Япония отказалась от проекта стадиона Захи Хадид из-за его дороговизны

Власти Японии приняли решение отказаться от дорогостоящего проекта Национального стадиона в Токио, разработанного Захой Хадид, сообщает New York Times: об этом заявил премьер-министр страны Синдзо Абэ в пятницу, 17 июля. Стоимость масштабного проекта – более 2 миллиардов долларов – оказалась для страны слишком высокой. Теперь планируется разработать с нуля новый проект арены, предназначенной, помимо прочего, для Олимпиады-2020. Премьер-министр не уточнил, будет ли новый проект разрабатываться с участием Захи Хадид.

В ответ на оглашенное властями Японии решение на официальном сайте Zaha Hadid Architects 17 июля появилось заявление, в котором отмечается, что при разработке проекта бюро вложило много сил в то, чтобы стадион был возведен с оптимальными затратами. По словам представителей ZHA, его высокая стоимость не связана с необычным дизайном: в проекте использованы стандартные материалы и технологии, затраты на которые зависят исключительно от ценовой политики местных поставщиков.

Однако представители Олимпийского комитета считают, что стоимость проекта только частично повысилась из-за местных цен на материалы и рабочую силу, в то время как примерно 600 миллионов долларов должно было пойти только на возведение «необычных» элементов постройки. Например, на две огромные несущие арки, которые должны были располагаться вдоль всей длины стадиона.
Национальный стадион Японии. Доработанный вариант проекта © Zaha Hadid Architects
Национальный стадион Японии. Доработанный вариант проекта © Zaha Hadid Architects

Напомним, что проект токийского Национального стадиона от бюро Захи Хадид был признан лучшим на международном конкурсе еще в 2012. Новый стадион должен стать главной ареной Олимпийских игр 2020 года. Изначально стоимость грандиозной спортивной постройки, которая по плану должна вмещать 80 000 зрителей, составляла 3 миллиарда долларов. Именно дороговизна проекта стала основной причиной активной критики со стороны местных архитекторов и общественности, под давлением которой в 2014 проект стадиона был изменен. Тогда было принято решение использовать более дешевые материалы, а кровлю необычной формы сделать более легкой, благодаря чему стоимость удалось сократить до 2 миллиардов долларов, однако и такая сумма оказалась для бюджета Японии слишком обременительной.

Возведение стадиона должно было начаться уже в следующем году и завершиться в 2019. Теперь эти сроки под угрозой срыва, и властям Японии придется максимально быстро утверждать новый проект, чтобы успеть возвести Национальный стадион до 2020 года.

UPD 26/07/2015
Заха Хадид надеется остаться в команде проекта Национального стадиона в Токио, сообщает газета Japan Times. Ее цель – хотя бы не потерять сделанные ее бюро наработки, в то время как японские власти планируют провести новый архитектурный конкурс и по его итогам выбрать новый проект. Особая проблема – в оплате уже проделанной Zaha Hadid Architects, их японскими партнерами Nikken Sekkei и тремя другими фирмами работы: их общий гонорар составляет 5,9 млрд иен (48 млн долларов США), и, в случае полного отказа от их проекта, эта сумма, по сути, будет выброшена на ветер.

Тадао Андо, выбравший проект стадиона Хадид как глава конкурсного жюри в 2012-м, заявил, что на том этапе не представлял себе стоимость этой постройки, к тому же вычислить ее тогда – в самом начале работы над проектом – было бы невозможным, поэтому своей вины в сложившейся ситуации он не видит. При этом он советует все же продолжить разработку проекта ZHA (конечно, значительно сократив при этом его стоимость), чтобы сохранить доверие и уважение мировой общественности.

Еще одна трудность заключается в том, что до начала Олимпиады-2020 остается совсем немного времени, а стадион планировали подготовить еще к 2019, чтобы использовать в ходе очередного чемпионата мира по регби: теперь об этом речь уже не идет.

21 Июля 2015

Похожие статьи
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Технологии и материалы
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.