22.10.2009

Застывшая музыка уступает место текучей

Голландский архитектор Рене ван Зюк (Rene van Zuuk) – один из трех иностранных гостей фестиваля «Зодчество-2009», выступивших перед московской аудиторией. Его лекция в Доме архитектора одновременно стала и своеобразным прологом к фестивалю «уDUTCHная архитектура», который Центр современной архитектуры проведет в ноябре.

информация:

Block 16, Алмере
Block 16, Алмереоткрыть большое изображение
Бюро Rene van Zuuk Architekten было основано в 1993 году, однако «раскрутилось» сравнительное недавно, и в его портфолио пока не так уж много построенных зданий –  самые яркие объекты находятся в Амстердаме  и двух небольших городках Алмере и Розендаль. Рене ван Зюк – не звезда мировой архитектуры, которыми любят дивить московскую публику, и за его плечами нет ярких побед в международных конкурсах, собственного мгновенно узнаваемого брэнда и медийной шумихи. Он, можно сказать, простой настоящий голландский архитектор, один из тех, кто вывел Нидерланды в авангард мировой архитектуры. На своей лекции в Москве Рене ван Зюк поделился секретами своего профессионализма и рассказал о методе, благодаря которому все его постройки криволинейных и выпукло-вогнутых форм становятся реальностью.

Еще 15 лет назад реализовать созданные с помощью компьютера объекты дигитальной архитектуры было практически невозможно –  инженеры и конструкторы попросту не представляли себе, как воспроизводить в материале «текучие» формы таких зданий. Да и сегодня жанр fluid architecture («текучей архитектуры») воспринимается, скорее, как поле для реализации знаковых объектов или фолли, но никак не массовых зданий, предназначенных для жилья или работы. А вот Рене ван Зюк знает, как сделать это направление современного зодчества «пригодным» для решения самых разных социальных задач. Дигитальные формы, по его мнению, идеально подходят для строительства жилых апартаментов, выставочных павильонов и офисных комплексов. Метод, позволяющий реализовывать такие объекты быстро и недорого, Рене ван Зюк называет системным дизайном и на полном серьезе объясняет, что позаимствовал его у… конструктора своей маленькой дочери.

Для объяснения конструктивной схемы своих зданий ван Зюк действительно показал аудитории слайды с изображениями двух детских конструкторов. Один из них – всем известный Лего, из которого можно строить самые разные поверхности, но только под прямыми углами. Второй, наоборот, основан на «узлах», в пазы которых можно втыкать направляющие под несколькими углами и строить пространственные, но полые внутри структуры. Соединение обоих принципов и дало ван Зюку инженерно-конструктивную базу для воплощения в жизнь самых сложных криволинейных фасадов.

О том, как стандартный прямоугольный объем постепенно приобретает фирменные «ванзюковские» очертания, архитектор рассказал на примере жилого комплекса Block 16, построенного в Алмере. В качестве основы им действительно было взято самое экономичное, что можно придумать –  железобетонные боксы. Если поставить их друг на друга, получится обычный жилой блок, а чтобы придать объему черты fluid architecture, его структуру нужно деформировать. Тут-то ван Зюк и принимается за дело: например, меняет длину ячеек, так чтобы они постепенно выдвигались, образуя волнистый фасад, а затем подбирает этому причудливому каркасу подходящую «кожу», достаточно пластичную, чтобы обтянуть все получившиеся «неровности». Но пластичность ее заключается не в материале – здесь используется самый обычный алюминий, – а в структуре соединения панелей. Они частично накладываются одна на другую, образуя нечто вроде чешуи, которая под одним углом зрения смотрится как гребень волны, под другим – как шкура ощетинившегося бронтозавра. Презентуя этот объект, ван Зюк неоднократно подчеркивал, что стоимость дома от всех этих изощрений возросла не сильно. Но чтобы быть честными, все-таки заметим, что данный жилой комплекс на берегу бухты не принадлежит к категории дешевых, поскольку изначально строился для членов находящегося поблизости яхт-клуба.

Увлек слушателей и рассказ о длительной истории проектирования и строительства небольшого здания для амстердамского центра архитектуры Arcam, также созданного по принципам «системного дизайна». Вообще сам формат таких небольших выставочно-офисных павильонов как нельзя лучше отражает менталитет маленькой Голландии, относящейся к таким (зачастую носящим временный характер) постройкам с не меньшим вниманием, чем к крупным многофункциональным центрам. Так называемый «комитет по красоте» (beauty committee) Амстердама, что-то вроде Градостроительного совета Москвы, трижды возвращал ван Зюку этот проект на переработку. Итоговый вариант павильона больше напоминает скульптуру, тающий дом с оплывшей кровлей и срезанным как по мягкому маслу углом, на месте которого устроен огромный проем. Здание стоит у кромки воды: со стороны улицы оно напоминает корпус самолета, т.к. эти фасады облицованы гофрированным цинком, а к водной глади обращено полностью прозрачной стеной, обнажающей жизнь всех трех этажей павильона.

Другой не менее привлекательный объект ван Зюк спроектировал для городка Розендаль в рамках проекта реконструкции его центральной торговой площади. Генплан был выполнен голландским бюро Quadrat, а Rene van Zuuk Architekten создали на площади центр притяжения общественной активности, спроектировав очень оригинальное кафе. Поскольку площадь в ходе обновления превратилась в симпатичную пешеходную зону, архитекторы решили  не портить ее панораму массивным павильоном, а трактовать кафе как часть этого пространства. В генплане Quadrat это кафе было обозначено овалом, но ван Зюк остроумно переосмыслил  форму яйца, «нашинковав» его и превратив получившиеся слои в каскад террас, самая нижняя из которых плавно перетекает в мощение площади.

«Системный дизайн» Рене ван Зюка позволяет соединить такие, казалось бы, несовместимые понятия, как максимально нестандартные архитектурные решения и простота производства. А секрет этого союза на самом деле прост: каждый проект этого голландского архитектора – это, прежде всего, грамотная, осмысленная концепция, система, рожденная из принципов самого здания и окружающего его контекста. «Время простых форм, как и простых приборов, закончилось», – уверен ван Зюк. И, скорее всего, он прав в том, что поиск адекватных и недорогих способов воплощения сложных форм –  не прихоть, а обязанность современного архитектора. Что ж, сам ван Зюк с этой обязанностью справляется отлично.   
Block 16, Алмере
Block 16, Алмереоткрыть большое изображение
Block 16, Алмере
Block 16, Алмереоткрыть большое изображение
мост в Алмере
мост в Алмереоткрыть большое изображение
Arcam, Амстердам
Arcam, Амстердам открыть большое изображение
один из вариантов Arcam, Амстердам
один из вариантов Arcam, Амстердам открыть большое изображение
Arcam, Амстердам
Arcam, Амстердам открыть большое изображение
Arcam, Амстердам
Arcam, Амстердам открыть большое изображение
Павильон в г. Розендаль
Павильон в г. Розендаль открыть большое изображение
Павильон в г. Розендаль
Павильон в г. Розендаль открыть большое изображение
Павильон в г. Розендаль
Павильон в г. Розендаль открыть большое изображение
Генплан площади в г. Розендаль
Генплан площади в г. Розендальоткрыть большое изображение
Павильон в г. Розендаль
Павильон в г. Розендаль открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Явейн
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Романов
  • Тотан Кузембаев
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Миловидов
  • Даниил Лоренц
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Васильев
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Скуратов
  • Антон Надточий
  • Николай Переслегин
  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Олег Шапиро
  • Сергей Переслегин
  • Станислав Белых
  • Илья Машков
  • Никита Бирюков
  • Никита Токарев
  • Шимон Матковски
  • Евгений Герасимов
  • Иван Кожин
  • Игорь Шварцман
  • Антон Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Владимир Биндеман
  • Петр Фонфара
  • Александр Попов
  • Полина Воеводина
  • Наталия Шилова
  • Магда Кмита
  • Александр Скокан
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Гнездилов
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Александр Бровкин
  • Арсений Леонович
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Ходнев
  • Магда Чихонь
  • Сергей  Орешкин
  • Екатерина Грень
  • Сергей Труханов
  • Олег Мединский
  • Зураб Басария
  • Михаил Канунников
  • Георгий Трофимов
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Иванов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи