15.01.2009

Архитектурная «Атлантида». О судьбе памятников 1920-х гг. в России и Германии

В галерее ВХУТЕМАС подходит к завершению выставка «Архитектурный авангард -- Всемирное наследие?», сопоставляющая состояние памятников 1920-х гг. в Москве, Петербурге – и в Германии. Получается красноречиво. Здания, построенные во имя нового быта, стали заложниками заложенной в них системы жизнеустройства и принципов экономии на материалах. В результате чего многократно перестраивались, приспосабливались или попросту разрушались. Сейчас состояние большинства российских памятников этого времени – удручающее, чего не скажешь о классике немецкого авангарда.

информация:

Дом Ле-Корбюзье, поселок «Вайсенхофф» в Штуттгарте.
Дом Ле-Корбюзье, поселок «Вайсенхофф» в Штуттгарте.открыть большое изображение

Выставку привезли из Петербурга, где она экспонировалась в Петропавловской крепости в рамках недели Русского авангарда и 8-го российско-германского форума «Петербургский диалог». Идея – показать судьбу памятников 1920-х годов во времени, рождение и торжество новой формы, упадок и разрушение в период господства иного стиля, возрождение или утрату этих памятников в итоге. Об использовании зданий, проведенных реставрациях, перестройках, утратах обстоятельно рассказывают десятки планшетов с фотографиями и краткими описаниями. При подготовке экспозиции использовались материалы МУАРа и Музея истории города Санкт-Петербурга.

В том, что исследователи часто сопоставляют немецкую и советскую школы авангарда, нет ничего удивительного – в 1910-е гг. это были два наиболее мощных источника формотворческих идей модернизма, а после революций именно в этих странах образовались «полигоны» для апробации этих идей в строительстве. С 1919 года – с момента возникновения Веймарской республики в Германии – открылись уникальные возможности для жилого строительства на абсолютно новых принципах, тот же процесс наблюдается в 20-е годы и в СССР. Возникают новые планировки кварталов, небывалые типы жилья на основе коммунального быта – дома-коммуны и жилкомбинаты, наконец, типы расселения в масштабах районов и целого города. Движение «Нойе Бауен» («Новое строительство») в Германии и советский конструктивизм оставили по себе целый пласт уникальных в конструктивном отношении построек и проектов планировки кварталов.

Немецкий раздел выставки представлен интереснейшими жилмассивами 1910-30-х, спроектированными Бруно Таутом, а наряду с ним – экспрессионистской и более поздней архитектурой Эриха Мендельсона. Аккуратно отреставрированные немецкие зидлунги (siedlung — «поселение») соседствуют с порядком искореженными грубыми перестройками конструктивистскими кварталами ленинградских архитекторов. Среди них наиболее известный – на Тракторной улице, отстроенный по проекту Александра Никольского, а также кварталы в Щемиловке, Политехническом и Кондратьевском районах и пр.

Кстати, Никольскому посвящена отдельная экспозиция, которая является частью большого проекта «От эксперимента к практике. Ленинградский конструктивизм» питерских искусствоведов Ивана Саблина и Сергея Фофанова по послереволюционной застройке Ленинграда, демонстрировавшегося на том же «Петербургском диалоге – 2008». Правда, в Москву им не удалось вывезти главного – уникальные макеты, 80 лет пролежавшие в запасниках Музея Академии Художеств, так и не покинули родных стен, с ними можно ознакомиться только по фотографиям. Никольский – гений авангардной мысли, обладавший особым ощущением архитектурной пластики. Его работы можно сравнить с Мендельсоном, однако природа архитектуры ленинградского архитектора несколько иная, чем у немецкого экспрессиониста – наряду с Лазарем Хидекелем, Никольский был одним из тех архитекторов, кто воспринял планетарный супрематизм Малевича и вывел некоторые его идеи в архитектуру. Никольский построил мало, его наследие – в проектах в ящиках письменного стола, тем ценней его макеты, позволяющие хотя бы отчасти оценить всю неординарность творческого мышления. Гигантский стеклянный купол общественных бань в Нарвском районе, макет столовой или супрематической трамвайной остановки с парикмахерской и туалетом не имеют себе подобных с точки зрения формотворчества. К сожалению, и без того малочисленное реализованное наследие архитектора активно уничтожается – общественные бани почти разрушены, на месте грандиозного стадиона имени Кирова собирается возникнуть новый стадион, по проекту Кишо Курокавы.
 
Московские постройки 1920-х представлены рядом, и видно, что они более легкие, стеклянные, в них меньше суровой пластики и очевиднее конструкции – в духе лидеров школы братьев Весниных. Между тем памятники московского архитектурного авангарда и известны как-то больше, вокруг них в последнее время чаще бывает шумиха… В Питере поднять людей на защиту авангарда труднее, считает Иван Саблин, сказывается архетип города классических ценностей. Надеяться на власти не приходится, как показывает недавний снос ДК Капранова, статус вновь выявленного памятника, которым обладают некоторые конструктивистские постройки, не способен их защитить. Еще трудней проследить за ремонтами, в результате которых от аутентичной постройки сохраняется все меньше. Случаются, к счастью, и хорошие реставрации – в частности, повезло зданию школы имени 10-летия Октября, построенной по проекту все того же Александра Никольского на проспекте Стачек.

Идея ценности наследия архитектурного авангарда трудно усваивается нашим обществом. Возможно, одна из причин – в том, что большинство этих памятников сейчас очень плохо выглядят – они грязны и обшарпаны, что для многих выводит эти постройки за грань эстетики. Красоту сочетания пространства и функции, смелых, но продуманных до мелочей планировок, лаконичную пластику фасадов сегодня помогают оценить старые фотографии. На которых дома культуры, фабрики-кухни, универмаги, школы, клубы, научные институты и заводы гордо возвышаются посреди полутрущобной застройки рабочих районов, воплощая лучшие побуждения (и надежды) строителей нового общества. Сегодня они перестали быть важнейшими градостроительными акцентами, превратившись в рудименты ушедшей эпохи. Нередко в этих зданиях существуют совсем посторонние функции, выразительность объемов утоплена в поздних пристройках, фасады облуплены, стекла мутны – и прохожим сложно оценить величие былых дерзаний, вложенных строителями новой жизни в эти дома. Однако надо признать  мы не можем (без предварительной подготовки) оценить былого величия.

Большинство памятников бурной и непродолжительной эпохи авангарда выстроены из дешевых и недолговечных материалов, они действительно трудны в реставрации и требуют частого обновления. Однако вернуть этим памятникам привлекательность (сохранив при этом подлинность) вполне возможно – в чем нас опять убеждают щепетильные немцы. Может, поэтому в названии выставки образовался странноватый вопросительный знак: займемся памятниками ключевой для нас эпохи – будет нам мировое значение, а если нет – ну что же…

Кировский райсовет. Санкт-Петербург
Кировский райсовет. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Башня «Энштейна» в Потсдаме
Башня «Энштейна» в Потсдамеоткрыть большое изображение
Жилая застройка Тракторной ул. Санкт-Петербург
Жилая застройка Тракторной ул. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Фабрика-кухня № 1. Москва
Фабрика-кухня № 1. Москваоткрыть большое изображение
Трикотажная фабрика «Красное Знамя». Санкт-Петербург
Трикотажная фабрика «Красное Знамя». Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Всесоюзное электротехническое общество. Москва
Всесоюзное электротехническое общество. Москваоткрыть большое изображение
Кооперативный дм «Дукстроя». Москва. Фото 1930 г. (МУАР)
Кооперативный дм «Дукстроя». Москва. Фото 1930 г. (МУАР)открыть большое изображение
Дом технической учебы. Санкт-Петербург
Дом технической учебы. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Канатный цех завода «Красный гвоздильщик». Санкт-Петербург
Канатный цех завода «Красный гвоздильщик». Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
ВЭИ - Всероссийский электротехничский институт. Москва. Фото 1930 г. (МУАР)
ВЭИ - Всероссийский электротехничский институт. Москва. Фото 1930 г. (МУАР)открыть большое изображение
Дом Шминке. Лебау
Дом Шминке. Лебауоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерий Лукомский
  • Антон Надточий
  • Антон Лукомский
  • Никита Бирюков
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Бондаренко
  • Станислав Белых
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Илья Уткин
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Васильев
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Александр Попов
  • Игорь Шварцман
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Иван Кожин
  • Арсений Леонович
  • Михаил Канунников
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Романов
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Алексей Курков
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Чобан
  • Александр Асадов
  • Олег Карлсон
  • Александра Кузьмина
  • Наталья Сидорова
  • Олег Мединский
  • Антон Ладыгин
  • Андрей Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Никита Явейн
  • Карен Сапричян
  • Сергей Скуратов
  • Роман Леонидов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Валерия Преображенская
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Полина Воеводина
  • Антон Барклянский
  • Олег Шапиро
  • Алексей Гинзбург

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом «KINO»
  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Моносад на московском монорельсе
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи