Тема конкурса звучала как «Внутри и снаружи», на выбор было три номинации: участники могли разработать фасад детского сада, придумать благоустройство двора или интерьер типовой квартиры. Техническое задание привязали к существующему жилому комплексу, который спроектировала Группа ЦДС, дополнительно участников мотивировали менторы, которые за время конкурса прочитали несколько лекций.
Из 213 заявок выбрали 30 лучших – по десять на каждую номинацию – и показали на открытой для всех выставке в «Севкабель Порту», где все работает на эстетику студенческого, как еще не совсем оформленного, слегка голодного, но устремленного в светлые дали. Второй этаж Кабельного цеха – не до конца «причесанное» пространство, с бетонным полом и неумытыми окнами на залив, кран-балками, песком и бочками, звуками ремонта. Заводской дух еще не вполне покинул это место, но новое поколение уже пришло и осваивается.
В огромном пространстве, которое не так-то просто заполнить, рейлы с планшетами смотрелись несколько сиротливо, поддерживали их инсталляции, которые подготовили менторы, вспоминая, вероятно, собственное начало пути. Сначала посетитель видит строгие «отчеты» с планами и пояснительными текстами, за ними же: вся студенческая романтика, тоже часть рабочего процесса.
Начинается все со столика для пикника от бюро RHIZOME, в котором удобно размещается бутылочка розе (все-таки нынешние студенты немного другие). Следом диван Вячеслава Хомутова, как будто из паллет, но элегантный, от которого в данном контексте сразу как-то много смыслов: символ ли это свободного времени, которое дает обзор пошире, или тесной студенческой вечеринки с разговорами, а может кушетка психотерапевта, где ты себя формулируешь и определяешь? Степан Липгарт, который, кажется, всегда будет молодым, показал свою неземную бумажную архитектуру, наставляя: не стоит сдерживать мечтания и эксперименты. У Сергея Падалко – стихи, куда без них в юности. А в «кабинке» «Хвои» – пусто. Если б оставили хоть бирочку с подписью, можно было подумать, что так и надо – «курсовой нет, зачетку забыл». Но видимо, не успели – так тоже можно делать – оставляя время для чего-то более важного. Не просто так же именно они благоустроили «Севкабель», получали АрхиВуд и выходили в финал премии ArchDaily.
Ну а победителям конкурса теперь проходить оплачиваемые стажировки в группе ЦДС, обладателю Гран-при – ехать на XVII Венецианскую архитектурную биеннале. Посмотреть работы всех участников можно здесь, ниже представляем финалистов.
Гран при
«Надувная» архитектураДарья Ерофеева, ТГАСУ
Ментор: Степан Липгарт
Заявка Дарьи участвовала в номинации «Орнамент и плоскость». Природа и технология в ее проекте рассматриваются в контексте единства противоположностей. «Надутая» мембранная структура представляет собой симбиоз искусственного и натурального: это прочный, устойчивым к ультрафиолету, безопасный и экологичный полимер, который можно полностью перерабатывать. Его малый вес не требует больших расходов на транспортировку и переработку, что минимизирует «углеродный след». Полиуретановая пропитка защищает здание от влаги и ветра, а также отталкивает грязь. После работы с ментором Дарья наделила фасад еще одной функцией: дети могут использовать его ниши для игр.
Орнамент и плоскость
I место: Сказочный лесИнна Клименко и Илья Чуркин, МАРХИ, МГСУ
Ментор: Степан Липгарт
Детский сад – первый институт, где ребенок получает непростой опыт социализации, который усложняется еще и разлукой с родителями. Перед участниками поставили творческую задачу: придумать новый фасад для детского сада на 295 воспитанников, с помощью выразительного архитектурного языка наделить его признаками «доброго гения», что могло бы помочь детям легче адаптироваться к новому жизненному этапу. Всего в номинации участвовало 56 проектов.
Победители взяли за основу образ сказочного леса. В этом лесу – загадочный туман, высокие деревья, светящиеся в темноте волшебные птицы. Для достижения подобных эффектов в отделке фасада используется облицовочный кирпич с градиентной схемой кладки, деревянные панели из клееного бруса, а также уличное освещение с плафонами в виде птиц. Все это создает дружественный образ здания, без существенного изменения геометрии и с сохранением объемно-планировочных решений.
Функция двора
I место: Господинова Юлия и Малева Анна, СПбГАСУМентор: Андрей Люблинский
Двор – это территория общественная, которую жители квартала в то же время должны воспринимать и как «свою». Участникам нужно было подумать над благоустройством полуприватного двора, а также разработать малую архитектурную форму: узнаваемую, простую в реализации, с потенциалом для повторного использования. В номинации участвовало 74 проекта.
В основе композиции победителей – единый модуль, формирующий функциональные зоны, которые дифференцируются с помощью разных уровней высот. Главная пешеходная ось соединяет входы во двор и связывает модули в цельную систему. Эту же задачу выполняют металлические рамы – отличительный элемент благоустройства, который дополняет пространство двора и взаимодействует с фасадным решением жилого комплекса.
Форма обитания
I место: Яркий интерьер для ярких личностейБодяк Алина и Агекян Артем, СПГАСУ
Ментор: Вячеслав Хомутов
Участникам нужно было выбрать типовую квартиру – от студии до четырехкомнатной – придумать для нее героев-жителей, а затем найти эстетическое и планировочное решение пространства. Квартира рассматривается как тиражный элемент, который может отобразить индивидуальность человека как раз с помощью интерьерных решений.
Победители придумывали интерьер для молодой семьи с четырехлетней дочкой. Женщина – дизайнер мебели, любит яркие и смелые решения, мужчина – начинающий предприниматель, полностью поддерживающий идеи талантливой жены. Дочка воспитана с любовью к природе.
Коралловый цвет в сочетании с другими яркими красками и террацо помогает сохранять настроение даже в самые тусклые серые дни Санкт-Петербурга. Дубовый паркет, белые и черные оттенки в деталях мебели балансируют палитру. С помощью встроенных систем хранения, совмещения функциональных зон и специально разработанных перегородок авторы проекта стремились рационально использовать каждый квадратный метр. В оформлении всех комнат прослеживается тема «Мемфис», что позволило добиться цельности композиции.
Специальное упоминание
Вдохновляясь природойПетр Платонов, ВГТУ
Ментор: Сергей Падалко
Фасад этого детского сада живой и стремится вверх, как и дети. Живым его делают основные отделочные материалы: патинированная медь и дерево, которые, словно ребенок в обществе, «растут» и изменяют свои качества под воздействием среды. Рост здания подчеркивают «волны», венчающие фасад: они дают детям простор для воображения, в котором эти формы могут превратиться в северное сияние, очертания гор или кроны деревьев, стволы которых – это опоры навесов над основными входами в детский сад.
Такое решение связывает детей и их родителей с природой, а также создает дополнительное пространство для занятий и игр на открытом воздухе, как, например, площадка с качелями и батутами на заднем дворе. Ночью здание преображается: подсветка верхней части фасадов создает эффект северного сияния, а на животных подсвечиваются соответствующие им созвездия.