Острова погибших иллюзий

Начало февраля оказалось богатым на громкие и тревожные новости. Власти Москвы заявили о своем намерении снести элитный коттеджный поселок «Остров фантазии» и закончить реконструкцию дворца Алексея Михайловича, а власти Санкт-Петербурга поменяли автора реконструкции «Новой Голландии» c Нормана Фостера на Михаила Посохина. Этот же архитектор теперь связан и с громким девелоперским проектом «Золотой остров». Об этом - очередной обзор прессы.

mainImg

В начале месяца власти Санкт-Петербурга официально отказались от проекта реконструкции «Новой Голландии», выполненного Норманом Фостером. Напомним, что в 2006 году британский архитектор в тандеме с девелопером Шалвой Чигиринским участвовал в инвестиционно-архитектурном конкурсе, и тогда этот проект, реализация которого оценивалась примерно в $800 млн, был признан самым лучшим. Четыре же года спустя  фостеровский Дворец фестивалей в виде звезды называют не иначе, как «неадекватным».

Впрочем, после многолетних перипетий с выбором самого «адекватного» проекта нового здания Мариинского театра такой поворот событий мало кого может удивить. Невероятным кажется другое – новую концепцию реконструкции Новой Голландии инвестор (не Чигиринский, чьи счета в настоящий момент арестованы, а его партнер по СТ «Новая Голландия» Игорь Кесаев) заказал «Моспроекту-2» и лично его руководителю Михаилу Посохину. Об этом первой сообщила газета «КоммерсантЪ», и, по ее сведениям, вместо сложносочиненного комплекса Нормана Фостера глава «Моспроекта-2» собирается строить единый упрощенный корпус, а также устроить новую арку в стене «Новой Голландии» (памятника архитектуры XVIII в.) со стороны Адмиралтейского канала.

Не менее неожиданным выглядело назначение этого же архитектора на два московских долгостроя – «Зарядье» и «Золотой остров». Григорий Ревзин в «Коммерсанте» охарактеризовал эту новость как «поворот в столичном строительстве». По мнению критика, Фостер лишился проекта в «Зарядье» в силу того, что права на него принадлежат также Шалве Чигиринскому, с которым с августа 2009 года затяжной имущественный конфликт ведет Елена Батурина. Проектирование же «Золотого острова» затягивается по еще более банальной причине: компания «Гута-Девелопмент» не брала этот участок в аренду, а приобрела в собственность, и, соответственно, может никуда не торопиться. Таким образом, назначение Михаила Посохина главным архитектором проекта, полагает Ревзин, выглядит скорее как политический ход, а не реальное проектирование: «Скажешь кому-нибудь — будешь баловаться, Посохина позову — и, глядишь, что-то сдвинется», – заключает автор статьи.

Между тем главное произведение Михаила Посохина 2000-х годов и любимое детище московского мэра – музей-заповедник «Царицыно», признанное в 2008 году лучшим реализованным проектом реставрации и реконструкции в Москве, дало трещину в буквальном смысле этого слова. Об этом неожиданно стало известно на заседании Правительства Москвы, посвященном реализации программы перспективного развития музея-заповедника «Царицыно» на 2006–2008 годы и определению задач на 2010–2012 годы. Руководитель городского департамента культуры Сергей Худяков озвучил заключение Мосжилинспекции о неудовлетворительном качестве строительных работ на восстановленных в «Царицыно» памятниках. Как сообщает Газета.ру, чиновникам была обрисована весьма безрадостная картина: стены дворцов покрыты трещинами и заражены грибком, из неутепленных слуховых окон дует, а при сильных морозах температура в помещениях опускается до +2,5 градусов. На этой безрадостной ноте мэр Юрий Лужков прервал заседание («Надо было собирать заседание правительства, чтобы рассказать о протечках!») и объявил префекту Южного административного округа выговор, а директору музея-заповедника – строгий выговор «с предупреждением о неполном служебном соответствии». Претензий к стройкомплексу высказано не было.

Всю первую половину февраля продолжали накаляться страсти вокруг сноса частных домов в поселке «Речник». Однако на этом «новая экологическая политика» московских властей, направленная на ликвидацию всех поселений, построенных на «сомнительных юридических основаниях», не закончилась. Вслед за «Речником» город решил проверить законность поселка «Остров фантазий», расположенного на территории природно-исторического парка «Москворецкий» и облюбованного, без преувеличения, самыми состоятельными жителями столицы. После противоречивых заявлений о том, действительно ли существуют основания для сноса «Острова», Мосгордума все же узаконила его. По мнению газеты «Время новостей», тем самым был создан важный юридический прецедент: фактически город законодательно облегчил инвесторам освоение таких же лакомых заповедных мест.

Пока внимание общественности было приковано к имущественным конфликтам вокруг «Речника», «Острова фантазий» и «Сокола», в самом центре Москвы, под видом расширения галереи художника Александра Шилова, было закончено возведение 5-этажного бизнес-центра и элитного жилого дома. Как напоминает «Газета», ради этого строительства на Знаменке были снесены сразу несколько исторически ценных объектов.

Начало февраля вообще оказалось богато на новости, так или иначе связанные с громкими проектами реставрации. Так, руководитель реконструкции Большого театра Яков Саркисов покинул свой пост. Причиной внезапного ухода с должности стал конфликт Саркисова с мэром Москвы Юрием Лужковым, которому категорически не понравилась идея сделать под театром один концертный зал вместо фойе и зала для репетиций. Об этом сообщают «Газета»  и «Независимая газета».
Как известно, под личный контроль московский мэр взял и другую «культурную» стройку – деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Как пишут «Известия», несмотря на летнее заявление Юрия Лужкова о том, что у него нет денег на проект, внезапно подорожавший почти на 20%, недавно рабочие приступили к внутренней отделке этого объекта и обещают частично открыть дворец уже в сентябре 2010 года.

В начале февраля внимание всех крупных СМИ привлекла и еще одна, куда более «скромная» реставрационная история. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря открылась выставка «Небеса ручной работы», на которой представлены расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка – заповедника деревянного зодчества XVIII-XIX веков. Для них архитектор Юрий Аввакумов соорудил специальные каркасы, имитирующие перекрытия северорусских деревянных часовен. На выставке побывали корреспонденты «Коммерсанта»«Времени новостей»«Известий»

Другая громкая тема начала года – церковная реституция. О противоречии между заявлениями о возвращении музейных ценностей церкви и действующими в нашей стране законами пишет Константин Михайлов в журнале «Огонек»
В числе претендентов на передачу РПЦ обнаружились здания других конфессий, например католический кафедральный собор Калининграда или переданный на днях РПЦ региональными властями замок Тевтонского ордена Георгенбург, о чем написала «Незавимая газета».  Не иначе как «произволом» называет реституцию приложение «НГ Религии», сравнивая нынешнюю ситуацию с опытом зарубежных стран.

Возвращаясь к московской архитектурной жизни, стоит отметить, что ко всем вышеперечисленным «архитектурным» заботам столичного мэра, лично курирующим многие «знаковые» стройки, в феврале прибавилась и Хитровская площадь. Следуя закону, мэр защитил этот объект наследия, подвергшийся новогодней атаке инвестора, приостановив своим решением от 5 февраля реализацию инвестконтракта с ООО «ДС Девелопмент». Однако уже 8 февраля строительные работы возобновились, сообщают «Газета»  и «Новая газета».

И, как показало начало этого месяца, подобная практика процветает и в регионах. «Новая газета» опубликовала сразу две статьи, посвященные подобным конфликтам – в Ярославле и Казани. На знаменитой площади Волкова, прямо рядом со Знаменской башней, которая, как и весь исторический центр Ярославля, с 2005 года взята под охрану ЮНЕСКО, ничто не в силах остановить рытье котлована под строительство торгово-развлекательного центра. А в Казани только что закончено строительство потрясающего воображение своим размахом и благолепием здания Министерства сельского хозяйства республики всего в двухстах метрах от Казанского кремля, т.е. непосредственно в охранной зоне объекта культурного наследия ЮНЕСКО.

Как написал в своей статье архитектор Юрий Аввакумов, «мы так увлеченно строили самый лучший город в мире, богатый и здоровый, что не заметили, как вырастили старого, больного монстра, которому пора на кладбище». Эта небольшая статья на портале «Грани.ру» была опубликована по итогам митинга защитников наследия, который «Архнадзор» провел 6 февраля. На митинг собралось более 500 человек, сообщают «Новая газета» и телеканал «Культура». С обширным отчетом об этом мероприятии можно ознакомиться в отчете самого «Архнадзора».

Предчувствия января не обманули: ближе к концу зимы строительная деятельность активизировалась на многих ранее замороженных проектах. Более того, на самые громкие из них был привлечен один из самых спорных и одновременно влиятельных проектировщиков современности Михаил Посохин. Власти также изо всех сил «подгоняют» реализацию двух крупных московских «реставраций» – Большого театра, который с увольнением Якова Саркисова снова грозит оказаться в тупике, и дворца Алексея Михайловича в Коломенском. И, кажется, чиновники уже забыли о том, что точно так же они в свое время стремились как можно быстрее отстроить «Царицыно». То, что подобная спешка грозит обернуться для памятника разрушительными последствиями, в нынешнем месяце стало особенно очевидно благодаря скандалу, случившемуся на заседании городского правительства. Однако не менее показателен и использованный властями способ решения проблем. Чиновники со всей очевидностью продемонстрировали, что темпы реконструкции снижать не намерены и, при необходимости, всегда смогут найти крайних, ответственных за ее качество.

zooming
Проект застройки «Зарядья» Нормана Фостера

12 Февраля 2010

Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.