В мире тем временем идут процессы, связанные с изменением образа жизни и, как следствие – жилья. Всё более популярны аренда и коливинги, отношение к жилью как набору сервисов и услуге, а не бетонной «копилке» или средству обеспечения уверенности в завтрашнем дне. Сейчас в Москве довольно много коворкингов, современная тема коливингов тоже развивается – вспомним проект CO_Loft архитекторов DNK ag или, с другой стороны, победу российского бюро AI-architects в недавнем китайском конкурсе на сеть коливингов, – но все же пока, учитывая ригидность российского рынка жилья, не слишком активно.
Тема конкурса – достаточно широкая: дом будущего, подразумевая размышление о судьбе жилых пространств вообще. Однако небольшое уточнение – сегодня – выводит ее на новый уровень. Перед жюри стояла задача оценить, в числе прочего, реализуемость идей и реальные усилия авторов по внедрению предложений. Так что некоторые из победивших проектов предлагают даже схемы развития реальных проектов. По словам участников конкурса, представляя свои проекты на Арх Москве они смогли найти вероятных инвесторов и партнеров, так что не исключено, что у нас скоро появятся свои «бла-бла» коливинги, они же коммуны, но только не принудительные, как в некоторых примерах 1920-х, и дружные, потому что коллективы будут подбираться по гибким современным принципам. А также насыщенные сервисами, от кафе до коворкингов. Публикуем четыре проекта-победителя.
Абсолютный победитель: IND Architects
Коливинги: новый формат жилья Задача проекта – в интерактивном режиме исследовать предпочтения возможных обитателей коливингов в анкете, которая затем может быть использована для оборудования разных типов коливингов исходя из взглядов их потенциальных обитателей. На выставке анкета была представлена в виде планшета-диска, где предпочтения обозначались желтыми кружочками. Их постоянно фотографировали и затем обновляли стенд. Анкету можно заполнить в интернете, а результатами авторы обещают поделиться в декабре.
Подача: АБ Шамсудина Керимова
FlatrisШамсудин Керимов акцентирует одну особенность опытов авангарда с типологией жилья – способность многоярусных ячеек складываться в объемный Тетрис. Идея и названа соответственно: Flatris. Автор оперирует 14 типами двухъярусных квартир, легко складывая их в разнообразные объемы и наглядно демонстрируя разнообразие, возникающее в результате.
Проект ярко демонстрирует красоту объемных решений, заставляя ностальгировать о поисках Секции стройкома, от которых в СССР осталось всего шесть построенных домов; надо ли говорить, что в Европе и США разнообразие типологий и планировок больше, а двухъярусные квартиры встречаются чаще. Но методов внедрения проект не предлагает, неудивительно, что его отметили за подачу, действительно очень яркую. Особенно если поиграть в «кубики».
Аналитика: Archimatika
Жилье как сервисArchimatika сравнивают жизнь с путешествием, а квартиру – с чемоданом (их инсталляция на выставке была башней из чемоданов). Вероятность или необходимость изменения жилья возникает в среднем каждые два года – подсчитывают авторы. Между тем они предлагают не арендное жилье, а предлагают новую систему собственности на жилье, подобный манхеттенскому «отелю для постоянного проживания», описанному Ремом Колхасом – аренду как систему лизинга, основанную на акциях. Разнообразие планировок обеспечивает система PRO-квартир, разработанная архитекторами, а квадратные метры рассматриваются не как недвижимость, а как акции внутри системы: их можно сдавать и получать прибыль, а можно докупать в рамках системы новые и переезжать в большую квартиру в другом месте, не морочась с куплей-продажей конкретной недвижимости. Предложение показано в виде истории жизни девушки со слов «вы закончили институт и устроились на работу», включая замужество, детей и переезд с мужем в Париж.
Явное достоинство проекта заключается в том, что он совмещает готовую и даже проверенную несколькими реализациями разработку бюро – квартиры PRO, и новую идею «акционирования квартир». между тем плюс предложенной системы – взгляд на жилье как сервис и идея существования некоей организации, которая управляет акциями и сменой жилья. Минус – такая организация должна быть очень большой и иметь много акционеров, как следствие, ей, вероятно, будет сложно стартовать. Между тем в мире известны аналоги подобных апарт-отелей: как правило, дело ограничивается тем, что управляющие сдают курортные квартиры в аренду в то время, когда они не заняты владельцами. Но мы же говорим о будущем.
Выбор медиа: GAFA Architects и АТОМ га
Социальная сеть InTribeГригориос Гавалидис, Рустам Керимов и Станислав Новиков
Проект консорциума трех участников: sapiens.media, разработавших медиа-проект intribe.me, доступный в бета-версии и позволяющий каждому посетителю пройти опрос и не только выбрать где жить, но и выбрать «свое племя» – людей, близких по интересам, убеждениям и предпочтениям, с которыми можно определять функционал общественных пространств и формировать архитектуру дома, начиная с виртуальной сети. Два других участника: бюро GAFA (инициаторы конкурса) и АТОМ га, предложили варианты пластического и композиционного воплощения идеи – вариантов жилья для «племени». Таким образом здесь тоже можно пройти анкетирование, но не в файле google.forms, а на сайте.
Очевидно, что этот проект во многом созвучен предложению IND architects, – они схожи как варианты параллельного мышления: оба предлагают анализ аудитории и последующее проектирование по результатам. В данном проекте лучше разработана система опроса, акцент сделан на аналоге соцсетей; в проект IND отличается лучшим, более концентрированным, целеполаганием, его цель ближе: коливинг, а аналогом становится практика шеринга как таковая и опыт коливингов в мире. Здесь диапазон шире и, как следствие, более размыт, но зато жилье будет искать уже сформированное сообщество, которое не исключено, что окажется способно само стать заказчиком или искать инвестора. Оба проекта искали, и по словам авторов, успешно, партнеров и инвесторов на Арх Москве.
***