Энергия студента

Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».

mainImg
В Петербурге завершился очередной конкурс «АРХпроект»: группа ЦДС проводила его уже в четвертый раз, в этом году – совместно с журналом «Проект Балтия». Главный редактор журнала Владимир Фролов привнес новшества: конкурс проходил в два этапа, студенты второго тура могли доработать свои проекты под руководством менторов – уже заработавших имя архитекторов, а кроме того всех ждала выставка в «Севкабель порту», с финским гостем и северным диско.

Тема конкурса звучала как «Внутри и снаружи», на выбор было три номинации: участники могли разработать фасад детского сада, придумать благоустройство двора или интерьер типовой квартиры. Техническое задание привязали к существующему жилому комплексу, который спроектировала Группа ЦДС, дополнительно участников мотивировали менторы, которые за время конкурса прочитали несколько лекций.

Из 213 заявок выбрали 30 лучших – по десять на каждую номинацию – и показали на открытой для всех выставке в «Севкабель Порту», где все работает на эстетику студенческого, как еще не совсем оформленного, слегка голодного, но устремленного в светлые дали. Второй этаж Кабельного цеха – не до конца «причесанное» пространство, с бетонным полом и неумытыми окнами на залив, кран-балками, песком и бочками, звуками ремонта. Заводской дух еще не вполне покинул это место, но новое поколение уже пришло и осваивается.

В огромном пространстве, которое не так-то просто заполнить, рейлы с планшетами смотрелись несколько сиротливо, поддерживали их инсталляции, которые подготовили менторы, вспоминая, вероятно, собственное начало пути. Сначала посетитель видит строгие «отчеты» с планами и пояснительными текстами, за ними же: вся студенческая романтика, тоже часть рабочего процесса.
  • zooming
    1 / 6
    Евгений Решетов, Татьяна Синельникова, «Столик для пикников на набережной», 2016. Выставка конкурса «АРХпроект-2019», «Севкабель порт»
    фотография Алены Кузнецовой
  • zooming
    2 / 6
    Вячеслав Хомутов, «Диван», 2007. Выставка конкурса «АРХпроект-2019», «Севкабель порт»
    фотография Алены Кузнецовой
  • zooming
    3 / 6
    Степан Липгарт, из серии «Пантикапейское утро», 2015. Выставка конкурса «АРХпроект-2019», «Севкабель порт»
    фотография Алены Кузнецовой
  • zooming
    4 / 6
    Андрей Люблинский, «Без названия (red people)». Выставка конкурса «АРХпроект-2019», «Севкабель порт»
    фотография Алены Кузнецовой
  • zooming
    5 / 6
    Выставка конкурса «АРХпроект-2019», «Севкабель порт»
    фотография Алены Кузнецовой
  • zooming
    6 / 6
    «Севкабель порт»
    фотография Алены Кузнецовой

Начинается все со столика для пикника от бюро RHIZOME, в котором удобно размещается бутылочка розе (все-таки нынешние студенты немного другие). Следом диван Вячеслава Хомутова, как будто из паллет, но элегантный, от которого в данном контексте сразу как-то много смыслов: символ ли это свободного времени, которое дает обзор пошире, или тесной студенческой вечеринки с разговорами, а может кушетка психотерапевта, где ты себя формулируешь и определяешь? Степан Липгарт, который, кажется, всегда будет молодым, показал свою неземную бумажную архитектуру, наставляя: не стоит сдерживать мечтания и эксперименты. У Сергея Падалко – стихи, куда без них в юности. А в «кабинке» «Хвои» – пусто. Если б оставили хоть бирочку с подписью, можно было подумать, что так и надо – «курсовой нет, зачетку забыл». Но видимо, не успели – так тоже можно делать – оставляя время для чего-то более важного. Не просто так же именно они благоустроили «Севкабель», получали АрхиВуд и выходили в финал премии ArchDaily.

Ну а победителям конкурса теперь проходить оплачиваемые стажировки в группе ЦДС, обладателю Гран-при – ехать на XVII Венецианскую архитектурную биеннале. Посмотреть работы всех участников можно здесь, ниже представляем финалистов. 

Гран при
«Надувная» архитектура
Дарья Ерофеева, ТГАСУ
Ментор: Степан Липгарт


Заявка Дарьи участвовала в номинации «Орнамент и плоскость». Природа и технология в ее проекте рассматриваются в контексте единства противоположностей. «Надутая» мембранная структура представляет собой симбиоз искусственного и натурального: это прочный, устойчивым к ультрафиолету, безопасный и экологичный полимер, который можно полностью перерабатывать. Его малый вес не требует больших расходов на транспортировку и переработку, что минимизирует «углеродный след». Полиуретановая пропитка защищает здание от влаги и ветра, а также отталкивает грязь. После работы с ментором Дарья наделила фасад еще одной функцией: дети могут использовать его ниши для игр.
  • zooming
    1 / 3
    «Надувная» архитектура
    © Ерофеева Дарья. Ментор Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 3
    «Надувная» архитектура
    © Ерофеева Дарья. Ментор Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    «Надувная» архитектура
    © Ерофеева Дарья. Ментор Степан Липгарт
 

Орнамент и плоскость
I место: Сказочный лес
Инна Клименко и Илья Чуркин, МАРХИ, МГСУ
Ментор: Степан Липгарт


Детский сад – первый институт, где ребенок получает непростой опыт социализации, который усложняется еще и разлукой с родителями. Перед участниками поставили творческую задачу: придумать новый фасад для детского сада на 295 воспитанников, с помощью выразительного архитектурного языка наделить его признаками «доброго гения», что могло бы помочь детям легче адаптироваться к новому жизненному этапу. Всего в номинации участвовало 56 проектов.

Победители взяли за основу образ сказочного леса. В этом лесу – загадочный туман, высокие деревья, светящиеся в темноте волшебные птицы. Для достижения подобных эффектов в отделке фасада используется облицовочный кирпич с градиентной схемой кладки, деревянные панели из клееного бруса, а также уличное освещение с плафонами в виде птиц. Все это создает дружественный образ здания, без существенного изменения геометрии и с сохранением объемно-планировочных решений.
I место в номинации «Орнамент и плоскость». Детский сад «Сказочный лес»
© Инна Клименко, Илья Чуркин. Ментор Степан Липгарт

Функция двора
I место: Господинова Юлия и Малева Анна, СПбГАСУ
Ментор: Андрей Люблинский


Двор – это территория общественная, которую жители квартала в то же время должны воспринимать и как «свою». Участникам нужно было подумать над благоустройством полуприватного двора, а также разработать малую архитектурную форму: узнаваемую, простую в реализации, с потенциалом для повторного использования. В номинации участвовало 74 проекта.

В основе композиции победителей – единый модуль, формирующий функциональные зоны, которые дифференцируются с помощью разных уровней высот. Главная пешеходная ось соединяет входы во двор и связывает модули в цельную систему. Эту же задачу выполняют металлические рамы – отличительный элемент благоустройства, который дополняет пространство двора и взаимодействует с фасадным решением жилого комплекса.
  • zooming
    1 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский
  • zooming
    2 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский
  • zooming
    3 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский
  • zooming
    4 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский
  • zooming
    5 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский
  • zooming
    6 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский
  • zooming
    7 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский
  • zooming
    8 / 8
    I место в номинации «Функции двора»
    © Анна Малева и Господинова Юлия. Ментор Андрей Люблинский

Форма обитания
I место: Яркий интерьер для ярких личностей
Бодяк Алина и Агекян Артем, СПГАСУ
Ментор: Вячеслав Хомутов 


Участникам нужно было выбрать типовую квартиру – от студии до четырехкомнатной – придумать для нее героев-жителей, а затем найти эстетическое и планировочное решение пространства. Квартира рассматривается как тиражный элемент, который может отобразить индивидуальность человека как раз с помощью интерьерных решений.

Победители придумывали интерьер для молодой семьи с четырехлетней дочкой. Женщина – дизайнер мебели, любит яркие и смелые решения, мужчина – начинающий предприниматель, полностью поддерживающий идеи талантливой жены. Дочка воспитана с любовью к природе.

Коралловый цвет в сочетании с другими яркими красками и террацо помогает сохранять настроение даже в самые тусклые серые дни Санкт-Петербурга. Дубовый паркет, белые и черные оттенки в деталях мебели балансируют палитру. С помощью встроенных систем хранения, совмещения функциональных зон и специально разработанных перегородок авторы проекта стремились рационально использовать каждый квадратный метр. В оформлении всех комнат прослеживается тема «Мемфис», что позволило добиться цельности композиции.
  • zooming
    1 / 5
    I место. Яркий интерьер для ярких людей
    © Артем Агекян и Алина Бодяк. Ментор Вячеслав Хомутов
  • zooming
    2 / 5
    I место. Яркий интерьер для ярких людей
    © Артем Агекян и Алина Бодяк. Ментор Вячеслав Хомутов
  • zooming
    3 / 5
    I место. Яркий интерьер для ярких людей
    © Артем Агекян и Алина Бодяк. Ментор Вячеслав Хомутов
  • zooming
    4 / 5
    I место. Яркий интерьер для ярких людей
    © Артем Агекян и Алина Бодяк. Ментор Вячеслав Хомутов
  • zooming
    5 / 5
    I место. Яркий интерьер для ярких людей
    © Артем Агекян и Алина Бодяк. Ментор Вячеслав Хомутов

Специальное упоминание 
Вдохновляясь природой
Петр Платонов, ВГТУ
Ментор: Сергей Падалко


Фасад этого детского сада живой и стремится вверх, как и дети. Живым его делают основные отделочные материалы: патинированная медь и дерево, которые, словно ребенок в обществе, «растут» и изменяют свои качества под воздействием среды. Рост здания подчеркивают «волны», венчающие фасад: они дают детям простор для воображения, в котором эти формы могут превратиться в северное сияние, очертания гор или кроны деревьев, стволы которых – это опоры навесов над основными входами в детский сад.

Такое решение связывает детей и их родителей с природой, а также создает дополнительное пространство для занятий и игр на открытом воздухе, как, например, площадка с качелями и батутами на заднем дворе. Ночью здание преображается: подсветка верхней части фасадов создает эффект северного сияния, а на животных подсвечиваются соответствующие им созвездия.
  • zooming
    1 / 6
    «Вдохновляясь природой»
    © Петр Платонов. Ментор Сергей Падалко
  • zooming
    2 / 6
    «Вдохновляясь природой»
    © Петр Платонов. Ментор Сергей Падалко
  • zooming
    3 / 6
    «Вдохновляясь природой»
    © Петр Платонов. Ментор Сергей Падалко
  • zooming
    4 / 6
    «Вдохновляясь природой»
    © Петр Платонов. Ментор Сергей Падалко
  • zooming
    5 / 6
    «Вдохновляясь природой»
    © Петр Платонов. Ментор Сергей Падалко
  • zooming
    6 / 6
    «Вдохновляясь природой»
    © Петр Платонов. Ментор Сергей Падалко

18 Декабря 2019

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.