Вырасти свой сад

Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.

mainImg
На небе только и разговоров, что о парках: часто кажется – это и есть лучшая часть города, признак здоровой, стабильной и безопасной среды. В Казани состоялся масштабный конгресс World Urban Parks, где шел конструктивный разговор о том, что такое парки, как их придумывать, делать и управлять.

Конгресс посетили 1500 делегатов со всего мира, в том числе признанные знаменитости мировой урбанистики, такие как, к примеру, Эверт Верхаген, Ричард Мюррей или Кен Смит: цитаты знаменитостей и представителей инстеблишмента можно увидеть здесь, мы же рассказываем о том, что из массы важного и интересного показалось самым-самым.
Конгресс World Urban Parks 2019 в Казани
Фотография предоставлена фондом «Институт развития городов республики Татарстан»

Комфортная среда для малых городов
Коротко: критерии конкурса можно использовать для любого общественного пространства, это почти готовое ТЗ.
Конгресс World Urban Parks 2019 в Казани
Фотография предоставлена фондом «Институт развития городов республики Татарстан»

Одна из секций конгресса была посвящена обсуждению критериев Всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Всего их пять, документ дает представление о том, что под общественными пространствами понимают профессионалы. Руководитель рабочей группы Артем Гебелев пояснил, что пользоваться критериями можно как техзаданием – к этой универсальности, собственно, и стремились. Но стоит отметить, что проект пока не утвержден федеральной комиссией, возможны изменения.

Итак, критерии:
  • степень и разнообразие форм участия горожан на всех этапах подготовки и реализации проекта, социокультурное программирование территории;
  • обоснованность выбора места и востребованность проекта;
  • качество планировочных и архитектурных решений;
  • сохранение историко-градостроительной и природной среды исторического поселения;
  • прогнозируемые экономические и социальные эффекты от реализации проекта.
Каждый критерий подробно раскрывается подпунктами. В этом году намного больше внимания уделено архитектурным решениям, также в трех из пяти основных критериев есть подпункт, связанный с индентичностью.
Бульвар «Белые цветы» по улице Абсалямова, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Победители и участники прошлых лет поделились опытом. Заместитель Министра строительства и ЖКХ Максим Егоров отметил, что «конкурс меняет не только пространство городов, но и мозги людей», а «критерии формируют архитекторов». Представители Казани, Москвы и Нижнего Новгорода – наиболее успешные участники конкурса, рассказали о последствиях: «муниципалитет прокачивается и начинает генерить движуху», по нарастающей в процесс вовлекаются разные социальные группы, чиновники успешнее взаимодействуют с архитекторами, но с получением гранта начинается все самое тяжелое. Лайфхак: установка камер на стройке качественно улучшает процесс.
Бульвар «Белые цветы» по улице Абсалямова, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Заместитель начальника Управления развития общественных территорий Министерства благоустройства Московской области Юрий Шередега рассказал, кто конкурс «вытаскивает города из небытия». Кроме прочих бонусов муниципалитет получает брендирование, айдентику, социокультурную программу, систему зонирования, опыт общения с жителями, которого до сих пор не часто случалось. Советовал уходить от фантастичности проектов, но не отсекать ее полностью. Проекты, не получившие гранты, по его словам были выполнены так, словно архитекторы не ездили в города, то есть не было в них пресловутой идентичности.
Фестиваль «Лэнд-Арт» в селе Муслюмово, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

За круглыми столами собрались те, кто собирается подавать заявки, рабочая группа помогала советами и отвечала на вопросы. Здесь услышалось, что как критерии ни составляй, все упирается в экономику: чем богаче регион, тем проще ему сделать хорошую заявку и найти дополнительное финансирование. У остальных же часто нет даже архитектора, который как следует нарисует проект. На это советовали «пристегивать» всевозможные муниципальные и федеральные программы, привлекать вузы, искать инвесторов. Казань, к слову, растит своих архитекторов: оплачивает им обучение и стажировки, привозит зарубежных специалистов. Также спорили о необходимости местных материалов, коротких сроках и совершенно разных погодных условиях, которые не позволяют вовремя начать стройку.

В конкурсе могут участвовать малые города с населением до 100 тысяч человек, а также исторические поселения. В 2020 году 80 проектов-победителей из 46 регионов получат финансирование из федерального бюджета от 40 до 85 млн рублей.
 
Идентичность

Коротко: копать глубже, говорить с людьми
Набережная реки Тюлячка, село Тюлячи, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Самая яркая сессия называлась «Можно ли сделать место?» И выглядела примерно так: Надежда Нилина по-английски рассказывала про советскую идентичность российской аудитории, для которой все услышанное скорее всего было новостью.

Старший преподаватель, Нью-Йоркского технологического института Надежда Нилина на примере социалистических городов рассказывала о том, как идентичность может быть сфабрикована. ЦПКиО – пространство для спорта («в здоровом теле здоровый дух!»), защиты промышленного города от загрязнения, адаптации сельского населения к городской жизни, а также место, где можно легитимно знакомиться с противоположным полом. В этой парадигме уникальность замещена универсальностью: парки всех городов от Арзамаса до Магнитогорска делали по стандарту Москвы. Общество поменялось, парки – нет. Городам предстоит найти свою индентичность.
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Сооснователь архитектурного бюро Orchestra Эдуард Моро делился впечатлениями от работы в глубинке: «суть малых городов в России не всегда понятна, вне городов ландшафт поразителен, но внутри – очень простой, площадь Ленина и улица Карла Маркса. Время давать новые имена».

Многие, в том числе Моро, транслировали мысль, что идентичность хорошо ищется и конструируется через работу с местным сообществом. При этом недостаточно спросить, чего хотят люди – они часто сами не знают, причем не только своих желаний, но и возможностей. Нужно вовлечь их в процесс. Для Елабуги, например, придумали «Сад тысячи историй»: на стальных пластинах напечатают личные истории горожан о том, как они связаны с городом.

Юрий Шередега назвал идентичность главной составляющей успешного проекта, но призвал «копать глубже, чем мамочки, спортсмены и пожилые люди, искать индивидуальные истории про конкретный город, а не город вообще». Тогда появляется еще нечто важное – гордость за место.
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Основатель студии KEN SMITH WORKSHOP Кен Смит показывал, как превращал «страшненькие места» Торонто вроде автопарковок в популярные скверы. Ухватить идентичность помогли картины местных художников: в сквер переместили скальную глыбу и фонтан, который зимой превращается в живописную стену сосулек. Теперь жители говорят: «встретимся на скалах!» Архитектор предложил выходить на уровень абстракций, что позволяет говорить сразу с большим количеством людей.
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Арт-директор Architettura e Paesaggio Ольга Москвина с ураганной энергией рассказывала про то, как спасала растения после Экспо в Милане: по регламенту все, от дорогих и редких платанов до кустиков лаванды, после выставки должны были утилизировать. А только в одном павильоне Швейцарии было 60 берез. С помощью волонтеров и собственной харизмы Ольга постепенно вывезла большинство растений и отдала в общественные пространства Ломбардии, как правило, это были «самые паршивые неместа». Город Боллате взял 2000 растений из 7000 и вместе с рабочими Экспо спланировал парк. Поскольку растения несколько раз пересаживали, им требовался особенный уход, много внимания. Проводили встречи с волонтерами и пожилыми людьми, учили, вовлекали. Постепенно парк превратился в здоровый и красивый городской лес, хотя энтузиазм волонтеров и поубавился. Ольга считает, что теперь у места появилась идентичность, свой genius loci – дух Экспо. Камень брошен, круги идут.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Урбанист, основатель агентства Creative Cities и компании Reuse BV Эверт Верхаген подвел итог: «идентичность – это связывание людей с пространством. Важно, чтобы у людей была причина остаться в Сибири или хотя бы вернуться».

Если же взять вышеупомянутые критерии, то в них идентичность достигается через работу с историко-культурными и географическими особенностями, символикой, традициями и уникальными привычками горожан, городскими мифами, местными промыслами и производством. Также важно участие лидеров городских сообществ. 
Вовлечение

Коротко: необходимый и мощный инструмент, поможет с идентичностью
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Помощник президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказывает, что во время работ по благоустройству парка имени Урицкого рабочие спилили старую иву, которую многие жители помнили с малых лет. Это всколыхнуло город, люди «чуть не с вилами» выходили на улицу. История кажется вполне обычной, разница в том, что здесь власти не стали отмалчиваться и вышли поговорить: организовали в ДК парка общественные слушания. После нескольких сессий в стиле фильма «Гараж» удалось начать говорить о парке: что люди хотят там видеть, как исправить случившееся. Пожелания услышали, записали, реализовали. Одно дерево изменило подход, теперь каждый новый проект сопровождается вовлечением жителей, опросами, анкетированием.

Опытом охотно делятся: на сайте парков Татарстана есть методички: «Соучаствующее проектирование», «Организация общественных слушаний». Сейчас идет разработка стратегии благоустройства Казанки, для нее тоже создан сайт, пропустить блок для предложений невозможно, а интерфейс инструмента такой, что не внести предложение тоже почти невозможно.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Многие говорили о том, что копирование – «как в Копенгагене», «как в Москве», а теперь и «как в Казани» – нужно заменить слушанием, тогда легче будет создать место со своей идентичностью да и вообще понять, в каком направлении двигаться. Инструментов много: кроме упомянутого помогают глубинные интервью, фокус-группы, воркшопы, конкрусы детских рисунков, статистика – данные мобильных операторов, платежных систем, анализ социальных сетей.
Набережная «Казан Су» в городе Арск, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Партнер и управляющий директор Gehl Architect Генриетта Вамберг рассказывала об открытой системе Протокол, которая использует как простейшие инструменты вроде кликера, так и анализ поз по фотографиям: где люди сидят, стоят, прислоняются, бегут или останавливаются. В Протокол можно загружать свои данные и сравнивать, например, набережную озера Кабан с другим променадом у воды, чтобы оценить его эффективность.
 
Жизнеспособность

Коротко: без перфекционизма и малыми средствами
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Когда процесс более или менее налажен, оказывается, что не всегда нужны масштабные бюджетные программы.

Директор по планированию и дизайну, University City District Нейтон Хомель рассказал, о том, как менялась территория рядом с ж/д вокзалом в Филадельфии, получившая название The Porch. Относительно небольшое инвестирование потратили на сбор данных и изменения небольшого участка. Опыт оказался успешным, власти выделили дополнительные средства, архитекторы продолжали исследовать. Благоустроенная территория расширялась и насыщалась, чего могло бы не случиться при изначально большом проекте: никто не поверил бы, что 14 качелей могут быть здесь востребованы.
Набережная и пляж в городе Лаишево
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Бюро Orchestra в Юже всего лишь добилось открытия территории текстильного завода фабрикантов Балиных, что добавило городу красивую улицу и улучшило коммуникацию. А в Ханты-Мансийске в одном их депрессивных дворов для начала поставили ящики для рассады и стенды с информацией, что пользовалось успехом у детей и подростков целых четыре месяца.

Директор Lugares Públicos и партнер Placemaking X Гильермо Берналь считает: «чтобы из пространства создать место, понадобятся не только материалы и растения, необходимо развивать связи между людьми, наводить мосты дружбы». Копеечная настольная игра, колонки и учитель танцев – так тоже начинается место.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Эверт Верхаген на сессии посвященной индустриальному наследию делился мыслями: «Красота переоценена, даже страшные здания могут быть уютными. Со зданиями без охранного статуса можно экспериментировать, часто именно они становятся самыми привлекательными для города. Надо ценить то, что есть, а не выбрасывать».
Набережная «Казан Су» в городе Арск, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

***
Еще пару лет назад, «до Зарядья» и конкурса малых городов, сложно было представить, что такое мероприятие как конгресс World Urban Parks пройдет в Казани.

WUP появился четыре года назад, в это же время стартовала Программа развития общественных пространств Татарстана, благодаря которой республика благоустроила или создала уже больше 300 парков, получила премию Ага Хана, приглашала иностранных архитекторов и обучала своих. В Казани опытом делились «звезды» вроде Киат В. Тана, создателя «Садов у залива» в Сингапуре, а также архитекторы, чиновники, муниципалы, общественники. Атмосфера стояла неформальная, праздничная, но в то же время на удивление рабочая и продуктивная.

Интересно, что российские «кейсы», как их везде называли, отражают совсем другое представление о парке, чем иностранные: у нас это скорее благоустроенное место, насыщенное всевозможными «активностями», тогда как в зарубежных примерах больше естественности, природности. Возможно, зеленый каркас как рутина, как еще одна городская сеть коммуникаций – следующий шаг, запрос на который еще не сформулирован. Вероятно, от этого нет и ощущения той пресловутой идентичности: новые общественные места все еще про подражание, желание быть западом, «русского духа», несмотря на арт-одуванчики и национальные орнаменты, в них нет. Также было заметно, что на конгрессе почти не касались текущих проблем, отчитываясь лишь об успехах.

И все же упрекать никого совершенно не хочется, потому что эйфория от мероприятия слишком очевидная и долгоиграющая. Увидев чиновников в человеческом обличье, классных российских специалистов, архитекторов с горящими глазами и просто хороших людей – веришь, всем очень веришь, что скоро в Мурманске зацветут сады, по Якутии полетят дирижабли, парковки и микрорайоны зазеленеют и вообще жить станет веселее.

Эйхнория отличная в одном из каскадных прудов на набережной озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

25 Октября 2019

Похожие статьи
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.