Пабло Джонаттан Пухно Бермео, «personal message»
Мы попробовали сделать еще лучше: объявили open call и пригласили стороннее жюри для отбора участников, разработали систему голосования, нашли хороших спонсоров, без которых невозможны масштабные преобразования – спасибо Архитайл, ДИАТ и Marks Group.
Планируется, что осенью все финалисты NEXT поедут на Молодежный туристический форум, который пройдет во Владивостоке. А мы коротко рассказываем о каждом проекте.
Победитель
NOMADO Architects: Непольза
Анку Гасич и Айталина Брызгалова родились и работают в Якутии, где у архитектора нет права на ошибку – из-за суровых климатических условий она может слишком дорого обойтись. Кажется, девушки немного устали от постоянного напряжения и ответственности, поэтому от участия в АРХ Москве решили получить удовольствие. Что и обернулось победой.Качели Nomado среди других проектов NEXT глаз почему-то выхватывает первыми – то ли за счет насыщенного цвета, то ли хочется идентифицировать непонятный материал, то ли нейронные связи реагируют на рукотворность объекта. Садиться на них при этом сразу не тянет – слишком уж похожи на музейный предмет.
Полотно ткали бабушки – полноценные соавторы, которые не очень-то следовали техзаданию, полагаясь больше на собственный опыт: они сами выбрали мастериц, последовательность узора и заложенный в него символизм. Полотно ткали по традиционной технике: из единой нити, которую валяют на голени из конского волоса, взятого из хвоста или гривы кобылы. Коня трогать нельзя – так можно забрать его силу. Шесть метров сплели в рекордный срок – всего за один месяц. Качели крепятся к деревянной конструкции из лиственницы, которая отсылает к сэргэ – ритуальным коновязным столбам.
По признанию девушек, они задумывали свой объект как чистую форму, лишенную каких-либо полезных свойств. Что оказалось невозможно: любой акт созидания порождает пользу.
Финалисты
ABG: 1м2
Если бы у спецпроекта был приз зрительских симпатий, его скорее всего взяла бы квартирка-шкаф, рядом с которой всегда кто-то крутился или делал селфи, присев на унитаз. Московское бюро Abg довело пользу и эффективность до абсурда, уместив все жизненное необходимые функции на площади в один квадратный метр: да, спать придется вертикально, пристегнувшись ремнем, #затосвоя. Аромадиффузор, книги и вино с бокалами в таком тесном пространстве лишь доказывают: мы готовы приспосабливаться и обживать любую кладовку. Так архитекторы намекают: в формуле пользы часто не хватает человечности.
ABOVE
За пониманием пользы еще одно бюро из Москвы обратилось к первоосновам и представило пять архетипичных пространств: дом, театр, церковь, тюрьму, а также материнскую утробу как первое место пребывания человека. Каждый из пяти макетов вобрал самые важные характеристики своего пространства, а вместе они отобразили путь человека через призму архитектуры – его становление, социализацию, духовное развитие. Тюрьму следует понимать как любое место «остановки»: например, больницу, а может быть еще и школу.
Проектный центр «ЯРУС»: Береза
Центром композиции ярославского бюро должно было стать дерево, которое отразило бы пользу симбиоза архитектуры и природы. Но выбранная березка на фоне остальных объектов выставки затерялась и скорее отразила реалии: дожидаться равных прав природе в городе еще долго. Этот печальный факт скрасил интерактив: березовый сок и раскраски. На прозрачный стол спроецировали манифест бюро и сведения о дереве. После выставки березу пересадили в парк усадьбы Люблино.
TOU! Architects: Баланс планирования и хаоса
Бюро из Воронежа видит пользу в психологическом комфорте. Не отрицая необходимости планирования городов и структуры, архитекторы считают важным добавлять щепотку хаоса: только такое сочетание породит баланс и по-настоящему удобное пространство. Поиск баланса в инсталляции отражает сочетание прямых линий с разными формами и природными материалами. Встав в центр, человек ощущает комфорт: за счет фундаментальности, сомасштабности и многообразия.
Партнеры проекта: Архитайл, Ironlab, Ebony and Co, Five Stone Construction, Panoramica, Dovlet House.
HADAA Architects: Стена плача
Объявления на бетонном заборе, который «примоднился» трендовой ржавчиной кортена, составляли плохие архитекторы и девелоперы – такие, которые приравнивают пользу к выгоде, исключая общественное благо. Работая над проектом, команда нашла формулу плохого проекта: кто-то из участников процесса должен продвигать только свои интересы. Польза же в том, чтобы видеть за зданиями город, а не утилитарность. В спонсоры архитекторы принципиально искали застройщика. Поучаствовать не испугался только один – Stone.
Архбюро «КБ 11»: Стена
Этот стенд, возможно, раскрывал тему выставки наиболее полно. За основу бюро из Уфы взяло «кейс» собственного города. Брутальные бетонные берегоукрепления, отрезавшие доступ к реке, визуализированы с помощью цилиндров, наполненных туристическими сидушками. Рис, который охотно пересыпали пришедшие на выставку дети, – это река Белая. Сидушки можно было купить и забрать с собой, таким образом сделав стену чуть прозрачнее. Вырученные средства пойдут на организацию волонтерских акций по очистке от мусора Уфимского ожерелья – сети велопешеходных маршрутов.
Архитектор, таким образом, может выступать не только как проектировщик зданий, но и как модератор, который способствует раскрытию идентичности, улучшению экологической ситуации и налаживанию диалога с девелопером.
APRELarchitects: Формула пользы
Пожалуй, ни одна Арх Москва не обходится без конструктора. APRELarchitects предложили восковой: каждый день добавлялась партия из элементов пяти форм и пяти оттенков – всего 825, которые благодаря участию гостей наслаивались и складывались во всевозможные формы, предлагая определенный «срез» общества.
Команда вычислила свою формулу пользы, которая включает пять тезисов: иерархия, сценография (возможность события), образ (эмоции и дух создателя), палимпсест (наслоения, среда как многогранный контекст), re-use (возможность повторного использования).
Bureau_ARD: Stöl-chelli
Сев за «столчели», слезть можно только по обоюдному согласию, обозначив свои действия. Иными словами, пока партнеры не договорятся, разойтись будет сложно, придется дослушать оппонента. Во внимательной коммуникации может быть ключ к пользе и успеху: она порождает новые идеи и позволяют разрешить противоречия. Объект сделан из отходов строительного производства – фанеры для опалубки. Ее обрезки пошли на сувениры для гостей выставки.NX architects: с чего начинается польза?
Еще один ракурс: польза – это результат проекции ценностей архитектора на его деятельность. У архитекторов, как и у врачей, есть свой этические кодексы, но их сложно назвать универсальными или общеизвестными. Поэтому NX Architects сформулировали свои принципы и публично их декларировали: с помощью бегущей строки, которая символизирует стремительность изменений и, как следствие, неизбежность дальнейшего обновления ценностей.