15.01.2009

Архитектурная «Атлантида». О судьбе памятников 1920-х гг. в России и Германии

В галерее ВХУТЕМАС подходит к завершению выставка «Архитектурный авангард -- Всемирное наследие?», сопоставляющая состояние памятников 1920-х гг. в Москве, Петербурге – и в Германии. Получается красноречиво. Здания, построенные во имя нового быта, стали заложниками заложенной в них системы жизнеустройства и принципов экономии на материалах. В результате чего многократно перестраивались, приспосабливались или попросту разрушались. Сейчас состояние большинства российских памятников этого времени – удручающее, чего не скажешь о классике немецкого авангарда.

информация:

Дом Ле-Корбюзье, поселок «Вайсенхофф» в Штуттгарте.
Дом Ле-Корбюзье, поселок «Вайсенхофф» в Штуттгарте.открыть большое изображение

Выставку привезли из Петербурга, где она экспонировалась в Петропавловской крепости в рамках недели Русского авангарда и 8-го российско-германского форума «Петербургский диалог». Идея – показать судьбу памятников 1920-х годов во времени, рождение и торжество новой формы, упадок и разрушение в период господства иного стиля, возрождение или утрату этих памятников в итоге. Об использовании зданий, проведенных реставрациях, перестройках, утратах обстоятельно рассказывают десятки планшетов с фотографиями и краткими описаниями. При подготовке экспозиции использовались материалы МУАРа и Музея истории города Санкт-Петербурга.

В том, что исследователи часто сопоставляют немецкую и советскую школы авангарда, нет ничего удивительного – в 1910-е гг. это были два наиболее мощных источника формотворческих идей модернизма, а после революций именно в этих странах образовались «полигоны» для апробации этих идей в строительстве. С 1919 года – с момента возникновения Веймарской республики в Германии – открылись уникальные возможности для жилого строительства на абсолютно новых принципах, тот же процесс наблюдается в 20-е годы и в СССР. Возникают новые планировки кварталов, небывалые типы жилья на основе коммунального быта – дома-коммуны и жилкомбинаты, наконец, типы расселения в масштабах районов и целого города. Движение «Нойе Бауен» («Новое строительство») в Германии и советский конструктивизм оставили по себе целый пласт уникальных в конструктивном отношении построек и проектов планировки кварталов.

Немецкий раздел выставки представлен интереснейшими жилмассивами 1910-30-х, спроектированными Бруно Таутом, а наряду с ним – экспрессионистской и более поздней архитектурой Эриха Мендельсона. Аккуратно отреставрированные немецкие зидлунги (siedlung — «поселение») соседствуют с порядком искореженными грубыми перестройками конструктивистскими кварталами ленинградских архитекторов. Среди них наиболее известный – на Тракторной улице, отстроенный по проекту Александра Никольского, а также кварталы в Щемиловке, Политехническом и Кондратьевском районах и пр.

Кстати, Никольскому посвящена отдельная экспозиция, которая является частью большого проекта «От эксперимента к практике. Ленинградский конструктивизм» питерских искусствоведов Ивана Саблина и Сергея Фофанова по послереволюционной застройке Ленинграда, демонстрировавшегося на том же «Петербургском диалоге – 2008». Правда, в Москву им не удалось вывезти главного – уникальные макеты, 80 лет пролежавшие в запасниках Музея Академии Художеств, так и не покинули родных стен, с ними можно ознакомиться только по фотографиям. Никольский – гений авангардной мысли, обладавший особым ощущением архитектурной пластики. Его работы можно сравнить с Мендельсоном, однако природа архитектуры ленинградского архитектора несколько иная, чем у немецкого экспрессиониста – наряду с Лазарем Хидекелем, Никольский был одним из тех архитекторов, кто воспринял планетарный супрематизм Малевича и вывел некоторые его идеи в архитектуру. Никольский построил мало, его наследие – в проектах в ящиках письменного стола, тем ценней его макеты, позволяющие хотя бы отчасти оценить всю неординарность творческого мышления. Гигантский стеклянный купол общественных бань в Нарвском районе, макет столовой или супрематической трамвайной остановки с парикмахерской и туалетом не имеют себе подобных с точки зрения формотворчества. К сожалению, и без того малочисленное реализованное наследие архитектора активно уничтожается – общественные бани почти разрушены, на месте грандиозного стадиона имени Кирова собирается возникнуть новый стадион, по проекту Кишо Курокавы.
 
Московские постройки 1920-х представлены рядом, и видно, что они более легкие, стеклянные, в них меньше суровой пластики и очевиднее конструкции – в духе лидеров школы братьев Весниных. Между тем памятники московского архитектурного авангарда и известны как-то больше, вокруг них в последнее время чаще бывает шумиха… В Питере поднять людей на защиту авангарда труднее, считает Иван Саблин, сказывается архетип города классических ценностей. Надеяться на власти не приходится, как показывает недавний снос ДК Капранова, статус вновь выявленного памятника, которым обладают некоторые конструктивистские постройки, не способен их защитить. Еще трудней проследить за ремонтами, в результате которых от аутентичной постройки сохраняется все меньше. Случаются, к счастью, и хорошие реставрации – в частности, повезло зданию школы имени 10-летия Октября, построенной по проекту все того же Александра Никольского на проспекте Стачек.

Идея ценности наследия архитектурного авангарда трудно усваивается нашим обществом. Возможно, одна из причин – в том, что большинство этих памятников сейчас очень плохо выглядят – они грязны и обшарпаны, что для многих выводит эти постройки за грань эстетики. Красоту сочетания пространства и функции, смелых, но продуманных до мелочей планировок, лаконичную пластику фасадов сегодня помогают оценить старые фотографии. На которых дома культуры, фабрики-кухни, универмаги, школы, клубы, научные институты и заводы гордо возвышаются посреди полутрущобной застройки рабочих районов, воплощая лучшие побуждения (и надежды) строителей нового общества. Сегодня они перестали быть важнейшими градостроительными акцентами, превратившись в рудименты ушедшей эпохи. Нередко в этих зданиях существуют совсем посторонние функции, выразительность объемов утоплена в поздних пристройках, фасады облуплены, стекла мутны – и прохожим сложно оценить величие былых дерзаний, вложенных строителями новой жизни в эти дома. Однако надо признать  мы не можем (без предварительной подготовки) оценить былого величия.

Большинство памятников бурной и непродолжительной эпохи авангарда выстроены из дешевых и недолговечных материалов, они действительно трудны в реставрации и требуют частого обновления. Однако вернуть этим памятникам привлекательность (сохранив при этом подлинность) вполне возможно – в чем нас опять убеждают щепетильные немцы. Может, поэтому в названии выставки образовался странноватый вопросительный знак: займемся памятниками ключевой для нас эпохи – будет нам мировое значение, а если нет – ну что же…

Кировский райсовет. Санкт-Петербург
Кировский райсовет. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Башня «Энштейна» в Потсдаме
Башня «Энштейна» в Потсдамеоткрыть большое изображение
Жилая застройка Тракторной ул. Санкт-Петербург
Жилая застройка Тракторной ул. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Фабрика-кухня № 1. Москва
Фабрика-кухня № 1. Москваоткрыть большое изображение
Трикотажная фабрика «Красное Знамя». Санкт-Петербург
Трикотажная фабрика «Красное Знамя». Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Всесоюзное электротехническое общество. Москва
Всесоюзное электротехническое общество. Москваоткрыть большое изображение
Кооперативный дм «Дукстроя». Москва. Фото 1930 г. (МУАР)
Кооперативный дм «Дукстроя». Москва. Фото 1930 г. (МУАР)открыть большое изображение
Дом технической учебы. Санкт-Петербург
Дом технической учебы. Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
Канатный цех завода «Красный гвоздильщик». Санкт-Петербург
Канатный цех завода «Красный гвоздильщик». Санкт-Петербурготкрыть большое изображение
ВЭИ - Всероссийский электротехничский институт. Москва. Фото 1930 г. (МУАР)
ВЭИ - Всероссийский электротехничский институт. Москва. Фото 1930 г. (МУАР)открыть большое изображение
Дом Шминке. Лебау
Дом Шминке. Лебауоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Васильев
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Сергей Скуратов
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Грень
  • Владимир Биндеман
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Юлий Борисов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталья Сидорова
  • Карен Сапричян
  • Сергей Труханов
  • Всеволод Медведев
  • Константин Ходнев
  • Илья Машков
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Ликин
  • Михаил Канунников
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Чобан
  • Валерия Преображенская
  • Станислав Белых
  • Антон Ладыгин
  • Александр Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Николай Миловидов
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Никита Токарев
  • Александр Бровкин
  • Марк Сафронов
  • Александра Кузьмина
  • Антон Барклянский
  • Илья Уткин
  • Александр Скокан
  • Сергей Сенкевич
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Гинзбург
  • Иван Кожин
  • Никита Бирюков
  • Олег Шапиро
  • Алексей Курков
  • Антон Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Наталия Шилова
  • Андрей Романов
  • Андрей Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Плоткин
  • Юрий Сафронов
  • Антон Бондаренко
  • Евгений Герасимов
  • Роман Леонидов
  • Наталия Зайченко
  • Андрей Гнездилов
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Селивохин
  • Павел Андреев
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Рустам Керимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи