Будущее не дремлет

Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.

mainImg
Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы» – результат сотрудничества ГНИМА, российского подразделения Европейского культурного центра ECC Russia и Итальянского культурного центра в Москве. Она заняла основные залы дома Талызиных на Воздвиженке и стартовала 31 января с кураторской экскурсии и симпозиума, всем участникам которого раздали свежеизданные каталоги выставки.
Валерия Романини, куратор выставки «Общественная архитектура – будущее Европы», с каталогом в руках
Фотография: Архи.ру

Выставка, в которой, по словам организаторов, участвует порядка 40 архитекторов и организаций, решена, образно говоря, по принципу калейдоскопа или «сборной солянки», отчего во многом напоминает кураторские экспозиции венецианского Арсенала на биеннале архитектуры разных лет: куратор формулирует мысль, как правило довольно сложно интерпретируемую и потому размытую, и приглашает огромное количество архитектурных мастерских, которые подходят, с его точки зрения, слогану, выделяя им пятачок побольше и поменьше. В основном все показывают свои проекты, хорошо если инсталляциями, развлекающими воображение зрителя; реже кто-то делает действительно тематические экспозиции, ставящие вопросы и раскрывающие тему. Получается, в общем-то, очень информативно, хотя подписи бедные, почти условные, и если автор подал свой проект подробно – он смотрится яснее, а если нет, то уж нет.

Характерным примером такого набора была биеннале 2018 года под кураторством Grafton; в рамках той биеннале European Cultural Centre в рамках параллельной программы обустроил два небольших сада Marinaressa по набережной Семи мучеников и показал выставки в двух палаццо, Бембо и Мора (последнее служит резиденцией Центра). В биеннале ECC активно участвуют с 2012 года, как в биеннале современного искусства, так и архитектуры – все проекты для последней объединены под названием Time Space Existence, каждая собирает довольно много участников разной степени известности.
Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Как говорится, казалось бы при чем здесь биеннале? – Ну, как минимум на выставке, которая развернулась сейчас в анфиладе, показан проект обустройства садов на набережной 2018 года, да и видеоинтервью программы Time Space Existence, показанные в зале с колоннами, все со «звездами», среди которых Арата Исодзаки, Питер Айзенман, Даниил Либескинд и не только – составляют довольно увлекательную часть программы. Можно сидеть и слушать, они не длинные, а тексты приведены в каталоге. Все это создает ободряющую проекцию на всемирный контекст, напоминает о Венеции, – а, перефразируя кино, Венеция это всегда хорошая идея. Звезды, которые присутствуют здесь на экранах как пророки на храмовых сводах, излагая пару истин, осеняют собой выставку и создают эффект причастности. Словом, венецианская нота здесь отнюдь не лишняя, а может быть даже и главная, более того, выставка даже может показаться частью подготовки к биеннале, чья тема «Как мы будем жить вместе» неплохо коррелирует с выбранной ECC для ГНИМА темой общественной архитектуры. Можно было бы взять эту экспозицию и «пересадить» куда-нибудь в collaterale; впрочем, ни о чем подобном не сообщается, согласно каталогу и описаниям, никакого отношения к биеннале выставка не имеет, так что это мое личное оценочное суждение, основанное на формате выставки, чур, чур.
Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Возвращаясь на минуту к «звездам» – их, помимо интервью на экранах, которые представляют отдельный, образовательный, сюжет, в остальной части выставки совсем немного. Под определение «звездной» архитектуры, строго говоря, подходит только здание филиала музея Виктории и Альберта в Данди Кенго Кумы. И, наверное, еще Петер Кулька, которому отведен целый зал (с колоннами, тот самый, где видеоинтервью) – он показывает свои проекты реконструкций общественных зданий Германии после падения стены, в общей сложности 7 сюжетов, из них два парламента и одна железнодорожная станция в Лейпциге. И еще, может быть, проект больницы в португальской Еворе, в работе над которой участвовал Эдуарду Соту де Мора.

Российских участников – смотря как считать – либо двое либо четверо. Андрей Боков показывает проект, посвященный Сенежской студии Евгения Розенблюма: тема во всех отношениях интересная, но, во-первых, выпадает из общего контекста выставки, составленной в основном из современных сюжетов, а во-вторых, из-за того, что выдержки из издания Tatlin нарезаны в объемную конструкцию, очень плохо воспринимаемую и как носитель информации почти бесполезную. Сложно изучить Сенежскую студию, разглядывая получившуюся головоломку – даже если захотеть; да, можно заинтересоваться и обратиться к книге Tatlin, и все же зритель может почувствовать себя немного обманутым, как будто его втянули в некий сюжет, но дали слишком мало намеков.
Экспозиция Андрея Бокова: Сенежская школа. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Второй чисто российский участник – Уральский архитектурно-художественный университет. Хорошо что он есть, но его стенды представляют собой пример, который лежит ближе всего к практике традиционных российских «планшетов».
Экспозиция Уральского архитектурно-художественного университета, фрагмент (самый выразительный). Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Два других примера скорее относятся к области международного сотрудничества: UNStudio среди трех своих проектов показывает терминал канатной дороги через реку Амур в Благовещенске, проект-победитель конкурса, а студия M+R interior architecture – большой набор (штук шесть) лаунж-зон в аэропорту Шереметьево. И если Благовещенск встречаешь на выставке скорее с радостью, то от лаунжа «Рублёв», где из контуров церковной главы сделали своего рода клетку Фарадея, хочется скорее кричать и спрятать эту картинку от духа Тарковского, чтобы ненароком не увидел.

Остальные проекты отличаются, в общем-то, пестротой и разнообразием, как с позиции масштаба, так и показа и степени раскрытия в них темы. По мере продвижения становится ясно, что они собраны по группам, но логика комплектации скорее сбивчивая. В первом зале, к примеру, стоит поклониться названию фонда Мис ван Дер Роэ, но именно поклониться, его стена скорее обозначает присутствие знаменитой организации и поддержку начинания ее именем. И напротив, в том же зале любопытен проект венских архитекторов Baar-Baarenfels, посвященный консервации римских руин на площади Независимости в Софии – похож на сплющенный вариант пирамиды Лувра, окружен сталинской архитектурой, которую невольно начинаешь сравнивать с парижским дворцом, и в то же время представляет собой интересный вариант экспонирования руин – много лучший, чем просто запотевшее стекло под ногами.

С другой стороны, далее мы видим подборку просто-ЖК, причем часть из них даже высотные. Общественная архитектура здесь – во дворах и прочих дополнительных пространствах, в благоустройстве и в том, что у нас принято называть МОПами, местами общего пользования. Тема страшно популярная и даже перегретая, сразу удивительно, что своих в Москве не нашлось высказаться о них как подвидах общественной архитектуры. Зато показана местами хорошо – к примеру Duplex Architekten демонстрируют реконструкцию стекольной фабрики в жилой район с развитым общественным и коммерческим пространством беспроигрышным методом «замочной скважины» с цветными миниатюрными фигурками в окошках.
  • zooming
    1 / 5
    Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
    Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.
  • zooming
    4 / 5
    Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
    Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.
  • zooming
    5 / 5
    Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
    Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.

LAVA показывают свой проект павильона Германии на ЭКСПО 2020 не только макетом и роликом, и в VR-устройстве, с помощью 3D-очков, представляя это как взаимодействие цифровых технологий и природы: природа больше не предмет копирования, она эволюционно развивается «из себя». Но все это, и слова, и приемы, почему-то не работает на понимание исключительности данного проекта, скорее кажется избыточным дополнением. Или объяснено не очень хорошо, или авторы попросту много играют словами.
  • zooming
    1 / 3
    LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру

Самый приятный зал – тот, в котором расположены стенды Уральского университета. Его середина занята инсталляцией на тонких ножках, посвященной очень небольшому объекту – выставочному павильону Розы в парке Ремсхальдена, небольшом городке к востоку от Штутгарта. Воздушная беседка на холме показана столь же воздушно, так что ее общественный смысл как раз-таки вполне очевиден и даже ощущается.
Schulz und Schulz: Павильон Розы, беседка для садового фестиваля в Ремсхальдене, Германия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Schulz und Schulz: Павильон Розы, беседка для садового фестиваля в Ремсхальдене, Германия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Как и у соседнего проекта, смотровой площадки в исландском Болугарвике архитекторов Sei Studio.
Sei Studio: смотровая площадка в Болугарвике, Исландия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Довольно увлекателен проект из жанра партиципации: архбюро NIDUM и transparadiso показывают результаты опроса жителей Мальты о судьбе Шале в Слиме, заброшенной приморской террасы-танцплощадки. Стена увешана фотографиями и надписями, а в видеоролике можно услышать характерные, почти прямо московские рассуждения о засилье девелоперов и «коробках» из стекла и бетона, которые ужасно смотрятся в исторической застройке.
NIDUM и transparadiso: проект про Шале в Слиме, Мальта. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
NIDUM и transparadiso: проект про Шале в Слиме, Мальта. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Но на самом деле сразу надо идти в самый последний зал, – апофеоз там. «Рабочая группа идеальных пространств» на грубо нарисованной диараме и еще одном дополнительном экранчике показывает срез левоутопических штампов и пугалок: «наша экспозиция – про возможные варианты будущего». Для примера: люди не слушали климатологов-алармистов, всех затопило, мало кто остался. Мировое правительство контролирует и внушает мысли. И наоборот: утопия, земля в общем владении, никто не обижает животных, «война между полами закончена» (видимо, одно надо называть гендерным миром, другое анималистическим) – все это тысячу раз описано в кино и книгах, ощущение такое, что нам напоминают основные сюжеты, но очень пунктирно, чтобы не забыли устав комсомола, ведь завтра сдавать.

Самая феерическая – собственно диарама, комбинация трех пространств с тремя сюжетами. Слева – парк, страшно похожий на ВДНХ по духу, хотя отнюдь не только на него: на входе колоссальные юноша и девушка, но не в порыве, как Рабочий и Колхозница, а в статуарном stand-up, напротив дом-колонна, гибрид башни Татлина, Дворца Советов и колонны Траяна. Все вместе доказывает, что античный идеал общественных пространств по-прежнему актуален и ни советские, ни фашистские примеры таких вот пафосных пространств, похоже, не отпугивают. На противоположной стене – вариант будущего, где люди намеренно покинули большие города: на фоне стеклянные башни, примерно как в фильме Valli; живут обитатели нового мира в этаких вигвамчиках, общественные здания у них тоже вигвамчики, но побольше. Третий мир «террасный», самый реальный, хотя и уставлен зиккуратами, зато машины под жилыми платформами.

В принципе логично: до этого в основном попурри общественной архитектуры, а на закуску попурри идей про будущее, светлое и не очень, правда, поданных несколько шаблонно, и очень уж узнаваемых, если не приевшихся, – так сказать, будущее в прошедшем. Но главное, что хочется понять – есть ли тут доля шутки, и вот нет уверенности, что есть. А вдруг всё это искренне? Тогда страшновато.
  • zooming
    1 / 7
    Диарама «Рабочей группы идеальных пространств». Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    3 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    4 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    5 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    6 / 7
    Диарама: Террасный мир. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    7 / 7
    Диарама: Вигвамчики для новой жизни вне мегаполиса. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика

Несмотря на некоторую, как кажется, случайность набора проектов выставка выглядит живой и увлекательной, и каталог ее удачно поддерживает: многие из показанных проектов не выходят «в топ», что делает подборку как минимум любопытной, хотя она совершенно не каталожная и тему не столько раскрывает, сколько затрагивает. Но на биеннале мы такие выставки быстро пробегаем из-за обилия разного материала, а здесь есть возможность всмотреться и вдуматься в какие-то не совсем обязательные истории: превращение склада в начальную школу в Базеле или создание «игрового кохаузинга» в здании старой школы XIX века, в лесах под Хельсинки. Не всегда все объяснено и понятно, местами преобладает плетение слов и пустая риторика (хотя кроме прочего надо поменьше читать русский перевод, он прихрамывает и на экспозиции, и в каталоге). Но сами сюжеты – в основном интересны.

04 Февраля 2020

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.