Дизайн «на данном этапе»

О международной выставке дизайна Nerka Design Happening в Ереване.

Автор текста:
Тигран Арутюнян

13 Августа 2018
mainImg
Этим летом в Ереване прошла выставка дизайна Nerka Design Happening. Главная цель ее организаторов, Nerka Design Project, – создание в Армении регулярного смотра дизайна, который должен содействовать развитию этой сферы внутри страны, помогать продвижению местных дизайнеров на международной арене, а также выстраивать диалог с профессионалами из-за рубежа. Само название «Нерка» (в переводе с армянского – «сейчас», «на данном этапе») подразумевает именно современную дискуссию о дизайне.
Выставка дизайна Nerka Design Happening. Фото предоставлено Nerka Design Project
Выставка дизайна Nerka Design Happening. Фото предоставлено Nerka Design Project

По мысли организаторов, выставки должны проходить в формате поп-ап в пространствах, для экспозиций изначально не предназначенных, что в свою очередь делает Nerka Design Happening катализатором развития этих площадок. Так, первая такая выставка прошла в 2016 году на первом этаже строящегося жилого дома, а после там открылась галерея. В том смотре участвовали, в основном, армянские дизайнеры.
 
Выставка дизайна Nerka Design Happening. Фото предоставлено Nerka Design Project

Охват второй выставки – значительно шире, в том числе и потому, что среди экспонентов были и иностранцы. Оформление выставки выполнило бюро BARDI Architectural Studio, а расположилась она в холле бывшего здания МИД (архитекторы Самвел Сафарян и Рафаэл Исраельян, 1950-е годы), которое сейчас временно не функционирует из-за реконструкции. Как и в случае первого Nerka Design Happening’а, эта экспозиция тоже стала толчком для нового использования своей площадки: затем там открылась выставка графического дизайна – политического плаката.
 
Выставка дизайна Nerka Design Happening. Фото предоставлено Nerka Design Project

К участию в Nerka Design Happening были приглашены 18 дизайнеров из Армении, России и Украины. У выставки не было жесткой программы, поэтому диапазон проектов довольно широк – от серийных предметов до экспонатов, приближающихся по сути к произведению искусства, и в этом наборе не прослеживалась какая-либо концептуальная целостность. Многие работы были до того представлены на других выставках (в частности, на миланском «Салоне»), но были и сделанные специально для Nerka Design Happening объекты (в основном, авторства армянских участников). В рамках выставки также проводились лекции.

Приглашенные российские дизайнеры были участниками проекта Izba. Переосмысление народных промыслов, которое ярко прослеживается во многих работах этой группы, вдохновило организаторов выставки, и они сочли важным показать такой опыт армянской публике и выстроить на его базе диалог с местным профессиональным сообществом.

Так, Света Герасимова в текстиле разрабатывает мотив русалки.
 
Работы Светы Герасимовой. Фото предоставлено Nerka Design Project

Ярослав Мисонжиков представил детскую игрушку-трещотку и односвечник, вдохновленные русскими народными предметами быта.
 
Работы Ярослава Мисонжикова. Фото предоставлено Nerka Design Project

Немало было работ на тему комнатных и срезанных цветов, среди них – проект Алексея Галкина и Ольга Марченко (Facultative works), которые в Ереване впервые показали свои последние работы, кашпо и держатели для них. Их основная идея заключается в том, что детали подставок можно при желании рассоединить.
 
Работы студии Facultative works. Фото предоставлено Nerka Design Project

К той же серии можно отнести минималистскую вазу Ани Дружининой.
 
Работы Ани Дружининой. Фото предоставлено Nerka Design Project

Созданные Катей Толстых керамические вазы МЕМ вдохновлены работами группы «Мемфис» и советской парковой скульптурой.
 
Работы Кати Толстых. Фото предоставлено Nerka Design Project

Минималистский подход к проектированию мебели можно видеть у двух других российских дизайнеров. Линейность, внимание к деталям, простые цвета и формы характеризуют работу Максима Максимова («Аскетик») – светильники, подставки, вешалки и прочие предметы из стальных пластин. А Александр Канагин представил деревянную мебель с характерной линейной эстетикой, где прослеживается стремление максимально подчеркнуть материал, оставив цвет на втором месте.
 
Работы Максима Максимова. Фото предоставлено Nerka Design Project
Работы Александра Канагина. Фото предоставлено Nerka Design Project

Состав участников из Армении был более разнообразен – архитекторы, дизайнеры, фотографы – что было хорошо заметно по их работам.

Сарко Минэ (Sarko Meene) представила свою первую работу, где углубилась в философские аспекты взаимосвязи и противостояния мужчины и женщины, представив их в виде противоречивых сочетаний и конструкций – таких, как стеклянный стол на двух опорах и воздушная форма из металлической сетки.
 
Работы Сарко Минэ. Фото предоставлено Nerka Design Project

Света Хачатрян, обратившись к текстилю, переосмысляет традицию изготовления женщинами одеял для своих дочерей и внуков. Одеяло выступает как символ крова, защиты, и характерно, что его узор составлен из символов-оберегов.
 
Работы Светы Хачатрян. Фото предоставлено Nerka Design Project

На выставке представлены также проекты на более глобальные темы, в частности, Вероника Барсегян затрагивает экологический вопрос – исчезновение кораллов.
 
Работы Вероники Барсегян. Фото предоставлено Nerka Design Project

Фотограф Ваган Степанян придумал своего рода «ностальгический объект», посвященный легендарному армянскому радио. Это эдакая постмодернистская игра: внутри ретро-радиоприемника хранятся карточки с шутками и архивными фотографиями, напоминая об ушедшей эпохе – как знаменитых анекдотов, так и радио как главного средства массовой информации.
 
Проект Вагана Степаняна. Фото предоставлено Nerka Design Project
Проект Вагана Степаняна. Фото предоставлено Ваганом Степаняном

Ваган Авакян создал из полимерного холста вазы и светильники с «фактурой» из треугольных граней.
 
Работы Вагана Авакяна. Фото предоставлено Nerka Design Project

Гор Шахбазян представил проект для серийного производства – детскую кроватку, которая «растет» вместе с ребенком.
 
Работы Гора Шахбазяна. Фото предоставлено Nerka Design Project

Модифицируемые стулья работы Тиграна Амалбашяна имеют амбицию стать «лицом» современного армянского дизайна.
 
Работы Тиграна Амалбашяна. Фото предоставлено Nerka Design Project

Еще один предмет мебели, кресло Эдуарда Ванескеяна, должен стать уникальным по своей эргономике; его формы напоминают скульптуры Генри Мура и Жоана Миро.
 
Работа Эдуарда Ванескеяна. Фото предоставлено Nerka Design Project

В конце хотелось бы остановиться на выполненных архитекторами работах, которые выделяются на общем фоне. Бюро «Сторакет», уже получившее известность благодаря своим школьным зданиям, совместно с дизайн-студией «Сфера» экспериментирует в разработке мобильной, модифицируемой офисной мебели по принципу «Лего». Названная «Пут-Пут», гибкая конструкция из стального каркаса и фанеры предполагает оптимальное решение для любого пространства.
 
Работа бюро «Сторакет» и дизайн-студии «Сфера». Фото предоставлено Nerka Design Project

Архитектор Арсен Карапетян создал своеобразный философский объект, раздумывая над соотношением произведения и его создателя, равенством дизайнера и дизайна. Напоминающую гротескную миллиметровку сетчатый стол представлен как опора новых идей: на нем разбросаны символизирующие замыслы архитектурные эскизы, а удерживают их бетонные морфотипы.
 
Проект Арсена Карапетяна. Фото предоставлено Nerka Design Project

Наверное, самый оригинальный проект выставки – параметрическая инсталляция команды Skillshop, которая первой проводит в Армении эксперименты по созданию объектов параметрического дизайна. Парящая конструкция из ткани напоминает первые работы Эрнана Диаса Алонсо и своеобразно сочетается с логотипом Nerka Design Project – красной оригами.
Проект команды Skillshop. Фото предоставлено Nerka Design Project

13 Августа 2018

Автор текста:

Тигран Арутюнян
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Особый номер
13-й симпозиум Алвара Аалто, состоявшийся в этом месяце в Финляндии под девизом «Делай!», собрал участников со всего мира. Репортаж из Ювяскюля нашего постоянного автора Тарьи Нурми.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.