26.02.2019

Тайное сокровище

Дом на четыре квартиры с офисным первым этажом – реконструкция здания XVI века в Зальцбурге по проекту бюро Peter Ebner and friends.

информация:

Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

В начале XVII века Винченцо Скамоцци написал трактат «Идея универсальной архитектуры», где в том числе затронул тему городского планирования. Эту книгу прочитал 22-летний князь-архиепископ, в то время правивший Зальцбургом. Под впечатлением от труда Скамоцци он построил множество домов, создав в австрийском городе удивительно красивую последовательность улиц и площадей – общественное пространство, которым люди наслаждаются до сих пор.

В основе этого исторического примера лежит идея важности в архитектуре большого разнообразия размеров по горизонтали и вертикали. Подобное чередование до сих пор во многом определяет качество любого пространства, будь то жилье, торговый центр или городской квартал. Принцип разнообразия, описанный Скамоцци, существовал сотни, если не тысячи лет, но в современной архитектуре про него все чаще стали забывать: большинство зданий сегодня строятся в одном и том же стиле и размере, бесконечно повторяя друг друга.
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

Когда мастерская Peter Ebner and friends начала заниматься концептуальным проектом жилого дом в Зальцбурге, на участке уже существовало здание – объект культурного и исторического наследия Гештютхалле. Оно было построено в XVI веке, при князе-архиепископе Вольфе Дитрихе фон Райтенау, и на протяжении столетий несколько раз меняло свою функцию: было кузницей, конюшней, жильем, складом, использовалось для военных нужд. На одном из его фасадов до сих пор сохранился оригинальный герб князя-архиепископа, а на первом этаже остались романские колонны из Зальцбургского собора, перевезенные сюда во время перестройки последнего. Историческое сооружение долгое время находилось в запущенном состоянии но, несмотря на это, к возможному вмешательству архитекторов в его облик местный комитет охраны памятников, жители города и представители средств массовой информации отнеслись с определенным напряжением.

Работа над проектом, очевидно, требовала деликатности, и перед мастерской Peter Ebner and friends встала дилемма: сохранить Гештютхалле, ничего в нем не меняя, или, сконцентрировавшись на его красоте, попробовать ее переосмыслить? Руководитель бюро – профессор Петер Эбнер отмечает: «Я хотел рассмотреть все решения, объединяющие «старое» и «новое».
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

В результате, над исторической частью проекта были надстроены два новых этажа так, что абрис получившегося здания стал перекликаться с контуром средневековой крепости Хоэнзальцбург, гордо возвыщающейся над Зальцбургом. Такая форма была получена за счет использования в современной части здания принципа разнообразия, описанного Винченцо Скамоцци в его «Идее универсальной архитектуры». Архитекторы Peter Ebner and friends добавляют, что в интерьере двух новых этажей «хотели создать подобие исторического города, с его чередованием площадей и переулков, открытых и интимных пространств».

Попадая в современную часть здания, как будто оказываешься в волшебном лабиринте, где за одним углом находится овальная комната, за другим – зимний сад, а за третьим- лестница, кажется, ведущая к самим облакам. Каждое пространство здесь, не важно большое или маленькое, может быть отделено одно от другого, закрыто или, напротив, объединено с другими.

При описании жилых домов их часто характеризуют как подходящие интровертам или, наоборот, любителям шумных компаний. Дом, спроектированный мастерской Peter Ebner and friends, за счет гибкости пространств в нем может подстроиться под любые особенности характера своих жильцов. В этом проекте легко найти «свое место» или даже смоделировать его самостоятельно. Два верхних этажа занимают четыре квартиры, на первом ярусе расположено офисное пространство.
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

Благодаря использованию в доме зеленых технологий, он отличается низким энергопотреблением, составляющим примерно 10% от того, что обычно использует подобный ему жилой дом в Австрии. К примеру, геотермальный тепловой насос позволяет круглогодично поддерживать температуру воды в его открытом бассейне на уровне +32 градусов.

Лаконичный металлический фасад новой части дома мягко отражает окружающую зелень и окружающие здания. В зависимости от времени суток и времени года игра отражений на нем постоянно меняется, продолжая во внешнем облике концепцию гибкости и принцип разнообразия, заложенные в саму суть проекта. Архитекторы Peter Ebner and friends описывают этот эффект как «переливающуюся гладь воды», добавляя, что «на него также приятно смотреть». Серебристый фасад двух новых этажей (панели Larson и Alpolic) органично сочетается с покрытым штукатуркой цвета слоновой кости фасадом Гештютхалле. Старое и новое в проекте дополняют друг друга таким образом, что представить одно без другого в этой работе уже кажется невозможным.
 
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

Для руководителя Peter Ebner and friends профессора Петера Эбнера этот жилой дом стал второй постройкой в родном городе. Он признается, что «со времен его самого первого проекта здесь, еще в студенческие времена, прошло более двадцати лет и, по сравнению с тем, что было раньше, Зальцбург стал сложным местом для проектирования, в основном, из-за непрофессионализма местных строительных компаний». Рассказывая о своем опыте работы над этим домом, он рассказал: «Не перестаешь удивляться, когда видишь, что на все переговоры люди приходят в сопровождении своих юристов, и тебе начинает казаться, что ты в Нью-Йорке, хотя на самом деле ты всего лишь в небольшом провинциальном городе».

Что ж, работу архитекторов с объектами исторического наследия сложно назвать простой в любой части мира. Тем ценнее, когда результат, полученный за годы постоянного преодоления препятствий, становится для города приятным сюрпризом и его новой/старой архитектурной достопримечательностью. Архитекторы Peter Ebner and friends любовно называют свою работу «Тайным сокровищем» и такое определение – более чем оправданно: жилой дом, находясь в нескольких минутах ходьбы от исторического центра, имеет свой небольшой сад, ведущую к нему аллею и прекрасные виды. При этом он спрятан среди трехэтажной застройки и незаметен с дорог. «Тайное сокровище» открывается только тому, кто знает к нему путь.
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Лифт с художественной росписью. Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Лифт с художественной росписью. Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott
Дом «Гештютхалле – Тайное сокровище». Фото © Paul Ott

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Отель Fogo Island Inn
Тодд Сондерс, 2010 – 2013
Отель Fogo Island Inn

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Отель Americano группы Habita
Энрике Нортен, 2008 – 2011
Отель Americano группы Habita

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи