Пространство, структура, фасад: совпадение

Комплекс Feltrinelli Porta Volta в Милане по проекту бюро Herzog & de Meuron.

Автор текста:
Милица Алемпич

15 Марта 2017
mainImg
В Милане возник новый ориентир: открылась новая штаб-квартира Фонда Джанджакомо Фельтринелли. В районе масштабных городских преобразований новый шедевр швейцарских архитекторов заполнил лакуну, где до того в течение десятилетий лишь проносились автомобили. С презентации первого эскиза в миланском обществе начались многочисленные дискуссии о проекте: среди обсуждавшихся тогда и продолжающих волновать горожан вопросов были сложная история участка, современные урбанистические устремления, новый тип социального и культурного «инкубатора», роль частного фонда и приглашение иностранных архитекторов.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

Итальянское городское наследие всегда представляло сложность для новых к нему дополнений. Мириады сосуществующих тонких исторических слоев одновременно ограничивали возможности для новых проектов и освобождали новые перспективы для работы. Даже если постиндустриальный Милан может считаться местом, где успешно реализуются очень крупные проекты реконструкции, вес уже существующей среды заставляет подвергать сомнению любое новое «вмешательство». Новая штаб-квартира фонда имени выдающегося итальянского издателя – не очередная ли это «прививка» современности, если вспомнить термин, придуманный для итальянского павильона венецианской биеннале-2014 его куратором Чино Дзукки? Достаточно ли она отдает должное тонкости и многослойности миланского наследия?
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

С самого начала местные приверженцы традиций обвиняли Жака Херцога и Пьера де Мерона, дуэт очень строгих и последовательных в своем творчестве мастеров, в непонимании архитектурной культуры Милана. Эти критики, вероятно, забыли о способности бюро Herzog & de Meuron к радикальному переосмыслению самой природы общественных пространств, забыли и об их работах, ставших важными вехами современной архитектурной дискуссии: реконструкции Галереи Тейт Модерн в Лондоне, стадионах в Мюнхене, Базеле и Пекине, культурном центре Caixa Forum в Мадриде, Музее культур в Базеле.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

Feltrinelli Porta Volta – первая постоянная постройка, спроектированная Херцогом и де Мероном в городе их учителя – Альдо Росси. Она свидетельствует о том, что даже в окружении накладывающих ограничения городской ткани и жестких традиций можно создать очень современную архитектуру. Градостроительная структура Порта-Вольта восходит к Испанским стенам, укреплениям XVI века, от которых остался лишь пустырь. Базельские архитекторы своим проектом решили проблему этой лакуны на градостроительном и архитектурном уровне.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

Их здание – всего лишь скелет или «обнаженная натура»: пространство, структура и фасад совпадают, любой компонент постройки относится одновременно к этим трем категориям. В этой простоте узнается подход, характерный для ранних работ Herzog & de Meuron. Это возвращение к истокам, упрощение формы, которая является чистым воплощением логики, как в их проектах 1990-х – складе для фирмы Ricola, винодельне в долине Напа. С другой стороны, эти обнаженность и связность структурных и пространственных элементов также опираются на традицию миланской готики. В линейной «выдавленной» форме и повторении одного и того же элемента этой постройки – отсылка как к городской архитектуре, так и аллюзия на типичные для сельской Ломбардии длинные дома типа «кашина». Несложно заметить, что такие же мотивы были важны и для Альдо Росси, достаточно вспомнить его квартал Галларатезе. Увлеченность структурой характерна для подхода H&dM, но это также очень миланская черта.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

Комплекс длиной 188 метров и высотой в 32 метра не только привлекает внимание, но и слегка сбивает с толку из-за своей остроугольности и большого размера. Архитекторы стремились «создать нечто очень традиционное и очень современное», «простое, но удивляющее». Масштаб и геометрия здания воспринимается по-разному с разных точек зрения. Его облик в перспективе все время меняется, не позволяя оценить реальные габариты постройки.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

Огромные стеклянные панели, помещенные между бетонных ребер, дают зданию полную прозрачность: такой пуританский подход определен склонностью авторов к минимализму и упором на так ценимую ими простоту. Также стекло стирает границу между внутренним пространством и окружением; круговая панорама Милана, открывающаяся из интерьера – это одно из самых сильных впечатлений от постройки; восприятие города из здания – инструмент, который H&dM уже использовали ранее. В этом случае посетители здания ощущают себя частью города и общества, причем это не только игра со зрителем, но и отражение роли, которую играет Фонд Фельтринелли в Италии.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

Новая штаб-квартира фонда задумана как место встречи, пространство постоянной общественной дискуссии. Это «архитектура души», способная приподнять над суетой нашу повседневную жизнь. Внутри расположено 12 километров архивных стеллажей, библиотека с 270 000 томов и 16 000 периодических изданий: это один из крупнейших европейских центров исторических, политических, социальных исследований, что соответствует главному намерению основателя фонда, Джанджакомо Фельтринелли – его детище должно служить современной платформой для дискуссий, открытой и полезной всем.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

Распределение функций в здании сочетается со значением каждой из них. Многофункциональный зал, сердце постройки, помещен на втором этаже и доступен всем для неформальных встреч, конференций, кинопоказов, выставок и представлений. Эта база для новой исследовательской программы фонда: ее цель – стимулировать научную дискуссию, одновременно открыв ее для более широкой публики с помощью экспериментов с новыми формами подачи информации. Читальный зал устроен под впечатляющей двускатной крышей: там можно изучить материалы и книги из библиотеки и архива. Это пространство – аллегория традиционной архитектуры. Если в «кашинах» наверху хранились самые ценные вещи, то в здании Фонда Фельтринелли там помещено место встречи человека и книги – сокровище, с точки зрения великого издателя. На первом этаже находится книжный магазин с более чем 15 000 наименований, совмещенный с кафе. Часть здания занята офисом кампании Microsoft: менее важной с точки зрения культуры функцией, но все же значительным «хабом», где будут работать 600 человек.
 
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Herzog & de Meuron

Время и отношение горожан покажут, жизнеспособны ли интерпретация современного Милана от H&dM и идея культурного хаба их заказчика, Карло Фельтринелли – сына Джанджакомо. Они покажут, станет ли штаб-квартира Fondazione Giangiacomo Feltrinelli продолжением итальянского модернистского подхода к проектам в исторической среде или же она окажется еще одной «прививкой»…
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic

15 Марта 2017

Автор текста:

Милица Алемпич
comments powered by HyperComments
Herzog & de Meuron: другие проекты
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Бетонный квартал
Квартал А3 в лионском районе Конфлюанс застроен под руководством Herzog & de Meuron шестью разными архитекторами, включая их самих.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Индустриальная культура
Дуйсбург – промышленный город в земле Северный Рейн – Вестфалия, и его власти делают все возможное, чтобы привлечь сюда туристов, в том числе –извлекая максимальную выгоду из индустриального прошлого и настоящего города.
Триумф просвещения
Среди финалистов Премии Стерлинга–2016, награды за лучшее британское здание года, преобладают постройки сферы образования и культуры.
Музейный склад
Кампус компании Vitra в немецком городке Вайль-на-Рейне пополнился еще одним архитектурным экспонатом. Его авторами стали Жак Херцог и Пьер де Мерон.
Филармония в виду берега
Самый известный европейский долгострой, гамбургскую «Эльбскую филармонию» по проекту Herzog & de Meuron, планируется открыть в январе 2017-го: через 10 лет после начала реализации.
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.