Награда ордена хранителей

15 апреля в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы состоялась церемония вручения третьей премии имени Алексея Комеча за общественно значимую гражданскую позицию в деле сохранения культурного наследия. Награда была присуждена депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга, основателю первого общественного движения за сохранение исторического облика Северной столицы Алексею Ковалеву.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

17 Апреля 2010
mainImg
0 Премия имени Алексея Комеча была учреждена три года назад Государственным Институтом искусствознания, Библиотекой иностранной литературы и издательством «Северный паломник». Это награда сразу стала очень престижной и не только потому, что носит имя Алексея Ильича, одного из главных идеологов современного движения за сохранение наследия, человека, к которому за его исключительную честность и профессионализм испытывают глубокое уважение не только его соратники, но и оппоненты. Авторитет премии, в первую очередь, основан на том, что она присуждается самим профессиональным сообществом. За два предшествующих года наградой были отмечены профессор МАрхИ Наталья Душкина и директор ульяновского музея-заповедника Александр Зубов, чьи заслуги на поприще борьбы за архитектурное наследие нельзя переоценить.

Нынешний лауреат Алексей Ковалев, по словам его питерского соратника, заместителя председателя петербургского отделения ВООПиК Александра Кононова, личность легендарная, поскольку именно он стоял у истоков первого общественного движения северной столицы – т.н. группы спасения памятников Ленинграда. В 1986 году группа провела две шумные кампании в защиту Дома Дельвига и гостиницы «Англетер». В начале1990-х Алексей Ковалев стал депутатом ЗАКСа, и по сей день он единственный народный избранник тогдашнего созыва, который  до сих пор переизбирается за свою честную и твердую позицию в отношении наследия.

Церемонии награждения предшествовал круглый стол, тему которого организаторы сформулировали как «Сохранение культурного наследия и гражданское общество». С центральным докладом на этой дискуссии выступил Алексей Ковалев. Он рассказал, что сегодня главным предметом его забот является обновленный федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Напомним, в текст закона внесен целый ряд изменений, которые уже одобрены Госдумой РФ в первом чтении, но вызывают самые серьезные опасения у защитников наследия. Так, Алексей Ковалев убежден: «В своей нынешней редакции  этот документ способен положить конец какой-либо охране объектов наследия». Он подчеркнул, что в состав рабочей группы, которая год назад начала работу над «переписыванием» закона, не вошел ни один специалист по защите наследия, а многочисленные замечания экспертов законотворцами попросту игнорировались. В результате этот документ полон перекосов. В частности, в нем неплохо проработаны вопросы гражданско-правовых обременений и регистрации объектов, однако отсутствует положение об обязательном археологическом обследовании осваиваемых земель, и «скомкан» весь раздел, посвященный реставрации. В последнем даже появился вопиющий термин «капитальный ремонт памятника архитектуры». Но самым опасным для наследия, по мнению Алексея Ковалева, является вводимое в закон новое понятие «земельного участка», которым подменяется традиционная «территория памятника».

В целом, по мнению участников дискуссии, создается едва ли не абсурдная ситуация: новый закон будет не помогать, а мешать охранять объекты наследия. Если сейчас эту катастрофу еще как-то и можно предотвратить, то только с помощью профессионально составленных поправок. Для их разработки в настоящее время формируется экспертная группа, куда, как надеется Алексей Ковалев, все-таки войдут и защитники наследия.

Участники дискуссии не случайно сосредоточились, главным образом, на проблемах законодательства, поскольку всевозможные локальные конфликты вырастают из общегосударственной, изначально ущербной системы охраны памятников. Дополняя выступление Алексея Ковалева о проекте нового закона, Рустам Рахматуллин напомнил о появлении в этом документе нового положения о государственной историко-культурной экспертизе, которую теперь смогут осуществлять не методические советы при органах охраны памятников, а любой отдельно взятый эксперт. Впрочем, справедливости ради Рахматуллин заметил, что и нынешняя экспертиза отнюдь не гарантирует соблюдение интересов объектов историко-культурного наследия, в качестве примера напомнив собравшимся историю о том, что только обнародование фиктивных экспертиз палат Гурьевых в Потаповском переулке помогло «Архнадзору» спасти их от разрушения.

Впрочем, не только чиновники и инвесторы попирают интересы объектов наследия. Как ни парадоксально это звучит, нередко случает, что в аналогичной роли выступает и руководство учреждений культуры.  Как напомнили собравшимся представители «Архнадзора», инициаторами губительных для подлинных объектов истории реконструкций выступали и театр «Геликон-опера», и московская консерватория, и ГМИИ им. АС.Пушкина. Директор последнего Ирина Антонова тут же выступила в защиту проекта реконструкции своего музея: «Не надо превращать меня во врага наследия! Нельзя слушать только общественные движения и все государственные структуры объявлять коррумпированными!». Ирина Александровна уверена, что в случае с подземным строительством музея слепое следование букве закона есть не что иное, как «обычная бюрократия».

Еще одной проблемой нынешней системы охраны памятников участники круглого стола назвали то, что целые пласты отечественного культурного наследия вообще ею не охвачены. Речь идет, например, о деревянном храмовом и усадебном зодчестве, остатков которого мы, по убеждению историка архитектуры Михаила Мильчика, лишимся в ближайшие 10 лет. Процесс может приостановить развитие системы национальных парков и проведение противоаварийных работ, но поскольку на то и другое в ближайшие годы вряд ли будут выделены какие-либо средства, историкам остается лишь фиксировать текущее состояние объектов и бережно хранить память о них.

Определенный оптимизм, конечно, внушают набирающие в последние годы силу общественные движения в защиту наследия. Однако деятельность МАПСа, «Архнадзора», Фонда возрождения русской усадьбы и других организаций пока лишь догоняет разрушительный процесс, отвоевывая отдельные памятники. Наталья Душкина, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века, считает, что сегодня мы сталкиваемся с изменением самих основ систем охраны памятников и их реставрации. В частности, и в Европе и у нас теперь считается, что самым ценным является не форма памятника, а его суть, причем суть, находящаяся в постоянном развитии. Фактически это означает, что архитектуру прошлого совсем не обязательно поддерживать в ее изначальном состоянии, достаточно дать ей возможность жить и развиваться вместе с городом. По мнению Натальи Душкиной, такие умонастроения можно считать откатом во всей  теории и методологии реставрации на 150 лет назад, во времена Виоле-ле-Дюка.

Впрочем, пока это, скорее, дискуссия, а вот на практике, как заметил Лев Лифшиц, председатель жюри премии, «памятники у нас преследуют так же, как людей, потому что в подлинном памятнике заключена истина, и с ней надо либо считаться, либо уничтожать…». И, бесспорно, особенно важно, что в жесткой полемике общества и власти относительно охраны памятников, за наследие решаются выступать не только журналисты и историки, но и представители власти. Как раз таким человеком и является нынешний лауреат премии Комеча Алексей Ковалев. Кроме заслуг бесстрашного петербуржца, жюри премии решило посмертно отметить деятельность директора Государственного музея архитектуры им. Щусева Давида Саркисяна по сохранению московского архитектурного наследия.
Лауреат премии Алексей Ковалев. Фото Натальи Коряковской
Андрей Бусыгин, Алексей Ковалев и Лев Лифшиц
Лев Лифшиц, Екатерина Гениева и Дмитрий Трубочкин вручают награду лауреату.
Алексей Ковалев, Лев Лифшиц, Андрей Бусыгин
Екатерина Гениева и Петер Нойвер
Александр Ильич Комеч
Выступает Рустам Рахматуллин
Выступает Александр Кононов

17 Апреля 2010

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Пресса: Премия Комеча для защитников памятников архитектуры
Забота о сохранности памятников – «лакмусовая бумажка» состояния гражданского общества в любой стране мира. В сегодняшней России этот индикатор свидетельствует о том, что среда потеряла прежнюю нейтральность. Об этом говорили участники круглого стола, прошедшего в Государственной библиотеке иностранной литературы. Рассказывают «Новости культуры».
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.