Журнал ‘SPEECH:’ выходит в третий раз, что говорит об определенном постоянстве, особенно в наше сложное время. Третий номер столь же объемен и насыщен материалом, как и два предыдущих, и также посвящен одной теме – в данном случае она сформулирована как «площадь». Хотя понимать тему следует шире – это общественные пространства внутри города, забытые модернизмом, возрожденные постмодернизмом и все более популярные сейчас.
Надо ли говорить, что городские площади в данном выпуске журнала ‘SPEECH:’ изучены всесторонне: исторически, типологически и географически, но особенное внимание уделено современным тенденциям переосмысления проблемы городских пространств.
Журнал выходит в свет два раза в год, и каждый раз его презентация сопровождается лекцией «героя номера», интервью с которым помещено в очередном номере. На этот раз героем стал Борис Подрекка. Этот архитектор родился в Белграде, живет в Вене, а работает в восьми европейских странах. По собственным словам Подрекки, общественные пространства он рассматривает как центральную тему своего творчества.
Свой рассказ Борис Подрекка начал с того, зачем вообще нужны общественные пространства: ведь «можно все залить асфальтом и ходить по нему в итальянских макасинах от дома к дому». По мнению архитектора, во время экономического кризиса эта тема актуальна как никогда – сейчас пришло время, когда людям следует вспомнить о личных встречах и разговорах лицом к лицу, а задача архитекторов – «вытащить людей из машин и заставить их остаться на улице». Подрекка привел в пример Бостон, где новый крупный проект строительства жилья (300 000 домов) впервые в истории США предусматривает одновременное создание общественного пространства.
По словам архитектора, сейчас во многих странах центральной Европы от 2% до 4% отведенного на новое строительство бюджета инвесторы тратят на обустройство общественного пространства вблизи здания. К этому их стимулирует государство с помощью разнообразных партнерских программ. Кроме того, некоторые города тратят от тридцати четырех до шестидесяти процентов своего бюджета на обустройство новых и реорганизацию запущенных городских пространств. И архитектор рассказал о собственном опыте, преимущественно – европейском.
Борис Подрекка работает с разными, иногда очень древними европейскими площадями. Их историю он представляет себе как «многослойную»: памятники кондатьерам, костры инквизиции, городские праздники…
Работая для итальянского города Триесте, в котором прошло его детство, Борис Подрекка обратил внимание на то, что исторически этот приморский город был «оторван» от воды (к слову сказать, проблема характерна для многих городов, которые «отворачиваются» от своих рек и побережий). Архитектор решил это исправить и «развернуть» город к морю, напомнить жителям о воде. Так в Триесте появились плавучие здания, а на мостовую главной площади были положены плитки со стихами о море.
В Вероне Подрекка организовал главную улицу города – виа Маццини, которая соединяет в одну цепочку четыре городские площади. Одна из этих площадей была торговой, на другой находилось разрушенное при Муссолини еврейское гетто, третья посвящена ремеслу, которым город всегда славился. Виа Маццини в Вероне была реконструирована совместно с археологами, которые нашли старые римские стены – сейчас их можно увидеть через «окна» в мостовой.
Площади, которые реконструирует Подрекка, до его вмешательства нередко служат автостоянками, асфальт на них разбит и среда вокруг выглядит столь же печально. Например, в одном из городов Штирии бывшую автостоянку превратили обратно в площадь, вокруг которой расположились магазинчики. Также интересно световое решение этой площади: переход от дневного света к сумеркам осуществляется постепенно, подсветка начинает загораться сначала бледно, потом все ярче и ярче.
Площадь – лишь один из видов открытого городского пространства. Борису Подрекке приходилось работать и с более сложными видами общественных пространств, не обремененными историческими воспоминаниями. По мнению архитектора, в таких случаях не поможет простая перепланировка или ландшафтный дизайн, здесь нужна настоящая «хирургия». Как выяснилось, под словом «хирургия» Подрекка понимает восстановление пространства художественным способом, как например это делает художница Катрин Миллер, разбрасывая по территории семена различных растений: они вырастают и создают непредсказуемый рисунок, или как это делают голландцы, отпечатывая узоры на асфальте марлями, пропитанными специальным раствором.
В Неаполе самые большие подземные пространства в Европе. Для их строительства пригласили двенадцать архитекторов мирового уровня. Подрекке достался участок, где раньше располагалась бухта. Потом ее засыпали и устроили искусственную площадь с амфитеатром. Под этой площадью Подрекка спроектировал пятиярусный комплекс, волнистый рисунок пола в котором напоминает когда-то бывшей здесь воде.
В Венеции, городе, где находится один из филиалов бюро Бориса Подрекки, архитектор создал площадь из воды, что, по словам архитектора, было его заветной мечтой. В течение восьми лет по его проекту в Венеции строился Музей современного искусства – общественное пространство с выставочными залами на верхних этажах. Совершенно новое пространство в старом барочном здании.
Нелегка судьба площадей в XX веке: тоталитаризм устраивал на них свои шествия, модернизм (как бы в ответ) заставил машинами и превратил в парковки, постмодернизм возродил, но что делать с отрытыми городскими пространствами в демократическом обществе, какова их цель – только ли туризм и торговля? Это, по-видимому, еще предстоит решить. Борис Подрекка вот, например, уверен, что развитие и восставновление городских общественных пространств – ключ к восстановлению общества после краха мировой финансовой системы. Кто знает, кто знает...