Комплекс Feltrinelli Porta Volta в Милане по проекту бюро Herzog & de Meuron.
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
В Милане возник новый ориентир: открылась новая штаб-квартира Фонда Джанджакомо Фельтринелли. В районе масштабных городских преобразований новый шедевр швейцарских архитекторов заполнил лакуну, где до того в течение десятилетий лишь проносились автомобили. С презентации первого эскиза в миланском обществе начались многочисленные дискуссии о проекте: среди обсуждавшихся тогда и продолжающих волновать горожан вопросов были сложная история участка, современные урбанистические устремления, новый тип социального и культурного «инкубатора», роль частного фонда и приглашение иностранных архитекторов. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Итальянское городское наследие всегда представляло сложность для новых к нему дополнений. Мириады сосуществующих тонких исторических слоев одновременно ограничивали возможности для новых проектов и освобождали новые перспективы для работы. Даже если постиндустриальный Милан может считаться местом, где успешно реализуются очень крупные проекты реконструкции, вес уже существующей среды заставляет подвергать сомнению любое новое «вмешательство». Новая штаб-квартира фонда имени выдающегося итальянского издателя – не очередная ли это «прививка» современности, если вспомнить термин, придуманный для итальянского павильона венецианской биеннале-2014 его куратором Чино Дзукки? Достаточно ли она отдает должное тонкости и многослойности миланского наследия? Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
С самого начала местные приверженцы традиций обвиняли Жака Херцога и Пьера де Мерона, дуэт очень строгих и последовательных в своем творчестве мастеров, в непонимании архитектурной культуры Милана. Эти критики, вероятно, забыли о способности бюро Herzog & de Meuron к радикальному переосмыслению самой природы общественных пространств, забыли и об их работах, ставших важными вехами современной архитектурной дискуссии: реконструкции Галереи Тейт Модерн в Лондоне, стадионах в Мюнхене, Базеле и Пекине, культурном центре Caixa Forum в Мадриде, Музее культур в Базеле. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Feltrinelli Porta Volta – первая постоянная постройка, спроектированная Херцогом и де Мероном в городе их учителя – Альдо Росси. Она свидетельствует о том, что даже в окружении накладывающих ограничения городской ткани и жестких традиций можно создать очень современную архитектуру. Градостроительная структура Порта-Вольта восходит к Испанским стенам, укреплениям XVI века, от которых остался лишь пустырь. Базельские архитекторы своим проектом решили проблему этой лакуны на градостроительном и архитектурном уровне. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Их здание – всего лишь скелет или «обнаженная натура»: пространство, структура и фасад совпадают, любой компонент постройки относится одновременно к этим трем категориям. В этой простоте узнается подход, характерный для ранних работ Herzog & de Meuron. Это возвращение к истокам, упрощение формы, которая является чистым воплощением логики, как в их проектах 1990-х – складе для фирмы Ricola, винодельне в долине Напа. С другой стороны, эти обнаженность и связность структурных и пространственных элементов также опираются на традицию миланской готики. В линейной «выдавленной» форме и повторении одного и того же элемента этой постройки – отсылка как к городской архитектуре, так и аллюзия на типичные для сельской Ломбардии длинные дома типа «кашина». Несложно заметить, что такие же мотивы были важны и для Альдо Росси, достаточно вспомнить его квартал Галларатезе. Увлеченность структурой характерна для подхода H&dM, но это также очень миланская черта. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс длиной 188 метров и высотой в 32 метра не только привлекает внимание, но и слегка сбивает с толку из-за своей остроугольности и большого размера. Архитекторы стремились «создать нечто очень традиционное и очень современное», «простое, но удивляющее». Масштаб и геометрия здания воспринимается по-разному с разных точек зрения. Его облик в перспективе все время меняется, не позволяя оценить реальные габариты постройки. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Огромные стеклянные панели, помещенные между бетонных ребер, дают зданию полную прозрачность: такой пуританский подход определен склонностью авторов к минимализму и упором на так ценимую ими простоту. Также стекло стирает границу между внутренним пространством и окружением; круговая панорама Милана, открывающаяся из интерьера – это одно из самых сильных впечатлений от постройки; восприятие города из здания – инструмент, который H&dM уже использовали ранее. В этом случае посетители здания ощущают себя частью города и общества, причем это не только игра со зрителем, но и отражение роли, которую играет Фонд Фельтринелли в Италии. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Новая штаб-квартира фонда задумана как место встречи, пространство постоянной общественной дискуссии. Это «архитектура души», способная приподнять над суетой нашу повседневную жизнь. Внутри расположено 12 километров архивных стеллажей, библиотека с 270 000 томов и 16 000 периодических изданий: это один из крупнейших европейских центров исторических, политических, социальных исследований, что соответствует главному намерению основателя фонда, Джанджакомо Фельтринелли – его детище должно служить современной платформой для дискуссий, открытой и полезной всем. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Распределение функций в здании сочетается со значением каждой из них. Многофункциональный зал, сердце постройки, помещен на втором этаже и доступен всем для неформальных встреч, конференций, кинопоказов, выставок и представлений. Эта база для новой исследовательской программы фонда: ее цель – стимулировать научную дискуссию, одновременно открыв ее для более широкой публики с помощью экспериментов с новыми формами подачи информации. Читальный зал устроен под впечатляющей двускатной крышей: там можно изучить материалы и книги из библиотеки и архива. Это пространство – аллегория традиционной архитектуры. Если в «кашинах» наверху хранились самые ценные вещи, то в здании Фонда Фельтринелли там помещено место встречи человека и книги – сокровище, с точки зрения великого издателя. На первом этаже находится книжный магазин с более чем 15 000 наименований, совмещенный с кафе. Часть здания занята офисом кампании Microsoft: менее важной с точки зрения культуры функцией, но все же значительным «хабом», где будут работать 600 человек. Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Herzog & de Meuron
Время и отношение горожан покажут, жизнеспособны ли интерпретация современного Милана от H&dM и идея культурного хаба их заказчика, Карло Фельтринелли – сына Джанджакомо. Они покажут, станет ли штаб-квартира Fondazione Giangiacomo Feltrinelli продолжением итальянского модернистского подхода к проектам в исторической среде или же она окажется еще одной «прививкой»…Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
Комплекс Feltrinelli Porta Volta © Milica Alempic
|