02.03.2009

Фестивальное потрясение

Масленичное «Архстояние», прошедшее в выходные в Николо-Ленивце, содрогнувшемся от такого наплыва народу, вновь показало, как можно залихватски переплавить формы народных гуляний с лэнд-артом. Тема противостояния человека и стихии, начатая летом 2008-го сплавом по Угре архитектурных «ковчегов», продолжилась на этот раз темой социальных катаклизмов. «Позолоченный телец» Василия Щетинина стал символом борьбы с экономической стихией кризиса.

информация:

«Позолоченный телец». Василий Щетинин. Фото: Натальи Коряковской
«Позолоченный телец». Василий Щетинин. Фото: Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение

Заявленное темой фестиваля противостояние человека и цивилизации началось километров за 10 до Николы, где образовалась непроходимая пробка из машин, наполовину калужских, наполовину московских. За 5 км до «Архстояния» милиция вообще перегородила проезд, так что в деревню потоки ринулись уже пешком, по горам чудесного угрского заповедника. 

Поселившись однажды в уединении почти умершей деревни, Николай Полисский начал делать свой рукотворный заповедник в соседстве с природой да с десятком местных жителей, подрядившихся к нему в художническую артель. Мог ли он подумать о сотнях и тысячах паломников, обретающихся здесь в ожидании зрелищ? Если так оно пойдет и дальше, то очаровательный в своей тишине и первозданности пейзаж будет напоминать скорее московскую Ходынку в дни гуляний.

Чем же так привлекательны архстоянческие выдумки? Вот, например, Москва гуляла на масленицу, размашистей иного европейского карнавала. Но в Николе другое. Тут народными ансамблями, игрищами и блинами никого не удивишь. В центре фестиваля всегда какое-то событие, концептуальное, интересное, зрелищное. Уже которую зиму тут что-то обязательно горит, отдавая дань проводам зимы. Позапрошлой зимой сжигали свитую из лозы «ракету», в прошлом году посреди поля полыхала чугунная Жар-птица - «гравицаппа», изрыгая из клюва и крыльев столпы огня и тучи искр.

В нынешний раз жгли «Огонь-бабу», сделанную Константином Лариным и журналом DOMUS, трехметровую куклу, посаженную на катальную горку, как на самовар. Ярко-красная баба с пышными формами заменила собой традиционное соломенное чучело зимы. Дети залезали к ней под подол и скатывались, до тех пор, пока из-под юбки вдруг не пошел дымок, и вся огромная фигура быстро занялась огнем. В контексте кризиса вышло остроумно: борьба природной и социальной стихий, где огонь бессмысленно пожирает затраченные на объект тысячи. Их добровольно предали сожжению, совершая некий очистительный акт. После катаклизмов, будь то прошлогодний Ноев потоп, или пожар, или экономический дефолт, встраивающийся в эту линию, приходит новый жизненный цикл. Народ ликует, и кризис побеждает стихия  безудержного лихого веселья, издавна не скупившаяся на зрелища.

Рядом с «Огонь-бабой» Василий Щетинин выстроил своего «Позолоченного тельца», и почему-то хотелось сжечь именно его, как символа всепожирающего потребления и плоть от плоти его – кризиса. Но концептуально это было бы не совсем верным, ведь этот бычок, по задумке автора, в пику золотому тельцу на Уолл-стрит в Нью-Йорке вовсе не агрессивный. Он не золотой слиток всеобщего поклонения, а скорее защитник – недаром его туловище, сбитое из брусьев и досок, напоминает остов корабля. Телец Щетинина – это и ковчег, на котором можно уцелеть, выбраться из кризиса, спрятавшись в его импровизированном «трюме», где развернулась выставка фотографий с летнего «Архстояния». Он и трибуна, вроде советских агитационных конструкций, с которых можно смотреть в будущее, а еще весело отплясывать, как это делали народные ансамбли.

Третьей масличной акцией стал запуск в небо надувной «Жены Ноя» архитекторами из бюро «Рождественка». По замыслу полет должен был закончиться тем, что летающая баба распадается на отдельные фигурки людей и животных, символизируя, наверное, обновление человеческой и животной породы после потопа и опять же начало нового цикла. В итоге, правда, ограничились полетом одной единственной фигуры, больше похожей на русалку.

Вот что удивительно во всем этом, так это ускользающая недолговечность и изменчивость объектов лэнд-арта, составляющая, в общем-то, его суть. Большинство фестивальных объектов живет всего-то один раз, некоторые вот безвозвратно улетают за несколько минут, другие сжигаются, третьи ветшают, подгнивают, покрываются мхом, встраиваясь в природные циклы с их вечным круговоротом. Летние ковчеги, вытащенные на поле в качестве очередных экспонатов, теперь заледенели и превратились из плотов в ледяные избушки. Гигантская Жар-птица остыла и стоит, поржавев, как артефакт древней цивилизации каких-то техногенных язычников. Опять подросла Вавилонская «градирня», возвышаясь над редколесьем гигантским раструбом, а в «Николином ухе» теперь не вслушиваются в тишину, а громко и весело плюхаются в сугробы, скоро, наверное, и горку раскатают под ним.

Архстоянческие владения – это произвольно меняющийся музей под открытым небом, в котором объекты претерпевают постоянное превращение, перетекание вещества из одного состояния в другое. Николай Полисский, между тем, мастерить что-то вечное и не собирается, цикличность разрушения-возрождения принимает за основной закон жизни, в том числе и искусства. Кстати, на этот раз он ничего не выставлял, но работа у него, по-видимому, кипит – в сарае возле церкви сложены заготовки очередных объектов.

Когда все в Николе течет степенно, своим чередом, как и подобает российской глубинке, неправдоподобными кажутся такие людские нашествия, какое было на масленицу, с сопутствующими им развлечениями, вроде выступлений шоу-групп или катаниями на вертолете. Тут хочется насладиться очаровательными видами с редкими березками, забраться в «Ухо», послушать лес и речку, или затаится в «Блиндаже», не спугнуть звуки природы. Лэнд-арт – искусство, врастающее в окружение и предполагающее зрителя-созерцателя. Неудивительно, что когда оно становится достоянием развеселой толпы, что-то теряется. Будем надеяться, заповедник безболезненно переживет фестивальное потрясение, и когда разъедутся сотни машин, там вновь восстановится идиллия природы, художников и их произведений.

«Позолоченный телец». Василий Щетинин. фото: Михаила Мирошниченко
«Позолоченный телец». Василий Щетинин. фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченко
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченко
«Огонь-баба». Константин Ларин и DOMUS. Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченко
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченко
«Жена Ноя». АБ «Рождественка». Фото: Михаила Мирошниченкооткрыть большое изображение
Плот. Владимир Плоткин. Фото: Наталья Коряковская
Плот. Владимир Плоткин. Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Плот. Тотан Кузембаев. Фото: Наталья Коряковская
Плот. Тотан Кузембаев. Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Фото: Наталья Коряковская
Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Гиперболическая градирня. Николай Полисский. Фото: Михаила Мирошниченко
Гиперболическая градирня. Николай Полисский. Фото: Михаила Мирошниченко открыть большое изображение
открыть большое изображение
Фото: Натальи Коряковской
Фото: Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение
«Границы империи». Николай Полисский. Фото: Натальи Коряковской
«Границы империи». Николай Полисский. Фото: Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение
Николай Полисский. Жар-птица. Фото: Наталья Коряковская
Николай Полисский. Жар-птица. Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение
Фото: Наталья Коряковская
Фото: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Константин Ходнев
  • Сергей Чобан
  • Сергей  Орешкин
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Арсений Леонович
  • Всеволод Медведев
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Георгий Трофимов
  • Александр Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Ковалёв
  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц
  • Петр Фонфара
  • Сергей Труханов
  • Никита Токарев
  • Антон Ладыгин
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Переслегин
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Сенкевич
  • Валерия Преображенская
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Евгений Герасимов
  • Олег Мединский
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Селивохин
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Шилова
  • Владимир Биндеман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Вера Бутко
  • Александр Попов
  • Владимир Плоткин
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Курков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Шимон Матковски
  • Михаил Канунников
  • Юлия Тряскина
  • Антон Барклянский
  • Сергей Скуратов
  • Левон Айрапетов
  • Магда Чихонь
  • Антон Бондаренко
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Наталья Сидорова
  • Зураб Басария
  • Александр Скокан
  • Андрей Романов
  • Олег Карлсон
  • Илья Машков
  • Магда Кмита
  • Сергей Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Лукаш Качмарчик
  • Валерий Лукомский
  • Никита Явейн
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Асадов
  • Олег Шапиро
  • Антон Надточий
  • Александр Бровкин
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Ликин
  • Иван Кожин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи