Начало февраля оказалось богатым на громкие и тревожные новости. Власти Москвы заявили о своем намерении снести элитный коттеджный поселок «Остров фантазии» и закончить реконструкцию дворца Алексея Михайловича, а власти Санкт-Петербурга поменяли автора реконструкции «Новой Голландии» c Нормана Фостера на Михаила Посохина. Этот же архитектор теперь связан и с громким девелоперским проектом «Золотой остров». Об этом - очередной обзор прессы.
Проект застройки «Зарядья» Нормана Фостера
В начале месяца власти Санкт-Петербурга официально отказались от проекта реконструкции «Новой Голландии», выполненного Норманом Фостером. Напомним, что в 2006 году британский архитектор в тандеме с девелопером Шалвой Чигиринским участвовал в инвестиционно-архитектурном конкурсе, и тогда этот проект, реализация которого оценивалась примерно в $800 млн, был признан самым лучшим. Четыре же года спустя фостеровский Дворец фестивалей в виде звезды называют не иначе, как «неадекватным».
Впрочем, после многолетних перипетий с выбором самого «адекватного» проекта нового здания Мариинского театра такой поворот событий мало кого может удивить. Невероятным кажется другое – новую концепцию реконструкции Новой Голландии инвестор (не Чигиринский, чьи счета в настоящий момент арестованы, а его партнер по СТ «Новая Голландия» Игорь Кесаев) заказал «Моспроекту-2» и лично его руководителю Михаилу Посохину. Об этом первой сообщила газета «КоммерсантЪ», и, по ее сведениям, вместо сложносочиненного комплекса Нормана Фостера глава «Моспроекта-2» собирается строить единый упрощенный корпус, а также устроить новую арку в стене «Новой Голландии» (памятника архитектуры XVIII в.) со стороны Адмиралтейского канала.
Не менее неожиданным выглядело назначение этого же архитектора на два московских долгостроя – «Зарядье» и «Золотой остров». Григорий Ревзин в «Коммерсанте» охарактеризовал эту новость как «поворот в столичном строительстве». По мнению критика, Фостер лишился проекта в «Зарядье» в силу того, что права на него принадлежат также Шалве Чигиринскому, с которым с августа 2009 года затяжной имущественный конфликт ведет Елена Батурина. Проектирование же «Золотого острова» затягивается по еще более банальной причине: компания «Гута-Девелопмент» не брала этот участок в аренду, а приобрела в собственность, и, соответственно, может никуда не торопиться. Таким образом, назначение Михаила Посохина главным архитектором проекта, полагает Ревзин, выглядит скорее как политический ход, а не реальное проектирование: «Скажешь кому-нибудь — будешь баловаться, Посохина позову — и, глядишь, что-то сдвинется», – заключает автор статьи.
Между тем главное произведение Михаила Посохина 2000-х годов и любимое детище московского мэра – музей-заповедник «Царицыно», признанное в 2008 году лучшим реализованным проектом реставрации и реконструкции в Москве, дало трещину в буквальном смысле этого слова. Об этом неожиданно стало известно на заседании Правительства Москвы, посвященном реализации программы перспективного развития музея-заповедника «Царицыно» на 2006–2008 годы и определению задач на 2010–2012 годы. Руководитель городского департамента культуры Сергей Худяков озвучил заключение Мосжилинспекции о неудовлетворительном качестве строительных работ на восстановленных в «Царицыно» памятниках. Как сообщает Газета.ру, чиновникам была обрисована весьма безрадостная картина: стены дворцов покрыты трещинами и заражены грибком, из неутепленных слуховых окон дует, а при сильных морозах температура в помещениях опускается до +2,5 градусов. На этой безрадостной ноте мэр Юрий Лужков прервал заседание («Надо было собирать заседание правительства, чтобы рассказать о протечках!») и объявил префекту Южного административного округа выговор, а директору музея-заповедника – строгий выговор «с предупреждением о неполном служебном соответствии». Претензий к стройкомплексу высказано не было.
Всю первую половину февраля продолжали накаляться страсти вокруг сноса частных домов в поселке «Речник». Однако на этом «новая экологическая политика» московских властей, направленная на ликвидацию всех поселений, построенных на «сомнительных юридических основаниях», не закончилась. Вслед за «Речником» город решил проверить законность поселка «Остров фантазий», расположенного на территории природно-исторического парка «Москворецкий» и облюбованного, без преувеличения, самыми состоятельными жителями столицы. После противоречивых заявлений о том, действительно ли существуют основания для сноса «Острова», Мосгордума все же узаконила его. По мнению газеты «Время новостей», тем самым был создан важный юридический прецедент: фактически город законодательно облегчил инвесторам освоение таких же лакомых заповедных мест.
Пока внимание общественности было приковано к имущественным конфликтам вокруг «Речника», «Острова фантазий» и «Сокола», в самом центре Москвы, под видом расширения галереи художника Александра Шилова, было закончено возведение 5-этажного бизнес-центра и элитного жилого дома. Как напоминает «Газета», ради этого строительства на Знаменке были снесены сразу несколько исторически ценных объектов.
Начало февраля вообще оказалось богато на новости, так или иначе связанные с громкими проектами реставрации. Так, руководитель реконструкции Большого театра Яков Саркисов покинул свой пост. Причиной внезапного ухода с должности стал конфликт Саркисова с мэром Москвы Юрием Лужковым, которому категорически не понравилась идея сделать под театром один концертный зал вместо фойе и зала для репетиций. Об этом сообщают «Газета» и «Независимая газета». Как известно, под личный контроль московский мэр взял и другую «культурную» стройку – деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Как пишут «Известия», несмотря на летнее заявление Юрия Лужкова о том, что у него нет денег на проект, внезапно подорожавший почти на 20%, недавно рабочие приступили к внутренней отделке этого объекта и обещают частично открыть дворец уже в сентябре 2010 года.
В начале февраля внимание всех крупных СМИ привлекла и еще одна, куда более «скромная» реставрационная история. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря открылась выставка «Небеса ручной работы», на которой представлены расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка – заповедника деревянного зодчества XVIII-XIX веков. Для них архитектор Юрий Аввакумов соорудил специальные каркасы, имитирующие перекрытия северорусских деревянных часовен. На выставке побывали корреспонденты «Коммерсанта», «Времени новостей», «Известий».
Другая громкая тема начала года – церковная реституция. О противоречии между заявлениями о возвращении музейных ценностей церкви и действующими в нашей стране законами пишет Константин Михайлов в журнале «Огонек». В числе претендентов на передачу РПЦ обнаружились здания других конфессий, например католический кафедральный собор Калининграда или переданный на днях РПЦ региональными властями замок Тевтонского ордена Георгенбург, о чем написала «Незавимая газета». Не иначе как «произволом» называет реституцию приложение «НГ Религии», сравнивая нынешнюю ситуацию с опытом зарубежных стран.
Возвращаясь к московской архитектурной жизни, стоит отметить, что ко всем вышеперечисленным «архитектурным» заботам столичного мэра, лично курирующим многие «знаковые» стройки, в феврале прибавилась и Хитровская площадь. Следуя закону, мэр защитил этот объект наследия, подвергшийся новогодней атаке инвестора, приостановив своим решением от 5 февраля реализацию инвестконтракта с ООО «ДС Девелопмент». Однако уже 8 февраля строительные работы возобновились, сообщают «Газета» и «Новая газета».
И, как показало начало этого месяца, подобная практика процветает и в регионах. «Новая газета» опубликовала сразу две статьи, посвященные подобным конфликтам – в Ярославле и Казани. На знаменитой площади Волкова, прямо рядом со Знаменской башней, которая, как и весь исторический центр Ярославля, с 2005 года взята под охрану ЮНЕСКО, ничто не в силах остановить рытье котлована под строительство торгово-развлекательного центра. А в Казани только что закончено строительство потрясающего воображение своим размахом и благолепием здания Министерства сельского хозяйства республики всего в двухстах метрах от Казанского кремля, т.е. непосредственно в охранной зоне объекта культурного наследия ЮНЕСКО.
Как написал в своей статье архитектор Юрий Аввакумов, «мы так увлеченно строили самый лучший город в мире, богатый и здоровый, что не заметили, как вырастили старого, больного монстра, которому пора на кладбище». Эта небольшая статья на портале «Грани.ру» была опубликована по итогам митинга защитников наследия, который «Архнадзор» провел 6 февраля. На митинг собралось более 500 человек, сообщают «Новая газета» и телеканал «Культура». С обширным отчетом об этом мероприятии можно ознакомиться в отчете самого «Архнадзора».
Предчувствия января не обманули: ближе к концу зимы строительная деятельность активизировалась на многих ранее замороженных проектах. Более того, на самые громкие из них был привлечен один из самых спорных и одновременно влиятельных проектировщиков современности Михаил Посохин. Власти также изо всех сил «подгоняют» реализацию двух крупных московских «реставраций» – Большого театра, который с увольнением Якова Саркисова снова грозит оказаться в тупике, и дворца Алексея Михайловича в Коломенском. И, кажется, чиновники уже забыли о том, что точно так же они в свое время стремились как можно быстрее отстроить «Царицыно». То, что подобная спешка грозит обернуться для памятника разрушительными последствиями, в нынешнем месяце стало особенно очевидно благодаря скандалу, случившемуся на заседании городского правительства. Однако не менее показателен и использованный властями способ решения проблем. Чиновники со всей очевидностью продемонстрировали, что темпы реконструкции снижать не намерены и, при необходимости, всегда смогут найти крайних, ответственных за ее качество.
|