15.01.2009

Архитектурная «Атлантида». О судьбе памятников 1920-х гг. в России и Германии

В галерее ВХУТЕМАС подходит к завершению выставка «Архитектурный авангард -- Всемирное наследие?», сопоставляющая состояние памятников 1920-х гг. в Москве, Петербурге – и в Германии. Получается красноречиво. Здания, построенные во имя нового быта, стали заложниками заложенной в них системы жизнеустройства и принципов экономии на материалах. В результате чего многократно перестраивались, приспосабливались или попросту разрушались. Сейчас состояние большинства российских памятников этого времени – удручающее, чего не скажешь о классике немецкого авангарда.

информация:

Дом Ле-Корбюзье, поселок «Вайсенхофф» в Штуттгарте.
Дом Ле-Корбюзье, поселок «Вайсенхофф» в Штуттгарте.открыть большое изображение

Выставку привезли из Петербурга, где она экспонировалась в Петропавловской крепости в рамках недели Русского авангарда и 8-го российско-германского форума «Петербургский диалог». Идея – показать судьбу памятников 1920-х годов во времени, рождение и торжество новой формы, упадок и разрушение в период господства иного стиля, возрождение или утрату этих памятников в итоге. Об использовании зданий, проведенных реставрациях, перестройках, утратах обстоятельно рассказывают десятки планшетов с фотографиями и краткими описаниями. При подготовке экспозиции использовались материалы МУАРа и Музея истории города Санкт-Петербурга.

В том, что исследователи часто сопоставляют немецкую и советскую школы авангарда, нет ничего удивительного – в 1910-е гг. это были два наиболее мощных источника формотворческих идей модернизма, а после революций именно в этих странах образовались «полигоны» для апробации этих идей в строительстве. С 1919 года – с момента возникновения Веймарской республики в Германии – открылись уникальные возможности для жилого строительства на абсолютно новых принципах, тот же процесс наблюдается в 20-е годы и в СССР. Возникают новые планировки кварталов, небывалые типы жилья на основе коммунального быта – дома-коммуны и жилкомбинаты, наконец, типы расселения в масштабах районов и целого города. Движение «Нойе Бауен» («Новое строительство») в Германии и советский конструктивизм оставили по себе целый пласт уникальных в конструктивном отношении построек и проектов планировки кварталов.

Немецкий раздел выставки представлен интереснейшими жилмассивами 1910-30-х, спроектированными Бруно Таутом, а наряду с ним – экспрессионистской и более поздней архитектурой Эриха Мендельсона. Аккуратно отреставрированные немецкие зидлунги (siedlung — «поселение») соседствуют с порядком искореженными грубыми перестройками конструктивистскими кварталами ленинградских архитекторов. Среди них наиболее известный – на Тракторной улице, отстроенный по проекту Александра Никольского, а также кварталы в Щемиловке, Политехническом и Кондратьевском районах и пр.

Кстати, Никольскому посвящена отдельная экспозиция, которая является частью большого проекта «От эксперимента к практике. Ленинградский конструктивизм» питерских искусствоведов Ивана Саблина и Сергея Фофанова по послереволюционной застройке Ленинграда, демонстрировавшегося на том же «Петербургском диалоге – 2008». Правда, в Москву им не удалось вывезти главного – уникальные макеты, 80 лет пролежавшие в запасниках Музея Академии Художеств, так и не покинули родных стен, с ними можно ознакомиться только по фотографиям. Никольский – гений авангардной мысли, обладавший особым ощущением архитектурной пластики. Его работы можно сравнить с Мендельсоном, однако природа архитектуры ленинградского архитектора несколько иная, чем у немецкого экспрессиониста – наряду с Лазарем Хидекелем, Никольский был одним из тех архитекторов, кто воспринял планетарный супрематизм Малевича и вывел некоторые его идеи в архитектуру. Никольский построил мало, его наследие – в проектах в ящиках письменного стола, тем ценней его макеты, позволяющие хотя бы отчасти оценить всю неординарность творческого мышления. Гигантский стеклянный купол общественных бань в Нарвском районе, макет столовой или супрематической трамвайной остановки с парикмахерской и туалетом не имеют себе подобных с точки зрения формотворчества. К сожалению, и без того малочисленное реализованное наследие архитектора активно уничтожается – общественные бани почти разрушены, на месте грандиозного стадиона имени Кирова собирается возникнуть новый стадион, по проекту Кишо Курокавы.
 
Московские постройки 1920-х представлены рядом, и видно, что они более легкие, стеклянные, в них меньше суровой пластики и очевиднее конструкции – в духе лидеров школы братьев Весниных. Между тем памятники московского архитектурного авангарда и известны как-то больше, вокруг них в последнее время чаще бывает шумиха… В Питере поднять людей на защиту авангарда труднее, считает Иван Саблин, сказывается архетип города классических ценностей. Надеяться на власти не приходится, как показывает недавний снос ДК Капранова, статус вновь выявленного памятника, которым обладают некоторые конструктивистские постройки, не способен их защитить. Еще трудней проследить за ремонтами, в результате которых от аутентичной постройки сохраняется все меньше. Случаются, к счастью, и хорошие реставрации – в частности, повезло зданию школы имени 10-летия Октября, построенной по проекту все того же Александра Никольского на проспекте Стачек.

Идея ценности наследия архитектурного авангарда трудно усваивается нашим обществом. Возможно, одна из причин – в том, что большинство этих памятников сейчас очень плохо выглядят – они грязны и обшарпаны, что для многих выводит эти постройки за грань эстетики. Красоту сочетания пространства и функции, смелых, но продуманных до мелочей планировок, лаконичную пластику фасадов сегодня помогают оценить старые фотографии. На которых дома культуры, фабрики-кухни, универмаги, школы, клубы, научные институты и заводы гордо возвышаются посреди полутрущобной застройки рабочих районов, воплощая лучшие побуждения (и надежды) строителей нового общества. Сегодня они перестали быть важнейшими градостроительными акцентами, превратившись в рудименты ушедшей эпохи. Нередко в этих зданиях существуют совсем посторонние функции, выразительность объемов утоплена в поздних пристройках, фасады облуплены, стекла мутны – и прохожим сложно оценить величие былых дерзаний, вложенных строителями новой жизни в эти дома. Однако надо признать  мы не можем (без предварительной подготовки) оценить былого величия.

Большинство памятников бурной и непродолжительной эпохи авангарда выстроены из дешевых и недолговечных материалов, они действительно трудны в реставрации и требуют частого обновления. Однако вернуть этим памятникам привлекательность (сохранив при этом подлинность) вполне возможно – в чем нас опять убеждают щепетильные немцы. Может, поэтому в названии выставки образовался странноватый вопросительный знак: займемся памятниками ключевой для нас эпохи – будет нам мировое значение, а если нет – ну что же…

Кировский райсовет. Санкт-Петербург
Кировский райсовет. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Башня «Энштейна» в Потсдаме
Башня «Энштейна» в Потсдамеоткрыть большое изображение
Жилая застройка Тракторной ул. Санкт-Петербург
Жилая застройка Тракторной ул. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Фабрика-кухня № 1. Москва
Фабрика-кухня № 1. Москваоткрыть большое изображение
Трикотажная фабрика «Красное Знамя». Санкт-Петербург
Трикотажная фабрика «Красное Знамя». Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Всесоюзное электротехническое общество. Москва
Всесоюзное электротехническое общество. Москваоткрыть большое изображение
Кооперативный дм «Дукстроя». Москва. Фото 1930 г. (МУАР)
Кооперативный дм «Дукстроя». Москва. Фото 1930 г. (МУАР)открыть большое изображение
Дом технической учебы. Санкт-Петербург
Дом технической учебы. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Канатный цех завода «Красный гвоздильщик». Санкт-Петербург
Канатный цех завода «Красный гвоздильщик». Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
ВЭИ - Всероссийский электротехничский институт. Москва. Фото 1930 г. (МУАР)
ВЭИ - Всероссийский электротехничский институт. Москва. Фото 1930 г. (МУАР)открыть большое изображение
Дом Шминке. Лебау
Дом Шминке. Лебауоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Никита Бирюков
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Олег Карлсон
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Петр Фонфара
  • Владимир Плоткин
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Сергей Чобан
  • Наталия Шилова
  • Никита Токарев
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Николай Переслегин
  • Никита Явейн
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Шапиро
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Миловидов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Магда Кмита
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Иванов
  • Карен Сапричян
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Грень
  • Александр Бровкин
  • Шимон Матковски

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи