Накануне и в период майских праздников профессиональная пресса, в основном, выступала по грустным и тревожным поводам. Скандальный генплан развития Москвы до 2025 года все-таки был принят Мосгордумой, в Пскове сгорел знаменитый кремль, а в одной из клиник Израиля 9 мая скоропостижно скончался знаменитый российский архитектор Сергей Киселев. Об этих и других событиях начала мая читайте в нашем новом обзоре прессы.
Сергей Киселев (1954-2010)
Самой трагической новостью начала мая, безусловно, стало известие о смерти одного из наиболее известных современных российских архитекторов Сергея Киселева. Сергей Борисович скончался 9 мая на 57 году жизни, и эта утрата стала для профессионального сообщества не только невосполнимой, но и глубоко шокирующей – все, кто знали архитектора лично, не могли даже заподозрить, что этот всегда энергичный и отзывчивый человек неизлечимо болен. Некролог на Сергея Киселева опубликовал, в частности, .
Главной темой газетных публикаций конца апреля оставался Актуализированный генеральный план развития Москвы до 2025 года. После скандала в Общественной палате РФ, о котором мы писали в прошлый раз, у противников документа возникла слабая надежда на отсрочку, однако уже 5 мая Мосгордума в третьем и окончательном чтении приняла проект. Теперь дело за подписью мэра. Сорвать заседание надеялась толпа активистов, собравшихся под стенами Мосгордумы, но ей это не удалось, не смогла воспрепятствовать принятию генплана и фракция КПРФ, единственная в законодательном собрании Москвы выступавшая против этого документа. О знаменательном для градостроительного развития Москвы событии написали почти все центральные газеты -- , , и .
Пожалуй, теперь градозащитникам остается уповать лишь на поправки, которые мэр, по его словам, согласен принимать. Утешение, правда, слабое: те из подготовленных движением «Архнадзор» поправок, что были учтены редакторами законопроекта, его суть не изменили. Генплан по-прежнему не видит исторического города, заявляет главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак. Одной из ключевых проблем принятого документа , поэтому он оказался безальтернативным и ущербным.
В то время как столичные депутаты принимали скандальный генплан, мэр Москвы Юрий Лужков встречался с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, и главной темой их переговоров стали именно вопросы градостроительства. Дело в том, что российская столица окажет Каракасу содействие в разработке генерального плана развития этого города. О том, как именно это будет сделано, московский мэр подробно рассказал журналистам. Юрия Лужкова .
Не менее обсуждаемыми в последние три недели стали события в Пскове, где 23 апреля горел кремль. Пожар начался с кровли Власьевской башни Псковского кремля, в которой располагался ресторан «Белая Русь», а затем перекинулся на Рыбницкую башню, . Сгоревшие шатры восстановимы, считают эксперты, но на это потребуется 22 миллиона рублей. В ходе расследования обстоятельств пожара выяснилось, что и до этого трагического события состояние псковского ансамбля было плачевным, хотя в начале этого года он стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом . Еще один пожар случился в Омске, где сгорел жилой дом на ул. Маяковского, один из первых экспериментальных кооперативных домов, построенных для советских рабочих в 1920-30-е годы. Об этом сообщили и .
Новые испытания ожидают и многострадальный памятник федерального значения – остров «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. В июне правительство города собирается объявить уже третий по счету инвестиционный конкурс на проект реконструкции острова. В ходе «реновации», продолжавшейся после победы проекта Нормана Фостера в международном конкурсе 2006 года и до банкротства инвестора Шалвы Чигиринского, ансамбль уже понес значительные потери, среди которых, например, ошибочно снесенные Опытовый бассейн кораблестроителя Крылова и здание радиостанции времен Первой Мировой войны, пишут и . Но главное – реализация прежнего проекта основывалась на временно действующем регламенте застройки Петербурга, в то время как сейчас приняты новые правила землепользования и застройки, по которым остров попал в охранную зону. Так что никакой ясности относительно того, что может быть построено в «Новой Голландии», пока нет. Подробнее об этом рассказывает .
Интересное интервью дал лауреат премии «Авангард» 30-летний архитектор Федор Дубинников. Взгляд молодого проектировщика на современное состояние российской архитектуры назвать оптимистичным, увы, никак нельзя. Еще одна интересная беседа опубликована – собеседником издания стал директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Владимир Княгинин, убежденный в том, что в самое ближайшее время структура и лицо современного города кардинально изменятся.
В канун майских праздников в Москве два громких события произошли в сфере реставрации – открылись обновленная гостиница «Украина» и главный фасад Большого театра. Памятник регионального значения, гостиница внешне почти не изменилась, разве что была восстановлена обрушившаяся в 2007 году башенка. А вот внутри полностью перестроен холл, и помпезный интерьер сталинского времени дополнен целым рядом новых скульптур и полотен, . Главной же интригой открытия стала настоятельная рекомендация московского мэра владельцам гостиницы вернуть ей историческое название. , что еще несколько лет назад городские власти за неимением денег на обновление «Украины» думали перепрофилировать высотку в офисный центр. Накануне 9 мая также состоялось открытие главного фасада Большого театра, которому возвращен исторический золотисто-песочный цвет. О первоначальных замыслах архитектора Кавоса и так и не готовой квадриге Аполлона .
Предпраздничная суета и многочисленные городские мероприятия притормозили всякую активность в архитектурной сфере, в том числе и выставочную. Всего одна небольшая, но любопытная экспозиция «Восстановление северных деревянных храмов» открылась в начале мая в притворе храма святой мученицы Татианы при МГУ, . На Русском Севере сейчас имеется около 300 деревянных церквей и примерно столько же часовен, цитирует портал архитектора Андрея Бодэ, и почти все они оказались заброшены. В отсутствие государственной программы спасти их может только частная инициатива – выставка рассказывает про опыт подобных экспедиций.
Коснувшись темы культовых сооружений, нельзя обойти и одну из главных дискуссий нынешнего года – готовящийся закон о реституции. В заместитель министра экономического развития РФ Игорь Манылов рассказал о новом проекте федерального закона, который уже в мае будет передан в Госдуму. По словам чиновника, теперь законопроект сосредоточен, в основном, на механизме передачи недвижимого имущества: церковь получит полное право распоряжаться зданиями и землями под ним так, как пожелает, в том числе и сдавать в аренду. Музейные и культурные ценности, хранящиеся в культовых сооружениях, остаются в ведении охранного законодательства.
Подводя итог первой половины мая, надо сказать, что несмотря на обилие выходных и праздничных дней, архитектурное сообщество переживало печальные известия и неожиданные удары. Внезапная кончина Сергея Киселева стала главным из них. Защитники исторической Москвы были обескуражены решением Мосгордумы принять, несмотря на многочисленные протесты, Актуализированный генплан. А пожар в псковском кремле в очередной раз продемонстрировал, в насколько плачевном состоянии находятся памятники истории и культуры в РФ, причем даже те, кто претендует на статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.