Острова погибших иллюзий

Начало февраля оказалось богатым на громкие и тревожные новости. Власти Москвы заявили о своем намерении снести элитный коттеджный поселок «Остров фантазии» и закончить реконструкцию дворца Алексея Михайловича, а власти Санкт-Петербурга поменяли автора реконструкции «Новой Голландии» c Нормана Фостера на Михаила Посохина. Этот же архитектор теперь связан и с громким девелоперским проектом «Золотой остров». Об этом - очередной обзор прессы.

mainImg

В начале месяца власти Санкт-Петербурга официально отказались от проекта реконструкции «Новой Голландии», выполненного Норманом Фостером. Напомним, что в 2006 году британский архитектор в тандеме с девелопером Шалвой Чигиринским участвовал в инвестиционно-архитектурном конкурсе, и тогда этот проект, реализация которого оценивалась примерно в $800 млн, был признан самым лучшим. Четыре же года спустя  фостеровский Дворец фестивалей в виде звезды называют не иначе, как «неадекватным».

Впрочем, после многолетних перипетий с выбором самого «адекватного» проекта нового здания Мариинского театра такой поворот событий мало кого может удивить. Невероятным кажется другое – новую концепцию реконструкции Новой Голландии инвестор (не Чигиринский, чьи счета в настоящий момент арестованы, а его партнер по СТ «Новая Голландия» Игорь Кесаев) заказал «Моспроекту-2» и лично его руководителю Михаилу Посохину. Об этом первой сообщила газета «КоммерсантЪ», и, по ее сведениям, вместо сложносочиненного комплекса Нормана Фостера глава «Моспроекта-2» собирается строить единый упрощенный корпус, а также устроить новую арку в стене «Новой Голландии» (памятника архитектуры XVIII в.) со стороны Адмиралтейского канала.

Не менее неожиданным выглядело назначение этого же архитектора на два московских долгостроя – «Зарядье» и «Золотой остров». Григорий Ревзин в «Коммерсанте» охарактеризовал эту новость как «поворот в столичном строительстве». По мнению критика, Фостер лишился проекта в «Зарядье» в силу того, что права на него принадлежат также Шалве Чигиринскому, с которым с августа 2009 года затяжной имущественный конфликт ведет Елена Батурина. Проектирование же «Золотого острова» затягивается по еще более банальной причине: компания «Гута-Девелопмент» не брала этот участок в аренду, а приобрела в собственность, и, соответственно, может никуда не торопиться. Таким образом, назначение Михаила Посохина главным архитектором проекта, полагает Ревзин, выглядит скорее как политический ход, а не реальное проектирование: «Скажешь кому-нибудь — будешь баловаться, Посохина позову — и, глядишь, что-то сдвинется», – заключает автор статьи.

Между тем главное произведение Михаила Посохина 2000-х годов и любимое детище московского мэра – музей-заповедник «Царицыно», признанное в 2008 году лучшим реализованным проектом реставрации и реконструкции в Москве, дало трещину в буквальном смысле этого слова. Об этом неожиданно стало известно на заседании Правительства Москвы, посвященном реализации программы перспективного развития музея-заповедника «Царицыно» на 2006–2008 годы и определению задач на 2010–2012 годы. Руководитель городского департамента культуры Сергей Худяков озвучил заключение Мосжилинспекции о неудовлетворительном качестве строительных работ на восстановленных в «Царицыно» памятниках. Как сообщает Газета.ру, чиновникам была обрисована весьма безрадостная картина: стены дворцов покрыты трещинами и заражены грибком, из неутепленных слуховых окон дует, а при сильных морозах температура в помещениях опускается до +2,5 градусов. На этой безрадостной ноте мэр Юрий Лужков прервал заседание («Надо было собирать заседание правительства, чтобы рассказать о протечках!») и объявил префекту Южного административного округа выговор, а директору музея-заповедника – строгий выговор «с предупреждением о неполном служебном соответствии». Претензий к стройкомплексу высказано не было.

Всю первую половину февраля продолжали накаляться страсти вокруг сноса частных домов в поселке «Речник». Однако на этом «новая экологическая политика» московских властей, направленная на ликвидацию всех поселений, построенных на «сомнительных юридических основаниях», не закончилась. Вслед за «Речником» город решил проверить законность поселка «Остров фантазий», расположенного на территории природно-исторического парка «Москворецкий» и облюбованного, без преувеличения, самыми состоятельными жителями столицы. После противоречивых заявлений о том, действительно ли существуют основания для сноса «Острова», Мосгордума все же узаконила его. По мнению газеты «Время новостей», тем самым был создан важный юридический прецедент: фактически город законодательно облегчил инвесторам освоение таких же лакомых заповедных мест.

Пока внимание общественности было приковано к имущественным конфликтам вокруг «Речника», «Острова фантазий» и «Сокола», в самом центре Москвы, под видом расширения галереи художника Александра Шилова, было закончено возведение 5-этажного бизнес-центра и элитного жилого дома. Как напоминает «Газета», ради этого строительства на Знаменке были снесены сразу несколько исторически ценных объектов.

Начало февраля вообще оказалось богато на новости, так или иначе связанные с громкими проектами реставрации. Так, руководитель реконструкции Большого театра Яков Саркисов покинул свой пост. Причиной внезапного ухода с должности стал конфликт Саркисова с мэром Москвы Юрием Лужковым, которому категорически не понравилась идея сделать под театром один концертный зал вместо фойе и зала для репетиций. Об этом сообщают «Газета»  и «Независимая газета».
Как известно, под личный контроль московский мэр взял и другую «культурную» стройку – деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Как пишут «Известия», несмотря на летнее заявление Юрия Лужкова о том, что у него нет денег на проект, внезапно подорожавший почти на 20%, недавно рабочие приступили к внутренней отделке этого объекта и обещают частично открыть дворец уже в сентябре 2010 года.

В начале февраля внимание всех крупных СМИ привлекла и еще одна, куда более «скромная» реставрационная история. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря открылась выставка «Небеса ручной работы», на которой представлены расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка – заповедника деревянного зодчества XVIII-XIX веков. Для них архитектор Юрий Аввакумов соорудил специальные каркасы, имитирующие перекрытия северорусских деревянных часовен. На выставке побывали корреспонденты «Коммерсанта»«Времени новостей»«Известий»

Другая громкая тема начала года – церковная реституция. О противоречии между заявлениями о возвращении музейных ценностей церкви и действующими в нашей стране законами пишет Константин Михайлов в журнале «Огонек»
В числе претендентов на передачу РПЦ обнаружились здания других конфессий, например католический кафедральный собор Калининграда или переданный на днях РПЦ региональными властями замок Тевтонского ордена Георгенбург, о чем написала «Незавимая газета».  Не иначе как «произволом» называет реституцию приложение «НГ Религии», сравнивая нынешнюю ситуацию с опытом зарубежных стран.

Возвращаясь к московской архитектурной жизни, стоит отметить, что ко всем вышеперечисленным «архитектурным» заботам столичного мэра, лично курирующим многие «знаковые» стройки, в феврале прибавилась и Хитровская площадь. Следуя закону, мэр защитил этот объект наследия, подвергшийся новогодней атаке инвестора, приостановив своим решением от 5 февраля реализацию инвестконтракта с ООО «ДС Девелопмент». Однако уже 8 февраля строительные работы возобновились, сообщают «Газета»  и «Новая газета».

И, как показало начало этого месяца, подобная практика процветает и в регионах. «Новая газета» опубликовала сразу две статьи, посвященные подобным конфликтам – в Ярославле и Казани. На знаменитой площади Волкова, прямо рядом со Знаменской башней, которая, как и весь исторический центр Ярославля, с 2005 года взята под охрану ЮНЕСКО, ничто не в силах остановить рытье котлована под строительство торгово-развлекательного центра. А в Казани только что закончено строительство потрясающего воображение своим размахом и благолепием здания Министерства сельского хозяйства республики всего в двухстах метрах от Казанского кремля, т.е. непосредственно в охранной зоне объекта культурного наследия ЮНЕСКО.

Как написал в своей статье архитектор Юрий Аввакумов, «мы так увлеченно строили самый лучший город в мире, богатый и здоровый, что не заметили, как вырастили старого, больного монстра, которому пора на кладбище». Эта небольшая статья на портале «Грани.ру» была опубликована по итогам митинга защитников наследия, который «Архнадзор» провел 6 февраля. На митинг собралось более 500 человек, сообщают «Новая газета» и телеканал «Культура». С обширным отчетом об этом мероприятии можно ознакомиться в отчете самого «Архнадзора».

Предчувствия января не обманули: ближе к концу зимы строительная деятельность активизировалась на многих ранее замороженных проектах. Более того, на самые громкие из них был привлечен один из самых спорных и одновременно влиятельных проектировщиков современности Михаил Посохин. Власти также изо всех сил «подгоняют» реализацию двух крупных московских «реставраций» – Большого театра, который с увольнением Якова Саркисова снова грозит оказаться в тупике, и дворца Алексея Михайловича в Коломенском. И, кажется, чиновники уже забыли о том, что точно так же они в свое время стремились как можно быстрее отстроить «Царицыно». То, что подобная спешка грозит обернуться для памятника разрушительными последствиями, в нынешнем месяце стало особенно очевидно благодаря скандалу, случившемуся на заседании городского правительства. Однако не менее показателен и использованный властями способ решения проблем. Чиновники со всей очевидностью продемонстрировали, что темпы реконструкции снижать не намерены и, при необходимости, всегда смогут найти крайних, ответственных за ее качество.

zooming
Проект застройки «Зарядья» Нормана Фостера

12 Февраля 2010

Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.