Тайное сокровище

Дом на четыре квартиры с офисным первым этажом – реконструкция здания XVI века в Зальцбурге по проекту бюро Peter Ebner and friends.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

mainImg
В начале XVII века Винченцо Скамоцци написал трактат «Идея универсальной архитектуры», где в том числе затронул тему городского планирования. Эту книгу прочитал 22-летний князь-архиепископ, в то время правивший Зальцбургом. Под впечатлением от труда Скамоцци он построил множество домов, создав в австрийском городе удивительно красивую последовательность улиц и площадей – общественное пространство, которым люди наслаждаются до сих пор.

В основе этого исторического примера лежит идея важности в архитектуре большого разнообразия размеров по горизонтали и вертикали. Подобное чередование до сих пор во многом определяет качество любого пространства, будь то жилье, торговый центр или городской квартал. Принцип разнообразия, описанный Скамоцци, существовал сотни, если не тысячи лет, но в современной архитектуре про него все чаще стали забывать: большинство зданий сегодня строятся в одном и том же стиле и размере, бесконечно повторяя друг друга.
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

Когда мастерская Peter Ebner and friends начала заниматься концептуальным проектом жилого дом в Зальцбурге, на участке уже существовало здание – объект культурного и исторического наследия Гештютхалле. Оно было построено в XVI веке, при князе-архиепископе Вольфе Дитрихе фон Райтенау, и на протяжении столетий несколько раз меняло свою функцию: было кузницей, конюшней, жильем, складом, использовалось для военных нужд. На одном из его фасадов до сих пор сохранился оригинальный герб князя-архиепископа, а на первом этаже остались романские колонны из Зальцбургского собора, перевезенные сюда во время перестройки последнего. Историческое сооружение долгое время находилось в запущенном состоянии но, несмотря на это, к возможному вмешательству архитекторов в его облик местный комитет охраны памятников, жители города и представители средств массовой информации отнеслись с определенным напряжением.

Работа над проектом, очевидно, требовала деликатности, и перед мастерской Peter Ebner and friends встала дилемма: сохранить Гештютхалле, ничего в нем не меняя, или, сконцентрировавшись на его красоте, попробовать ее переосмыслить? Руководитель бюро – профессор Петер Эбнер отмечает: «Я хотел рассмотреть все решения, объединяющие «старое» и «новое».
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

В результате, над исторической частью проекта были надстроены два новых этажа так, что абрис получившегося здания стал перекликаться с контуром средневековой крепости Хоэнзальцбург, гордо возвыщающейся над Зальцбургом. Такая форма была получена за счет использования в современной части здания принципа разнообразия, описанного Винченцо Скамоцци в его «Идее универсальной архитектуры». Архитекторы Peter Ebner and friends добавляют, что в интерьере двух новых этажей «хотели создать подобие исторического города, с его чередованием площадей и переулков, открытых и интимных пространств».

Попадая в современную часть здания, как будто оказываешься в волшебном лабиринте, где за одним углом находится овальная комната, за другим – зимний сад, а за третьим- лестница, кажется, ведущая к самим облакам. Каждое пространство здесь, не важно большое или маленькое, может быть отделено одно от другого, закрыто или, напротив, объединено с другими.

При описании жилых домов их часто характеризуют как подходящие интровертам или, наоборот, любителям шумных компаний. Дом, спроектированный мастерской Peter Ebner and friends, за счет гибкости пространств в нем может подстроиться под любые особенности характера своих жильцов. В этом проекте легко найти «свое место» или даже смоделировать его самостоятельно. Два верхних этажа занимают четыре квартиры, на первом ярусе расположено офисное пространство.
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

Благодаря использованию в доме зеленых технологий, он отличается низким энергопотреблением, составляющим примерно 10% от того, что обычно использует подобный ему жилой дом в Австрии. К примеру, геотермальный тепловой насос позволяет круглогодично поддерживать температуру воды в его открытом бассейне на уровне +32 градусов.

Лаконичный металлический фасад новой части дома мягко отражает окружающую зелень и окружающие здания. В зависимости от времени суток и времени года игра отражений на нем постоянно меняется, продолжая во внешнем облике концепцию гибкости и принцип разнообразия, заложенные в саму суть проекта. Архитекторы Peter Ebner and friends описывают этот эффект как «переливающуюся гладь воды», добавляя, что «на него также приятно смотреть». Серебристый фасад двух новых этажей (панели Larson и Alpolic) органично сочетается с покрытым штукатуркой цвета слоновой кости фасадом Гештютхалле. Старое и новое в проекте дополняют друг друга таким образом, что представить одно без другого в этой работе уже кажется невозможным.
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

Для руководителя Peter Ebner and friends профессора Петера Эбнера этот жилой дом стал второй постройкой в родном городе. Он признается, что «со времен его самого первого проекта здесь, еще в студенческие времена, прошло более двадцати лет и, по сравнению с тем, что было раньше, Зальцбург стал сложным местом для проектирования, в основном, из-за непрофессионализма местных строительных компаний». Рассказывая о своем опыте работы над этим домом, он рассказал: «Не перестаешь удивляться, когда видишь, что на все переговоры люди приходят в сопровождении своих юристов, и тебе начинает казаться, что ты в Нью-Йорке, хотя на самом деле ты всего лишь в небольшом провинциальном городе».

Что ж, работу архитекторов с объектами исторического наследия сложно назвать простой в любой части мира. Тем ценнее, когда результат, полученный за годы постоянного преодоления препятствий, становится для города приятным сюрпризом и его новой/старой архитектурной достопримечательностью. Архитекторы Peter Ebner and friends любовно называют свою работу «Тайным сокровищем» и такое определение – более чем оправданно: жилой дом, находясь в нескольких минутах ходьбы от исторического центра, имеет свой небольшой сад, ведущую к нему аллею и прекрасные виды. При этом он спрятан среди трехэтажной застройки и незаметен с дорог. «Тайное сокровище» открывается только тому, кто знает к нему путь.
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Лифт с художественной росписью. Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott


26 Февраля 2019

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.