потери, среди которых, например, ошибочно снесенные Опытовый бассейн кораблестроителя Крылова и здание радиостанции времен Первой Мировой войны, пишут «Время новостей» и портал «ЗАКС.ру». Но главное – реализация прежнего проекта основывалась на временно действующем регламенте застройки Петербурга, в то время как сейчас приняты новые правила землепользования и застройки, по которым остров попал в охранную зону. Так что никакой ясности относительно того, что может быть построено в «Новой Голландии», пока нет. Подробнее об этом рассказывает портал «Гаzета.СПб».

Интересное интервью журналу «Русский репортер» дал лауреат премии «Авангард» 30-летний архитектор Федор Дубинников. Взгляд молодого проектировщика на современное состояние российской архитектуры назвать оптимистичным, увы, никак нельзя. Еще одна интересная беседа опубликована в журнале «Эксперт» – собеседником издания стал директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Владимир Княгинин, убежденный в том, что в самое ближайшее время структура и лицо современного города кардинально изменятся. 

В канун майских праздников в Москве два громких события произошли в сфере реставрации – открылись обновленная гостиница «Украина» и главный фасад Большого театра. Памятник регионального значения, гостиница внешне почти не изменилась, разве что была восстановлена обрушившаяся в 2007 году башенка. А вот внутри полностью перестроен холл, и помпезный интерьер сталинского времени дополнен целым рядом новых скульптур и полотен, пишут «Известия». Главной же интригой открытия стала настоятельная рекомендация московского мэра владельцам гостиницы вернуть ей историческое название. «Российская газета» напоминает, что еще несколько лет назад городские власти за неимением денег на обновление «Украины» думали перепрофилировать высотку в офисный центр. Накануне 9 мая также состоялось открытие главного фасада Большого театра, которому возвращен исторический золотисто-песочный цвет. О первоначальных замыслах архитектора Кавоса и так и не готовой квадриге Аполлона подробно рассказывает газета «Время новостей».

Предпраздничная суета и многочисленные городские мероприятия притормозили всякую активность в архитектурной сфере, в том числе и выставочную. Всего одна небольшая, но любопытная экспозиция «Восстановление северных деревянных храмов» открылась в начале мая в притворе храма святой мученицы Татианы при МГУ, сообщает портал «Татьянин день». На Русском Севере сейчас имеется около 300 деревянных церквей и примерно столько же часовен, цитирует портал архитектора Андрея Бодэ, и почти все они оказались заброшены. В отсутствие государственной программы спасти их может только частная инициатива – выставка рассказывает про опыт подобных экспедиций.

Коснувшись темы культовых сооружений, нельзя обойти и одну из главных дискуссий нынешнего года – готовящийся закон о реституции. В интервью «Коммерсанту» заместитель министра экономического развития РФ Игорь Манылов рассказал о новом проекте федерального закона, который уже в мае будет передан в Госдуму. По словам чиновника, теперь законопроект сосредоточен, в основном, на механизме передачи недвижимого имущества: церковь получит полное право распоряжаться зданиями и землями под ним так, как пожелает, в том числе и сдавать в аренду. Музейные и культурные ценности, хранящиеся в культовых сооружениях, остаются в ведении охранного законодательства.

Подводя итог первой половины мая, надо сказать, что несмотря на обилие выходных и праздничных дней, архитектурное сообщество переживало печальные известия и неожиданные удары. Внезапная кончина Сергея Киселева стала главным из них. Защитники исторической Москвы были обескуражены решением Мосгордумы принять, несмотря на многочисленные протесты, Актуализированный генплан. А пожар в псковском кремле в очередной раз продемонстрировал, в насколько плачевном состоянии находятся памятники истории и культуры в РФ, причем даже те, кто претендует на статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
zooming
Сергей Киселев (1954-2010)
Архитектор:
Сергей Киселев

15 Мая 2010

Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.