02.03.2009

Фестивальное потрясение

Масленичное «Архстояние», прошедшее в выходные в Николо-Ленивце, содрогнувшемся от такого наплыва народу, вновь показало, как можно залихватски переплавить формы народных гуляний с лэнд-артом. Тема противостояния человека и стихии, начатая летом 2008-го сплавом по Угре архитектурных «ковчегов», продолжилась на этот раз темой социальных катаклизмов. «Позолоченный телец» Василия Щетинина стал символом борьбы с экономической стихией кризиса.

информация:

«Позолоченный телец». Василий Щетинин. Фото: Натальи Коряковской
«Позолоченный телец». Василий Щетинин. Фото: Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение

Заявленное темой фестиваля противостояние человека и цивилизации началось километров за 10 до Николы, где образовалась непроходимая пробка из машин, наполовину калужских, наполовину московских. За 5 км до «Архстояния» милиция вообще перегородила проезд, так что в деревню потоки ринулись уже пешком, по горам чудесного угрского заповедника. 

Поселившись однажды в уединении почти умершей деревни, Николай Полисский начал делать свой рукотворный заповедник в соседстве с природой да с десятком местных жителей, подрядившихся к нему в художническую артель. Мог ли он подумать о сотнях и тысячах паломников, обретающихся здесь в ожидании зрелищ? Если так оно пойдет и дальше, то очаровательный в своей тишине и первозданности пейзаж будет напоминать скорее московскую Ходынку в дни гуляний.

Чем же так привлекательны архстоянческие выдумки? Вот, например, Москва гуляла на масленицу, размашистей иного европейского карнавала. Но в Николе другое. Тут народными ансамблями, игрищами и блинами никого не удивишь. В центре фестиваля всегда какое-то событие, концептуальное, интересное, зрелищное. Уже которую зиму тут что-то обязательно горит, отдавая дань проводам зимы. Позапрошлой зимой сжигали свитую из лозы «ракету», в прошлом году посреди поля полыхала чугунная Жар-птица - «гравицаппа», изрыгая из клюва и крыльев столпы огня и тучи искр.

В нынешний раз жгли «Огонь-бабу», сделанную Константином Лариным и журналом DOMUS, трехметровую куклу, посаженную на катальную горку, как на самовар. Ярко-красная баба с пышными формами заменила собой традиционное соломенное чучело зимы. Дети залезали к ней под подол и скатывались, до тех пор, пока из-под юбки вдруг не пошел дымок, и вся огромная фигура быстро занялась огнем. В контексте кризиса вышло остроумно: борьба природной и социальной стихий, где огонь бессмысленно пожирает затраченные на объект тысячи. Их добровольно предали сожжению, совершая некий очистительный акт. После катаклизмов, будь то прошлогодний Ноев потоп, или пожар, или экономический дефолт, встраивающийся в эту линию, приходит новый жизненный цикл. Народ ликует, и кризис побеждает стихия  безудержного лихого веселья, издавна не скупившаяся на зрелища.

Рядом с «Огонь-бабой» Василий Щетинин выстроил своего «Позолоченного тельца», и почему-то хотелось сжечь именно его, как символа всепожирающего потребления и плоть от плоти его – кризиса. Но концептуально это было бы не совсем верным, ведь этот бычок, по задумке автора, в пику золотому тельцу на Уолл-стрит в Нью-Йорке вовсе не агрессивный. Он не золотой слиток всеобщего поклонения, а скорее защитник – недаром его туловище, сбитое из брусьев и досок, напоминает остов корабля. Телец Щетинина – это и ковчег, на котором можно уцелеть, выбраться из кризиса, спрятавшись в его импровизированном «трюме», где развернулась выставка фотографий с летнего «Архстояния». Он и трибуна, вроде советских агитационных конструкций, с которых можно смотреть в будущее, а еще весело отплясывать, как это делали народные ансамбли.

Третьей масличной акцией стал запуск в небо надувной «Жены Ноя» архитекторами из бюро «Рождественка». По замыслу полет должен был закончиться тем, что летающая баба распадается на отдельные фигурки людей и животных, символизируя, наверное, обновление человеческой и животной породы после потопа и опять же начало нового цикла. В итоге, правда, ограничились полетом одной единственной фигуры, больше похожей на русалку.

Вот что удивительно во всем этом, так это ускользающая недолговечность и изменчивость объектов лэнд-арта, составляющая, в общем-то, его суть. Большинство фестивальных объектов живет всего-то один раз, некоторые вот безвозвратно улетают за несколько минут, другие сжигаются, третьи ветшают, подгнивают, покрываются мхом, встраиваясь в природные циклы с их вечным круговоротом. Летние ковчеги, вытащенные на поле в качестве очередных экспонатов, теперь заледенели и превратились из плотов в ледяные избушки. Гигантская Жар-птица остыла и стоит, поржавев, как артефакт древней цивилизации каких-то техногенных язычников. Опять подросла Вавилонская «градирня», возвышаясь над редколесьем гигантским раструбом, а в «Николином ухе» теперь не вслушиваются в тишину, а громко и весело плюхаются в сугробы, скоро, наверное, и горку раскатают под ним.

Архстоянческие владения – это произвольно меняющийся музей под открытым небом, в котором объекты претерпевают постоянное превращение, перетекание вещества из одного состояния в другое. Николай Полисский, между тем, мастерить что-то вечное и не собирается, цикличность разрушения-возрождения принимает за основной закон жизни, в том числе и искусства. Кстати, на этот раз он ничего не выставлял, но работа у него, по-видимому, кипит – в сарае возле церкви сложены заготовки очередных объектов.

Когда все в Николе течет степенно, своим чередом, как и подобает российской глубинке, неправдоподобными кажутся такие людские нашествия, какое было на масленицу, с сопутствующими им развлечениями, вроде выступлений шоу-групп или катаниями на вертолете. Тут хочется насладиться очаровательными видами с редкими березками, забраться в «Ухо», послушать лес и речку, или затаится в «Блиндаже», не спугнуть звуки природы. Лэнд-арт – искусство, врастающее в окружение и предполагающее зрителя-созерцателя. Неудивительно, что когда оно становится достоянием развеселой толпы, что-то теряется. Будем надеяться, заповедник безболезненно переживет фестивальное потрясение, и когда разъедутся сотни машин, там вновь восстановится идиллия природы, художников и их произведений.

«Позолоченный телец». Василий Щетинин. фото: Михаила Мирошниченко
«Позолоченный телец». Василий Щетинин. фото: Михаила Мирошниченко
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченко
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченко
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченко
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченко
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
Плот. Владимир Плоткин. Фото: Наталья Коряковская
Плот. Владимир Плоткин. Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Плот. Тотан Кузембаев. Фото: Наталья Коряковская
Плот. Тотан Кузембаев. Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Фото: Наталья Коряковская
Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Гиперболическая градирня. Николай Полисский. Фото: Михаила Мирошниченко
Гиперболическая градирня. Николай Полисский. Фото: Михаила Мирошниченко открыть большое изображение
открыть большое изображение
Фото: Натальи Коряковской
Фото: Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение
«Границы империи». Николай Полисский. Фото: Натальи Коряковской
«Границы империи». Николай Полисский. Фото: Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение
Николай Полисский. Жар-птица. Фото: Наталья Коряковская
Николай Полисский. Жар-птица. Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Фото: Наталья Коряковская
Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Михаил Канунников
  • Тотан Кузембаев
  • Василий Крапивин
  • Рустам Керимов
  • Левон Айрапетов
  • Всеволод Медведев
  • Вера Бутко
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Асадов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Грень
  • Игорь Шварцман
  • Никита Бирюков
  • Иван Рубежанский
  • Олег Шапиро
  • Юрий Сафронов
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Труханов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Скуратов
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Валерий Лукомский
  • Павел Андреев
  • Евгений Герасимов
  • Антон Надточий
  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Ликин
  • Наталия Зайченко
  • Николай Миловидов
  • Константин Ходнев
  • Карен Сапричян
  • Александр Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Попов
  • Владимир Плоткин
  • Антон Барклянский
  • Роман Леонидов
  • Марк Сафронов
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Иван Кожин
  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Олег Мединский
  • Никита Токарев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Сенкевич
  • Наталья Сидорова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Школа №28 в Люберцах
  • Жилой комплекс Futurist
  • Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа»
  • Отель Камчатка
  • Мастер-план международного медицинского кластера в Сколково
  • Павильон чачечных церемоний
  • Школа «Летово»
  • CO_Loft
  • Кампус МГУ

Технологии:

09.01.2019

Мыслить радикально

В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
LafargeHolcim, LafargeHolcim Foundation
29.12.2018

Городской дом в природном окружении

Жилой комплекс в Риэне близ Базеля получил благодаря фасадам из клинкера Hagemeister элегантный «городской» облик.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
18.12.2018

Негорючие фасадные системы от ТЕХНОНИКОЛЬ: собираем надежный и безопасный пазл для частного домостроения

Эксперт направления «Минеральная изоляция» Компании ТЕХНОНИКОЛЬ Константин Козетов рассказывает, как обеспечить комфортный микроклимат внутри помещения круглый год и при этом сделать безопасный, долговечный, энергоэффективный и эстетически привлекательный фасад для частного дома.
другие статьи