Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.11.2009

Хрустальная революция

Анна Мартовицкая
Мастерская:
PANACOM

О том, что понятия «русские народные промыслы» и «современный дизайн» не очень дружны между собой, знает каждый, кто хотя бы раз приобретал сувениры. Можно ли вдохнуть новую жизнь в то, что по праву составляет гордость отечественной культуры и истории? Арсений Леонович, архитектор бюро «Панаком», отвечает на этот вопрос утвердительно. В мае этого года в качестве приглашенного дизайнера ЗАО «Народные художественные промыслы» он начал работу по внедрению в отрасль современного дизайна в старейшем центре стекольной промышленности – городе Гусь-Хрустальный.

Коллекция Odisseia
Коллекция Odisseia
Свой персональный экономический кризис отрасль художественных промыслов пережила задолго до наступления общемирового. В начале 1990-х, вместе с последними приметами советского прошлого, в лету канула и инфраструктура сбыта продукции народных мастеров (то есть республиканские оптовые базы и сеть магазинов «Березка»). Более трехсот существовавших в стране заводов и фабрик фактически один на один столкнулись с новой экономикой: почти четверть закрылись сразу, еще столько же оказались на грани или даже за гранью банкротства, остальные также влачат весьма незавидное существование. Парадокс в том, что качественная сувенирная продукция востребована всегда, но предприятия, исконно занимающиеся ее изготовлением, убыточны.

Изменить патовую ситуацию пару лет назад взялась Москва. Нужно сказать, столица в этом кровно заинтересована: будучи главным туристическим центром страны, она как никакой другой город России нуждается в достаточном количестве качественных сувениров. Сегодня же в этом сегменте рынка преобладают подделки и контрафактная продукция (по оценкам экспертов, всего 6 процентов продающихся в Москве изделий народных промыслов – подлинные). Замысел городских властей прост: для того, чтобы художественные промыслы стали конкурентоспособными и приносили прибыль, необходимо наладить прямые контакты между производителями и потребителями. Естественно, для налаживания контакта нужно не только желание, но и место. И Москва его построила – комплекс «Народные художественные промыслы» возведен на северо-востоке Москвы на улице Зорге. Бюро «Панаком» было приглашено сначала для разработки проекта VIP-шоурума в этом комплексе, затем фирменного стиля для брэнда «Подари!», а затем Арсений Леонович принял предложение выступить в роли дизайн-десанта в российскую глубинку.

Творческое сотрудничество с заводом в Гусь-Хрустальном началось в мае этого года, и первые созданные Арсением коллекции дизайнерских ваз уже поступают в продажу. Они носят подчеркнуто интернациональные названия – Dolce Vita, Odysseia, Enigma, – и рассчитаны на элитный сегмент рынка.

«Хрустальная ваза» – это своего рода социокультурный штамп, особенно для тех, чье детство прошло в типовых пятиэтажках. Перед глазами сразу встают однообразные картины – невысокий предмет характерной чуть расширяющейся к верху формы, иссеченный нарезками и гранями, которые, преломляя свет, создают радужные отблески. Завод в Гусь-Хрустальном по-прежнему выдерживает свой классический ассортимент, но эти изделия при всем своем высоком качестве исполнения, стилистически идентифицируются как приметы ушедшей эпохи. Поэтому первое, с чего начал свою работу дизайнер-реформатор, так это попытался изменить сложившийся стереотип об обязательном скромном масштабе декоративной вазы. «Современное поколение покупателей уже не живет в хрущевках, у них нет сервантов и горок производства ГДР. Перестала быть сугубо утилитарной вещью и ваза, превратившись в элемент вкуса и качества современного интерьера – убежден Арсений. – Сегодня художественная пластика может и должна быть крупной, знаковой, она должна сама себя подавать и продавать». Пытается дизайнер уйти и от традиционной пестроты декора хрусталя. «Современный мир кардинально изменил свое отношение к дизайну стеклянных изделий – сегодня на первом месте по значимости именно форма. Фактура и узорочье работают на нее, подчеркивая форму, а не вступая в конфликт с ней». Другое дело, что в случае с хрусталем невозможно обойтись без узора вовсе: этот материал во многом  проявляет свою суть именно в алмазном цехе, где на него наносится рисунок, иначе в изделии не до конца раскрывается потенциал и богатство материала.

За прошедшие полгода у Леоновича было уже шесть командировок в Гусь-Хрустальный. По его собственным воспоминаниям, поначалу предложенный им современный дизайн вызывал на заводе много дискуссий. Но Арсений – человек сколь увлекающийся, столь и упрямый, – проявил упорство, чем постепенно и вызвал к себе уважение среди ваятелей хрусталя.

«Я начал с очень сложного дизайна, предложив заводу замысловатые и очень трудоемкие проекты ваз, с использованием нескольких техник. Да и с технологической точки зрения далеко не все мои предложения могли быть реализованы. Постепенно приходит понимание материала, и теперь я вижу, что залог успеха в самодостаточной простоте. Форма должна быть лаконичной – и такими же ясными и очевидными должны быть орнаменты, во многом навеянные народными или даже архаическими мотивами. В итоге, как мне кажется, удалось создать серию минималистских паттернов для работы с поверхностями».

Вместе с избыточным декором и нарочито народными названиями новая продукция Гусевского хрустального завода утрачивает и жесткое следование единому стандарту, столь свойственное вазам советского периода. Казалось бы, изготовление художественного стекла – по определению штучное производство, однако «человеческий фактор» даже здесь всегда пытались подогнать под ГОСТы. «Мне стоило некоторого труда повлиять на отношение к некоторым неровностям, побежалостям и воздушным пузырям, объяснить, что это не обязательно брак, а вполне может быть и признаком уникальности, естественной стильности предметов», – говорит Арсений Леонович.

Каждая ваза в его коллекциях действительно уникальна, но вместе с тем их объединяет неожиданная для русского хрусталя мягкость линий в сочетании с общей массивностью формы, использование плавных и глубоких цветовых переходов (от кобальта к чайному, из бесцвета в фиолетовый), огранок в виде матовых и гладких линз, «переворачивающих» изображение. Арсений Леонович обещает, что в Москве первые коллекции будут презентованы в самое ближайшее время, но останавливаться на достигнутом не собирается. В его планах – продолжение экспериментов с возможными фактурами хрустальных поверхностей, подчас совершенно неожиданными, создание коллекции «питейки» (бокалов) и реализация проекта матрешки из хрусталя. 
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Enigma
Коллекция Enigma
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Odisseia
Коллекция Odisseia
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Enigma
Коллекция Enigma
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Dolce Vita
Коллекция Enigma
Коллекция Enigma
Коллекция Odisseia
Коллекция Odisseia
Коллекция Odisseia
Коллекция Odisseia