23.06.2009

Площади

В четверг на летней террасе ЦДА прошла презентация третьего номера журнала ‘SPEECH: Площадь’. Один из героев номера – венский архитектор Борис Подрекка – был приглашен в Москву, чтобы прочесть лекцию о своей работе с общественным пространством центральноевропейских городов, которые он воспринимает как результат наслоения разных эпох. Последний из этих слоев – современность.

информация:

Журнал 'SPEECH: площадь'
Журнал 'SPEECH: площадь'открыть большое изображение

Журнал ‘SPEECH:’ выходит в третий раз, что говорит об определенном постоянстве, особенно в наше сложное время. Третий номер столь же объемен и насыщен материалом, как и два предыдущих, и также посвящен одной теме – в данном случае она сформулирована как «площадь». Хотя понимать тему следует шире – это общественные пространства внутри города, забытые модернизмом, возрожденные постмодернизмом и все более популярные сейчас.
Надо ли говорить, что городские площади в данном выпуске журнала ‘SPEECH:’ изучены всесторонне: исторически, типологически и географически, но особенное внимание уделено современным тенденциям переосмысления проблемы городских пространств.

Журнал выходит в свет два раза в год, и каждый раз его презентация сопровождается лекцией «героя номера», интервью с которым помещено в очередном номере. На этот раз героем стал Борис Подрекка. Этот архитектор родился в Белграде, живет в Вене, а работает в восьми европейских странах. По собственным словам Подрекки, общественные пространства он рассматривает как центральную тему своего творчества.

Свой рассказ Борис Подрекка начал с того, зачем вообще нужны общественные пространства: ведь «можно все залить асфальтом и ходить по нему в итальянских макасинах от дома к дому». По мнению архитектора, во время экономического кризиса эта тема актуальна как никогда – сейчас пришло время, когда людям следует вспомнить о личных встречах и разговорах лицом к лицу, а задача архитекторов – «вытащить людей из машин и заставить их остаться на улице». Подрекка привел в пример Бостон, где новый крупный проект строительства жилья (300 000 домов) впервые в истории США предусматривает одновременное создание общественного пространства.

По словам архитектора, сейчас во многих странах центральной Европы от 2% до 4% отведенного на новое строительство бюджета инвесторы тратят на обустройство общественного пространства вблизи здания. К этому их стимулирует государство с помощью разнообразных партнерских программ. Кроме того, некоторые города тратят от тридцати четырех до шестидесяти процентов своего бюджета на обустройство новых и реорганизацию запущенных городских пространств. И архитектор рассказал о собственном опыте, преимущественно – европейском.

Борис Подрекка работает с разными, иногда очень древними европейскими площадями. Их историю он представляет себе как «многослойную»: памятники кондатьерам, костры инквизиции, городские праздники…

Работая для итальянского города Триесте, в котором прошло его детство, Борис Подрекка обратил внимание на то, что исторически этот приморский город был «оторван» от воды (к слову сказать, проблема характерна для многих городов, которые «отворачиваются» от своих рек и побережий). Архитектор решил это исправить и «развернуть» город к морю, напомнить жителям о воде. Так в Триесте появились плавучие здания, а на мостовую главной площади были положены плитки со стихами о море. 

В Вероне Подрекка организовал главную улицу города – виа Маццини, которая соединяет в одну цепочку четыре городские площади. Одна из этих площадей была торговой, на другой находилось разрушенное при Муссолини еврейское гетто, третья посвящена ремеслу, которым город всегда славился. Виа Маццини в Вероне была реконструирована совместно с археологами, которые нашли старые римские стены – сейчас их можно увидеть через «окна» в мостовой.

Площади, которые реконструирует Подрекка, до его вмешательства нередко служат автостоянками, асфальт на них разбит и среда вокруг выглядит столь же печально. Например, в одном из городов Штирии бывшую автостоянку превратили обратно в площадь, вокруг которой расположились магазинчики. Также интересно световое решение этой площади: переход от дневного света к сумеркам осуществляется постепенно, подсветка начинает загораться сначала бледно, потом все ярче и ярче.

Площадь – лишь один из видов открытого городского пространства. Борису Подрекке приходилось работать и с более сложными видами общественных пространств, не обремененными историческими воспоминаниями. По мнению архитектора, в таких случаях не поможет простая перепланировка или ландшафтный дизайн, здесь нужна настоящая «хирургия». Как выяснилось, под словом «хирургия» Подрекка понимает восстановление пространства художественным способом, как например это делает художница Катрин Миллер, разбрасывая по территории семена различных растений: они вырастают и создают непредсказуемый рисунок, или как это делают голландцы, отпечатывая узоры на асфальте марлями, пропитанными специальным раствором.

В Неаполе самые большие подземные пространства в Европе. Для их строительства пригласили двенадцать архитекторов мирового уровня. Подрекке достался участок, где раньше располагалась бухта. Потом ее засыпали и устроили искусственную площадь с амфитеатром. Под этой площадью Подрекка спроектировал пятиярусный комплекс, волнистый рисунок пола в котором напоминает когда-то бывшей здесь воде.

В Венеции, городе, где находится один из филиалов бюро Бориса Подрекки, архитектор создал площадь из воды, что, по словам архитектора, было его заветной мечтой. В течение восьми лет по его проекту в Венеции строился Музей современного искусства – общественное пространство с выставочными залами на верхних этажах. Совершенно новое пространство в старом барочном здании.

Нелегка судьба площадей в XX веке: тоталитаризм устраивал на них свои шествия, модернизм (как бы в ответ) заставил машинами и превратил в парковки, постмодернизм возродил, но что делать с отрытыми городскими пространствами в демократическом обществе, какова их цель – только ли туризм и торговля? Это, по-видимому, еще предстоит решить. Борис Подрекка вот, например, уверен, что развитие и восставновление городских общественных пространств – ключ к восстановлению общества после краха мировой финансовой системы. Кто знает, кто знает...

Журнал 'SPEECH: площадь'
Журнал 'SPEECH: площадь'открыть большое изображение
Журнал 'SPEECH: площадь'
Журнал 'SPEECH: площадь'открыть большое изображение
Журнал 'SPEECH: площадь'
Журнал 'SPEECH: площадь'открыть большое изображение
Борис Подрекка. Фотографии Анны Герасименко
Борис Подрекка. Фотографии Анны Герасименкооткрыть большое изображение
открыть большое изображение
Ирина Шипова, главный редактор 'SPEECH:'
Ирина Шипова, главный редактор 'SPEECH:'открыть большое изображение
Триест, Италия. Синие «звезды» в мостовой Piazza Unita. Фотография Panoramio.com, автор Murray Geddes
Триест, Италия. Синие «звезды» в мостовой Piazza Unita. Фотография Panoramio.com, автор Murray Geddes
Верона. Виа Маццини. Фотография: Wikimedia commons, автор Wikipedius
Верона. Виа Маццини. Фотография: Wikimedia commons, автор Wikipedius

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Ковалёв
  • Карен Сапричян
  • Никита Токарев
  • Николай Миловидов
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Селивохин
  • Анатолий Столярчук
  • Роман Леонидов
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Наталия Шилова
  • Никита Явейн
  • Владимир Плоткин
  • Арсений Леонович
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Ладыгин
  • Олег Шапиро
  • Наталия Зайченко
  • Александр Асадов
  • Алексей Курков
  • Александр Скокан
  • Александр Бровкин
  • Валерия Преображенская
  • Игорь Шварцман
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Орешкин
  • Олег Мединский
  • Андрей Романов
  • Юлий Борисов
  • Александра Кузьмина
  • Даниил Лоренц
  • Иван Кожин
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Олег Карлсон
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Скуратов
  • Рустам Керимов
  • Дмитрий Васильев
  • Илья Уткин
  • Зураб Басария
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Сенкевич
  • Станислав Белых
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Чобан
  • Павел Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Юлия Тряскина
  • Антон Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Грень
  • Василий Крапивин
  • Никита Бирюков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юрий Сафронов
  • Марк Сафронов
  • Антон Надточий

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи